Найти в Дзене

– Девочка, куда ты попала? Это не гимназия, это дно...

Оглавление

Рассказ | Нарисуй мне счастье |

Новенькая

Анна Сергеевна смотрела на старый, облупившийся фасад школы №153 и боролась с подступающей паникой. Здание, построенное, видимо, ещё в шестидесятых, выглядело точь-в-точь как все советские школы – серое, прямоугольное, с выцветшим лозунгом «Учиться, учиться и учиться» над входом. Только буквы частично осыпались, и теперь призыв великого вождя читался как «чи ся, учи ся и чи ся», что придавало ему какой-то зловещий оттенок.

– Господи, куда я попала? – подумала Анна, вспоминая свой престижный педагогический университет с колоннами и фонтаном во дворе. Но она сразу одёрнула себя: нет, это именно то, чего она хотела. Настоящая работа, настоящие проблемы, настоящая возможность что-то изменить.

Школьный двор был пуст – до начала занятий оставался ещё час. Только у дальней стены какой-то подросток увлечённо работал баллончиком с краской. Анна хотела было сделать замечание, но что-то её остановило. Она подошла ближе и замерла: на серой стене проступал удивительный рисунок – печальная девочка с крыльями, пытающаяся взлететь, но удерживаемая цепями.

– Красиво, – сказала она вслух.

Подросток вздрогнул и обернулся. Худой, встрёпанный, в потёртой джинсовке не по размеру. Но глаза... глаза были удивительные – тёмные, глубокие, совсем не детские.

– Это вандализм, – буркнул он. – Будете ругаться?

– Буду, – кивнула Анна. – Если не покажешь мне свои другие работы.

В его взгляде промелькнуло недоверие, потом интерес, потом снова настороженность.

– Вы кто?

– Анна Сергеевна, новая учительница литературы.

– А, ясно. Очередная энтузиастка, – он произнёс это слово с явной издёвкой. – Через месяц сбежите, как все.

– Посмотрим, – Анна улыбнулась. – Так что насчёт других работ?

Он колебался несколько секунд, потом полез в потрёпанный рюкзак и достал альбом. Анна начала листать его, и улыбка медленно сползла с её лица. Рисунки были прекрасны – техничные, эмоциональные, живые. И страшные. Люди с искажёнными лицами, тёмные фигуры, нависающие над съёжившимися детьми, руки, тянущиеся из темноты...

– Как тебя зовут?

– Дима. Дмитрий Волков, 9 "Б".

– Дима, ты очень талантлив. Но почему такие мрачные сюжеты?

Он пожал плечами и забрал альбом.

– Рисую, что вижу.

Первые дни

Учительская встретила Анну настороженными взглядами и запахом растворимого кофе. Женщины – а коллектив был почти полностью женский – рассматривали её с плохо скрываемым любопытством.

– Так вот она какая, наша московская штучка, – донеслось из угла, где математичка Зинаида Петровна демонстративно проверяла тетради.

– Девочка, ты хоть представляешь, куда попала? – это уже химичка, грузная женщина с уставшим лицом. – Это не престижная гимназия. Это дно. Здесь все отбросы района.

– Валентина Игоревна! – осадила её пожилая учительница, до этого молча сидевшая у окна. – Не стыдно так о детях говорить?

– А что, Мария Петровна, разве не правда? Вон, Волков опять с утра стены разрисовывает. Шпана...

– Дима не шпана, – слова вырвались у Анны раньше, чем она успела подумать. – Он талантливый художник.

В учительской повисла тишина. Потом раздался дружный смех.

– Ох, деточка, – Зинаида Петровна покачала головой. – Ты ещё не знаешь эту семейку. Отец – алкоголик, мать сбежала три года назад. А мальчишка... он же неуправляемый совершенно.

– Зато честный, – тихо сказала Мария Петровна. – И добрый, если приглядеться.

Звонок прервал дальнейшее обсуждение. Анна поспешила к своему кабинету, но успела заметить, как Мария Петровна ободряюще ей улыбнулась.

Первый урок был в том самом 9 "Б". Анна старалась не показывать волнения, входя в класс, но коленки предательски дрожали. Двадцать пять пар глаз уставились на неё – любопытных, насмешливых, равнодушных.

Дима сидел на последней парте и, конечно же, рисовал. На задней парте соседнего ряда расположилась компания явных "авторитетов" – два крепких парня и длинноволосая девица с вызывающим макияжем.

– Здравствуйте. Меня зовут Анна Сергеевна, и я буду преподавать у вас литературу.

– О, свеженькая училка! – громким шёпотом прокомментировал один из "авторитетов". Класс отреагировал сдержанными смешками.

Погружение

Анна не помнила, как пережила тот первый урок. Слова о прекрасном и вечном разбивались о стену равнодушия. Дима так и не поднял головы от своего альбома, "авторитеты" демонстративно обсуждали какие-то свои дела, остальные просто отсиживались.

После уроков она задержалась в кабинете, пытаясь понять, что делала не так. В дверь тихо постучали. Мария Петровна принесла чай в старой фарфоровой чашке.

– Не казните себя, – сказала она, присаживаясь рядом. – Первый день всегда такой. Знаете, я здесь уже тридцать пять лет. Видела, как район из престижного превращался в трущобы. Как уезжали благополучные семьи, как закрывались кружки и секции. Как спивались родители и ожесточались дети.

– Почему вы остались?

– Потому что кто-то должен, – просто ответила Мария Петровна. – Знаете, что самое страшное? Не бедность, не хулиганство даже. А то, что в них перестали верить. Все – учителя, родители, они сами.

В её голосе была такая боль, что Анна поняла: вот оно, настоящее призвание учителя. Не красивые слова с трибун, не показательные уроки, а эта неугасающая вера в детей, каждого, даже самого трудного.

– Научите меня, – попросила Анна. – Как достучаться до них?

– Для начала перестаньте быть училкой, – улыбнулась Мария Петровна. – Станьте учителем.

Следующий урок литературы Анна начала неожиданно:

– Уберите учебники. Сегодня мы будем говорить о вас.

Класс оживился. Даже Дима оторвался от своего альбома.

– Я хочу, чтобы каждый рассказал о своей мечте. Только честно, без показухи.

– А если нет мечты? – это подала голос длинноволосая девица с последней парты. Кажется, её звали Вика.

– Значит, поговорим о том, почему её нет.

Они проговорили весь урок. Сначала неохотно, потом всё более откровенно. Мечты были разные: от нового айфона до кругосветного путешествия. Кто-то хотел стать блогером, кто-то – открыть автомастерскую.

Дима молчал до последнего. Потом вдруг сказал:

– Я хочу нарисовать счастье. Только не знаю, как оно выглядит.

В наступившей тишине эти слова прозвучали с пронзительной искренностью.

– Может, попробуем узнать вместе? – предложила Анна.

После уроков она задержала его:

– Покажешь ещё рисунки?

Он достал альбом. На этот раз Анна рассматривала работы внимательнее. За мрачными образами проступало что-то большее – боль, одиночество, но и непокорённая сила духа.

– Дим, а ты хотел бы учиться рисовать профессионально?

– Какой смысл? – он пожал плечами. – Всё равно никто не возьмёт.

– А если я помогу?

Он посмотрел недоверчиво:

– Зачем вам это?

– Потому что талант нельзя зарывать в землю. Даже если земля – бетонная.

В его глазах мелькнуло что-то похожее на надежду, но тут же погасло:

– Отец не разрешит. Сказал, хватит дурью маяться, после девятого пойду в техникум.

– А если я с ним поговорю?

– Не надо! – он почти крикнул это. И тише добавил: – Правда, не надо.

В его голосе был такой страх, что Анна насторожилась. Что-то здесь было не так. Очень не так.

После того разговора что-то изменилось. Дима стал задерживаться после уроков, рисуя в кабинете литературы. Анна приносила ему альбомы с репродукциями, показывала технику разных художников. Иногда они просто говорили — об искусстве, о жизни, о будущем.

Но что-то тревожило её. Синяки, которые Дима неумело прятал под длинными рукавами. Его нервная реакция на громкие звуки. То, как он вздрагивал, когда кто-то проходил слишком близко.

В тот день он пришёл с разбитой губой.

— Упал, — сказал привычно, отводя глаза.

— Дима, — Анна осторожно положила руку ему на плечо. — Ты же знаешь, что можешь мне доверять?

Он молчал, глядя в окно. Потом достал из рюкзака новый рисунок. На нём был мужчина с перекошенным от ярости лицом, замахивающийся ремнём. А в углу — маленькая съёжившаяся фигурка.

— Это... часто происходит?

Дима кивнул:

— Когда пьяный. Или когда рисунки находит. Говорит, не мужское это дело…

Анна почувствовала, как внутри всё закипает от гнева. Но внешне осталась спокойной:

— Мы можем обратиться в полицию, в органы опеки...

— Нет! — он резко отстранился. — Тогда точно в интернат заберут. Я уже узнавал.

— Есть другие варианты...

— Нет. Просто... можно я буду здесь рисовать? После уроков?

Неожиданные союзники

План родился неожиданно. На перемене к Анне подошла Вика — та самая "трудная" девочка с последней парты.

— Анна Сергеевна, а правда, что вы Димке помогаете с рисованием?

— Правда. А что?

— Круто он рисует, — Вика помялась. — Слушайте, а давайте кружок организуем? Ну, типа художественная студия. А то у нас в районе вообще делать нечего, только по подъездам шляться.

Анна удивлённо посмотрела на неё:

— Ты тоже хочешь рисовать?

— Не, я для брата. Ему двенадцать, он тоже рисует, только стесняется.

Так родилась идея школьной арт-студии. Анна написала проект, нашла через знакомых спонсоров на материалы. Дима согласился помогать с младшими — оказалось, он неплохо ладит с детьми.

Но настоящий сюрприз преподнесла Мария Петровна:

— У меня муж был художником, — сказала она однажды. — Профессиональным. Все его материалы на чердаке пылятся — мольберт, краски, кисти. Может, пригодится вашей студии?

Постепенно подтягивались и другие помощники. Кто-то принёс старые рамы, кто-то помог с ремонтом помещения. Даже "трудные" ребята включились — оказалось, что искусство граффити тоже может быть легальным, если правильно его направить.

Вика привела своего брата Костю — застенчивого мальчишку с удивительным чувством цвета. Потом подтянулись другие дети из младших классов. Анна с удивлением наблюдала, как Дима раскрывается в роли наставника — терпеливый, внимательный, умеющий найти подход к каждому.

— Знаете, — сказал он однажды, глядя, как малыши увлечённо рисуют, — кажется, я понял, как выглядит счастье.

Перед грозой

Всё изменилось в один день. Дима не пришёл на занятия арт-студии, хотя никогда не пропускал их раньше. Анна чувствовала: что-то случилось. Нехорошее предчувствие усилилось, когда Вика прибежала с последнего урока:

— Анна Сергеевна! Там... В общем, Димкин отец его альбом нашёл. Новый, где он для выставки рисовал. Орал на всю улицу, что убьёт его.

Сердце пропустило удар. Последние работы Димы для городской выставки были особенными — серия автопортретов, где он впервые открыто показал свою боль. Избитый мальчик, превращающийся в птицу. Руки, тянущиеся к свету сквозь решётку. И последний — самый страшный: пьяный отец с занесённым кулаком, а вокруг него — призрачная фигура матери, закрывающей лицо руками.

— Где он сейчас?

— Не знаю. Но если домой пошёл...

Анна схватила телефон, набрала номер полиции. Потом позвонила Марии Петровне:

— Помогите! Нужно срочно найти Диму!

Район словно ожил, узнав о беде. Искали все: учителя, старшеклассники, даже местные бабушки у подъездов включились в поиски. Вика подняла на ноги свою компанию, они прочёсывали заброшенные здания и подвалы.

А Дима нашёлся в старой голубятне на крыше его дома. Анна поднялась туда по шаткой лестнице и замерла на пороге. Он сидел, скорчившись в углу, прижимая к груди изодранный альбом. На лице наливался свежий синяк.

— Дим...

— Уходите, — глухо сказал он. — Всё равно ничего не изменить.

— Неправда. Мы уже всё изменили. Ты изменил — своими рисунками, своей честностью, своей силой.

— Какая сила? Я даже защититься не могу...

— Самая настоящая. Сила творить, несмотря ни на что. Сила оставаться собой. Сила помогать другим.

Он поднял голову, в глазах блеснули слёзы:

— Я больше не могу... Мама тоже не смогла, потому и ушла.

— Но ты не один. Посмотри, — Анна показала на улицу внизу, где собрались люди. — Видишь, сколько людей тебя ищут? Ты нужен им. Твои рисунки нужны. Твоя душа нужна.

События развивались стремительно. Заявление в полицию, побои, записанные на камеру телефона, свидетельские показания соседей. Диму временно поместили в больницу — официально с сотрясением мозга, на деле — чтобы защитить от отца.

Анна дежурила у его палаты, когда привезли документы из опеки. Дима спал, измученный лекарствами и переживаниями. На тумбочке лежал новый альбом — весь персонал больницы скинулся, чтобы купить ему материалы для рисования.

— Как он? — В палату заглянула Мария Петровна.

— Физически — жить будет. А душевно...

— Душа у него крепкая. Знаете, я ведь его мать хорошо помнила — тоже талантливая была, музыкой занималась. Только сломалась.

— А Дима не сломается, — раздался голос от двери.

Там стояла Вика с братом.

— Можно к нему?

— Попозже, — Анна улыбнулась. — Сейчас пусть отдохнёт.

Они устроились в коридоре. Костя достал рисунок — корявый, но трогательный: Дима в окружении учеников их студии.

— Это типа групповой портрет, — смущённо пояснил он. — Мы там все его ждём.

Анна смотрела на этот детский рисунок и вдруг поняла: вот оно, настоящее спасение. Не в официальных бумагах и решениях суда, а в этой простой человеческой теплоте, в этом чувстве общности, в этой способности детей любить и поддерживать друг друга.

Новая жизнь

Суд назначили через месяц. Всё это время Анна оформляла документы на временное опекунство. Собрать характеристики, пройти комиссии, доказать свою состоятельность как опекуна — каждый день превращался в битву с бюрократической системой.

— Вы понимаете, на что идёте? — спрашивала пожилая женщина из опеки. — Вам всего двадцать шесть, не замужем, съёмная квартира... А тут подросток с травмированной психикой.

— Понимаю, — отвечала Анна. — Но ещё лучше я понимаю, что будет, если его отправить в интернат.

Дима выздоравливал. Физически — быстро, душевно — медленнее. По ночам его всё ещё мучили кошмары, но днём он оживал, особенно когда приходили ребята из студии. Они принесли ему настоящий мольберт — скинулись всей школой.

— Я тут подумал, — сказал он однажды, показывая новый рисунок. — Помните, вы спрашивали про счастье? Вот оно какое.

На листе был изображён их художественный класс, полный света и детей. Но главное — лица. Живые, настоящие, с искренними улыбками. И автопортрет самого Димы — впервые без страха в глазах.

Городская выставка молодых художников проходила в настоящей галерее. Работы Димы заняли целую стену — история преодоления, рассказанная языком красок. От первых мрачных рисунков до последних, полных света и надежды.

— Потрясающая динамика, — говорил седой искусствовед. — Редко встречаешь такую эмоциональную честность в столь юном возрасте.

Но главные ценители были другие — дети из их студии. Они горделиво водили своих родителей вдоль стен, объясняя технику и смысл каждой работы. Вика с важным видом давала интервью местному телевидению. Костя фотографировал всё подряд для будущей презентации в школе.

Анна стояла в стороне, наблюдая за происходящим. К ней подошла Мария Петровна:

— Знаете, что самое удивительное? Не эта выставка, не награды. А то, как изменился весь район. Вы заметили?

И правда — изменения были разительные. Художественная студия превратилась в настоящий культурный центр. Старшие учили младших, бывшие хулиганы расписывали стены домов яркими картинами, превращая серые пятиэтажки в галерею под открытым небом.

Эпилог

Прошёл год. Дима готовился поступать в художественное училище. Анна официально стала его опекуном. Их маленькая квартира превратилась в настоящую мастерскую: мольберты, краски, незаконченные работы повсюду.

В тот вечер он дописывал новую картину — большое полотно для школьного актового зала.

— Как назовёшь? — спросила Анна, разливая чай.

— Думаю, "Семья", — ответил он, отступая на шаг и разглядывая работу. — Смотрите: вот здесь вы, здесь Мария Петровна, тут ребята из студии… Знаете, я понял одну вещь: семья — это не только те, кто рядом по крови. Это те, кто видит в тебе человека. Даже когда ты сам в себе сомневаешься.

На картине были изображены люди разных возрастов, сидящие за большим столом. Они пили чай, рисовали, разговаривали — обычный вечер в их студии. Но было в этой простой сцене что-то такое настоящее, живое, что щемило сердце.

А в углу картины, почти незаметно, была нарисована маленькая птичка. Она вылетала из раскрытой клетки, расправляя крылья навстречу солнцу.

— Ты стал совсем другим, — сказала Анна, глядя на эту деталь.

— Не другим, — покачал головой Дима. — Просто теперь я знаю, кто я. И больше не боюсь этого.

Он взял новый чистый холст и задумчиво посмотрел в окно, где догорал закат.

— Знаете, что я хочу нарисовать дальше? Будущее. Оно ведь тоже может быть прекрасным, правда?

— Правда, — улыбнулась Анна. — Особенно если рисовать его вместе.

За окном шумел вечерний город. В художественной студии внизу слышались детские голоса — там шли дополнительные занятия для младших. Мир не стал идеальным, но он определённо стал лучше. Один рисунок за другим, одна спасённая душа за другой.

А на стене их кухни висел тот самый первый рисунок с девочкой и крыльями. Только теперь цепи на нём были разорваны, а фигурка парила в свободном полёте.

Поделитесь с друзьями историей учительницы Анны, и, возможно, в мире станет немного светлее. Анна - не такой уж вымышленный персонаж и, конечно, в настоящей жизни после окончания рассказа её ждало много трудностей, но перед храбрым и добрым сердцем даже воды океана расступаются.

Подписывайтесь на мой канал, следующий рассказ уже написан и будет опубликован в ближайшее время. Готовьте носовые платочки!

Ещё популярные рассказы на канале:

— Это будет необычный спектакль. — Это будет история о нас...
Уголки души | Елизавета Горкина14 декабря 2024