Есть версия, что Иисус был не единственным сыном в семье, у него были сводные братья и сестры, дети от первого брака Иосифа, или даже родные, рожденные Марией после него. На картине "Святая родня", написанной голландским художником XV века Гертгеном тот Синт Янсом для какой-то церкви, изображена довольно большая компания родственников Христа, притом не все из них близкие. Вероятно, они все были святыми. Неизвестно, для какой именно церкви писалась эта картина, и кто был заказчиком.
Были также сомнения насчет того, кто художник, предполагались разные кандидаты, но с 1888 года искусствоведы утвердились в авторстве Гертгена тот Синт Янса из Харлема.
Где обитала картина до 1797 года, непонятно, но именно в том году она появилась в Брюсселе на аукционе. Побывав в частной коллекции, сейчас она находится в Рейксмузеуме в Амстердаме.
Святая родня изображена в непринужденных позах, группируясь в интерьере некоего готического храма с колоннами и уложенным плитками полом.
На переднем плане сидят три женщины. Блондинка с распущенными волнистыми волосами — Дева Мария. Надо сказать, что подобный облик Богоматери встречается не часто, обычно волосы у нее убраны. Она держит на коленях хорошенького блондинистого бутуза в белой рубашке — это, понятно, Иисус. Рядом с ней сидит св. Анна, она читает книгу. В отличие от дочери, одета канонически. В руках бабушка Иисуса держит что-то круглое, похожее на чупа-чупс, но это яблоко, конечно. У ее ног стоит целая корзина таких фруктов.
Третья женщина, тоже с ребенком на коленях — двоюродная сестра Марии св. Елизавета с Иоанном Крестителем. Он тоже в белой рубашке и светловолос, тянется к яблоку, который держит Анна.
За спиной у святой Елизаветы мы видим двух девушек, одна в профиль, другая вполоборота, это сводные сестры Девы Марии и тоже Марии, обе! Кстати, Елизавете впору загадывать желание, хехе. Святая Анна, по одной из распространенных версий, была замужем три раза, и в каждом браке рожала по дочери Марии. Первым ее мужем был Иоаким, отец Девы Марии, после его смерти вдова вышла за Клеопу, а когда тот умер — за Саломия. Так что дочери обозначаются как Мария Клеопова и Мария Саломиева. Почему Анне не хватило фантазии назвать дочерей разными именами, не знаю.
Также не знаю, как она родила двух других Марий, если первая родилась буквально чудом после «пятидесяти лет жизни в супружестве» Анны и Иоакима, то есть, Анна была глубоко пожилой женщиной. И потом она еще дважды вышла замуж!
Вот, кстати, первый муж Иоаким стоит за спиной Анны, а рядом с ним св. Иосиф. Иоаким седой, Иосиф шатен, он держит в руках лилию, символ непорочности, и наклоняет цветок над головой Марии.
В центре картины на втором плане мы видим троих играющих на полу мальчиков. Игра заключается в том, что они наливают что-то в чашу, вероятно, вино. Это имеет символический смысл, намекая на Евхаристию. Мальчики — братья Иисуса (по разным версиям, родные, сводные или двоюродные) Симон, Иаков и Иоанн. Они потом стали учениками Христа.
Наконец, на третьем плане мы видим алтарь. Здесь различима скульптура, изображающая жертвоприношение Исаака Авраамом. Мальчик в голубом, зажигающий длинной палкой алтарные свечи — Иуда Фаддей, сын Марии Клеоповой. Группа мужчин представляет собой мужей изображенных женщин, притом тут рядом находятся второй и третий мужья Анны — Клеопа и Саломий. Другие мужчины — супруги Елизаветы и обеих Марий (Клеоповой и Саломиевой).
Благодарю Алину Никонову, на чей пост в ЖЖ я опиралась при написании этой статьи.