UFC – не просто бренд. Сегодня эти три буквы олицетворяют все смешанные единоборства. Люди знают по именам топовых бойцов, следят за турнирами, мониторят соцсети спортсменов и журналистов. Еще каких-то 12 лет назад то же самое можно было сказать про K-1.
Эта компания была лицом кикбоксинга, ее турниры собирали стадионы, бойцы становились звездами, а фанаты единоборств каждый год ждали схватку лучших в финале гран-при. Сегодня промоушен почти неизвестен за пределами Японии, а лучших кикбоксеров разобрали Glory и One FC.
Сегодня я расскажу, как легендарная K-1 поднялась до вершины и рухнула обратно к подножию.
70-е. Бум восточных единоборств США. Брюс Ли рвет кинопрокат, по стране расползается сеть залов карате, кунг-фу и кикбоксинга. Этот молодой спорт появился благодаря японцу Осаму Нагучи, который хотел совместить элементы тайского бокса и карате.
Несмотря на восточные корни, кикбоксинг получился очень западным спортом и вскоре захватил Америку.
Ранний кикбоксинг напоминал эволюцию фулл-контакт карате. Американцы же перенесли действие в ринг и стали транслировать по ТВ. Получился одновременно экзотичный и понятный зрителю спорт.
Дон Эфтерио, Дон «Дракон» Уилсон, Денис Алексио. В 70-е-80-е кикбоксинг был американским, потом появилась K-1 – выжимка лучшего из эскика, муай-тай и фулл-контакта с короткими боями, зрелищными выходами и бесконечными турнирами-восьмерками.
Компанию создал Козуёши Ишии, бывший каратист и промоутер. Он вдохновился турнирами Рингс, где каждый год разыгрывали гран-при, и решил адаптировать формат для кикбоксинга.
Правила отличались от классических. Бои сократились с пяти до трех раундов, а подсчет очков больше напоминал бокс.
В название Ишии вынес в звучную букву K, первую в словах кикбоксинг, карате, кунг-фу, кэмпо и т.д.
Промоушн скромно дебютировал в марте 93-го. На первом турнире были бои по правилам кикбоксинга и ММА, а в мейн-ивенте Масаки Сатаке победил Криса Браннелла.
Уже через месяц состоялся первый гран-при. Тогда весь турнир уложился в один вечер, но набор бойцов оказался самым серьезным.
Чемпионы мира по кикбоксингу и муай-тай Питер Айртс, Бранко Цикатич и Эрнесто Хуст, чемпион мира по кикбоксингу Моррис Смит, чемпион по таю Чэнгпэк Киацангрид, победитель кубка мира по карате Тошиюки Атакава, чемпион США по кикбоксингу Тодд Хейс и чемпион Японии по карате Масааки Сатаке.
В финале Цикатич нокаутировал Хуста, став первым чемпионом K-1. Вскоре на ринге компании появится Энди Хук, Жером Лебонер, Сэм Греко, Майк Бернардо, молодой Крокоп и многие другие, кого сейчас принято называть легендами.
Некоторые из них были звездами до K-1, но все они до сих пор остаются самыми узнаваемыми кикбоксерами.
Во многом дело в том антураже, который тогда удавалось создать японцам. Они помогали бойцам создавать яркие образы и раскрывать свою индивидуальность.
Последний самурай Энди Хуг, неизменно выходивший на бой в кимоно, действительно дрался как самурай против превосходящих размерами соперников, или точеный мистер совершенство Эрнесто Хуст без огромной мускулатуры, зато с размеренным стилем, выделявшим его на фоне собратьев рубак, или хорватский спецназовец Мирко?
Всё это добавляло образам бойцов объёма, а самим турнирам кинематографичности.
С каждым годом японский промоушен рос. Если первое гран-при посетили 12 тысяч зрителей, то финал пятого — 54 500. Тогда сетка турнира выросла до 16 боёв, и его впервые пришлось проводить в два этапа. На этот раз финалистами стали Хуст и Энди ХуГ, а победа досталась голландцу.
Через год финал Гран-при собрал уже почти 64 тысячи фанатов. Финал 99-го немного сбавил обороты, но в 2000 году K-1 зашли на новый рекорд. Количество бойцов финального турнира снова сократилось до 8, однако ему предшествовал ряд отборочных Гран-при.
В первом четвертьфинале двукратный чемпион Эрнесто Хуст победил уже опытного Мирко решением судей.
Во втором герой кумите Франциско Фильо по очкам победил Стефана Леку, а Трайерс также решением одолел молодого Серила Обиди в зрелищной схватке, но получил рассечение, пропустив соперника вперед. И только новозеландский рубака Рей Сефа прошел японцам Усаси досрочно. А потом продолжил, забив до остановки обиди в полуфинале.
С другой стороны сетки в финал вышел Хуст. Ему оставалось разобрать новозеландца, что Эрнесто и сделал, уверенно перестреляв Рея Сефа в трех раундах и став трехкратным чемпионом K-1.
В тот вечер арена Tokyo Dome вместила 70 тысяч зрителей. Но и это не стало пределом. Совместный турнир K-1 и Pride в 2002 собрал на трибунах 91 тысячу болельщиков. Это больше, чем финал чемпионата мира по футболу. И казалось, что так будет всегда.
А в это время UFC шаг за шагом захватывал американский рынок. Пока K-1 били денежные рекорды, американский промоушен спасался от банкротства. Но его владельцы работали на долгую перспективу.
Они дали Америке собственных американских звезд и приучили зрителя к покупке трансляций. А вот у K-1 мало того, что ключевые события проходили в Японии, так еще и лучшие бойцы сплошь из Европы, реже из Африки.
В результате кикбоксинг для жителей США стал чем-то загадочным и чужеродным, а ММА – родным и понятным. И тогда, и сейчас американский медиарынок самый большой и самый надежный.
Там можно найти аудиторию буквально для чего угодно, а благодаря влиянию американской культуры, эту аудиторию легче расширить во всем мире. Так и произошло с кулачными боями. А вот кикбоксинг Америке оказался не нужен.
Сами K-1 не сильно переживали по этому поводу, проводя гран-при по всему миру, от Загреба до Кейптауна. Если в 1999 компания устроила всего 10 ивентов, то через год целых 27, а на пике в 2006-ом 39 шоу. Пришлось серьезно расширить состав.
Одно дело ввести дивизион средневесов, совсем другое – заполнить карды совершенно левыми людьми.
От ветерана UFC Гарри Гудриджа до чемпиона мира по боксу Рея Мерсера, знакомьтесь с новыми звездами K-1.
Франц Ботта – боксер-ветеран, которого сейчас больше помнят по нокауту от Тайсона, орейский гигант Хонг Ман Чой, известный нам по бою наш Федор против трехметрового корейца.
Рестлеры с WWE Шон О'Хэйер, еще один гигант, но теперь южноафриканский Ян Нортье, борец-вольник Том Эриксон, Эрик «Баттербен» Эш, Акибона и, конечно же, Боб Сапп, позже его имя станет синонимом Джорнимена.
Но тогда он был настоящим бойцом и в этой компании выглядел прилично, ведь теперь в K-1 мог выступать любой более-менее медийный спортсмен, больше никакого элитного клуба-чемпиона.
Конечно, промоушен делал ставку и на собственных звезд. Новыми лидерами тяжелого веса стали Сэмми Шилт, Бадар Харри и Реми Баньяски. В среднем заправляли Энди Сауэр, Майк Замбидис, Альберт Краус, Масато, Гуакав.
Для многих зрителей именно турниры средневесов стали главным зрелищем K-1, потому что они и по духу, и по уровню бойцов были ближе к классике 90-х.
В тяжелом весе выступали приглашенные звезды и не только выступали, но и побеждали. Боб Сап, двухметровый бодибилдер, сенсационно нокаутировал Эрнесто Хуста, а затем победил техническим нокаутом в реванше.
Питер Аертс победил Сэмми Шилта, Гудридж вынес Майка Бернардо и Серила Обиди. Бота побеждал Айртса и Лебанера, пусть и благодаря травмам последних, и дал тяжелый бой Баньяске.
Так промоушен постепенно терял свою спортивную репутацию. Одновременно страдала и деловая. В 2003-м основателя K1 Казуёши Ишии обвинили в уклонении от налогов, а позже он сел в тюрьму.
Новое руководство, среди которого оказался и Боб Сап, не только нанимало фриков, но и решило расширить профиль компании.
С 2003-го K-1 проводила новогоднее шоу «Динамайт», где на первый план выходили бои по правилам ММА. Также материнская компания промоушена создала бренд Heroes для турниров по смешанным единоборствам.
Так, например, дебютировал Брок Лесснер. Начиная с 2007-го новогодний «Динамит» продавал больше билетов, чем финал Гран-при. Даже Японии наскучил кикбоксинг.
В то же время компания полностью зависела от японского ТВ, приносившего большую часть дохода. А звезды, которых так любила местная публика, вроде Хусто и Лимассата, постепенно уходили, и зритель медленно терял интерес.
К 2007-му количество зрителей на трибунах сильно упало.
Финал Гран-при не смог собрать и 18 тысяч. Но у K-1 оставался контракт с телесетью Tokyo Broadcasting System, и после смерти Прайда Promotion оставался крупнейшим игроком на рынке единоборств Японии.
Чтобы заполнить пустующую нишу, владельцы K-1 создали Dream, еще больше уйдя в сторону MMA. В 2007 компания провела 34 турнира, хотя доходы уже не покрывали расходы. Бойцы начали публично жаловаться на невыплату зарплат, долг компании рос.
Необходимо было привлечь средства извне, но вышедший из тюрьмы Ишии долго не хотел продавать K-1, а инвесторы не выстраивались в очередь, чтобы потратить деньги на кикбоксинг.
На этом фоне отношения с Tokyo Broadcasting стремительно ухудшались, но шанс спасти компанию еще был. И этот шанс достался Алистару Авериму. Он не был большой звездой в Прайде, но затем стремительно набрал массу и ворвался в элиту тяжелого веса ММА.
До этого Аверим, базовый таец, уже дрался по правилам K-1 без особого успеха. Нарастив мышцы, Алистар выступил на новогоднем шоу «Динамит-2008» и неожиданно нокаутировал Бадра Хари за 2 минуты. Затем голландец заявился на гран-при 2009 и в первом бою победил постаревшего Питера Аертса.
Следом Аверим быстро нокаутировал Эвертона Тейшейру. В полуфинале ему вновь встретился Харри, и на этот раз мараканец ответил за поражение, нокаутировав Алистара.
Через год Аверим вернулся на гран-при и дошел до финала. Его снова ждал старина Аертс, но теперь ему было не суждено продержаться всю дистанцию.
Несмотря на финансовые трудности, Кей Уан сказали свое слово. Ее владельцы были близки к подписанию нового контракта с Tokyo Broadcasting. Теперь хорошие цифры должен был показать новогодний динамайт.
Шоу собрало неплохой карт из японских и мировых звезд, хорошо отбилось по билетам почти 27 тысяч мест, но телерейтинги оказались предательски малы.
Как результат, K-1 пришлось согласиться на куда более скромный контракт с Fuji TV и забыть о самостоятельности.
В конечном счете промоушен купила японская холдинговая компания, которая перепродала его китайцам. K-1 сократили календарь до четырех турниров в год и окончательно сосредоточились на азиатском рынке.
Конечно, постепенно вернулись и выездные турниры, и количество шоу стало расти. Они даже провели новый гран-при тяжеловесов, но его уровень оказался намного слабее былого. Чемпионом K-1 12-13 стал Мирко Филиппович, давно переживший свои лучшие годы.
Большинство элитных бойцов переманили Glory, но приблизиться к уровню K-1 в ее рассвете так и не удалось. Крах японского промоушена стал тяжелым ударом по всему кикбоксингу. Сейчас это нишевый спорт, далекий от своей популярности времен 80-х нулевых.
Лори и Уан пытаются поддерживать интерес к нему, но кассу продолжают делать ветераны, а молодые звезды стремятся перейти в ММА. Что касается самой Кей Уан, то сейчас ей не грозит банкротство, но и о былой популярности не приходится мечтать.
История K-1 – это рассказ о том, как череда ошибок может уничтожить даже самый удачный бизнес. Когда-то Ishii занял свободную нишу в японском кикбоксинге и создал культовый формат боев. Но успех не может развиваться по инерции, и без должного менеджмента K-1 однажды зашла в тупик.
Часто можно услышать, что единоборства давно потеряли свою душу. Действительно, времена турниров восьмерок, зрелищных выходов и романтичных образов давно прошли. Но правда в том, что выживают лишь те, кто идет в ногу со времени, а величие K1 навсегда останется в прошлом.