Девять месяцев я была Бланш Дюбуа, и она до сих пор управляет мною
– признается Вивьен Ли
Бродвейская постановка театрального режиссёра Элиа Казана положила начало оскароносной киноленте «Трамвай “Желание”». Постановка выдержала 900 представлений и имела головокружительный успех, а актёры мгновенно стали узнаваемы.
Теннесси Уильямс, можно сказать, уговорил Элиа Казана взяться за экранизацию своей пьесы: в руках драматурга на тот момент уже была Пулитцеровская премия.
Агент и продюсер Чарльз Фельдман привлёк к съёмкам почти полный бродвейский состав: Марлона Брандо в роли Стэнли, Карла Молдена в роли Митча и Ким Хантер в роли Стеллы. Джессика Тэнди, игравшая Бланш, не устроила Фельдмана и Казана: киноделы мечтали заполучить звёздочку поярче.
Вивьен Ли множество раз до этого играла Бланш в театральной постановке супруга Лоренса Оливье, владела южным акцентом после съёмок в «Унесённых ветром» и была скромна в запросах. За свою роль она получила немногим больше, чем начинающий Марлон Брандо (учитывая, что в руках Ли был «Оскар»).
Несравненный успех картина заслужила благодаря химии, произошедшей между Брандо и Ли. И пускай разница в возрасте была существенной, они смогли наделить героев нужными оттенками порочности и страсти.
Марлон Брандо долго сомневался, браться ли за Стэнли. В один вечер он даже набрал номер Элиа Казана, чтобы отказаться. Линия оказалась занята, и за пару дней Брандо убедил себя продолжить работу с Казаном. Хотя своего Стэнли он потом ненавидел всю свою жизнь.
Марлон Брандо был учеником Стэллы Адлер, которая, в свою очередь, училась у Константина Станиславского.
А что касается колоссального успеха Бланш, исполненной Вивьен Ли, не всё так безоблачно.
На момент начала съёмок актриса находилась не в лучшей форме. Она продолжала принимать сильнодействующие препараты от туберкулёза и на съёмочной площадке была крайне вспыльчива. К тому же Вивьен сильно пострадала после выкидыша, что наложило на её психику неизгладимый отпечаток.
Бланш во многом походила на Вивьен Ли. С помощью героини актриса проживала бушующий ураган эмоций и давала выход накопившейся боли. К концу съёмок актрисе было всё тяжелей растождествиться с Бланш. Это буквально сводило актрису с ума. Позже Вивьен призналась, что именно роль Бланш привела её к безумию.
Вивьен Ли отличалась неукротимой решимостью и ролью Бланш доказала кинокритикам и самой себе, что в ней, помимо внешности, есть и актёрское мастерство.
Стоит отметить достойную игру Ким Хантер, сыгравшую Стеллу. Актриса прекрасно передала спокойствие и уравновешенность, довольство жизнью и супругом, сдержанность и мудрость. Она контрастно оттеняла прогрессирующее душевное недомогание Бланш.
Карл Молден сыграл Митча, неудавшегося жениха Бланш. Проникновенная игра, ясный взор и неукротимое отчаяние от накатившей правды о Бланш.
Пег Хиллиас сыграла соседку Юнис, и мне её игра показалась не менее сильной.
Кинолента заслужила в общей сложности 4 Оскара (Вивьен Ли, Ким Хантер, Карл Молден как лучшие актёры, а также лучшая работа художника-постановщика); Премия Бафта досталась Вивьен Ли, Золотой Глобус – Ким Хантер, а также Серебряный лев для Элиа Казан и Кубок Вольпи за игру Вивьен Ли.
Мои впечатления от просмотра фильма
После начала просмотра я поймала себя на мысли, что сопереживаю герою Брандо сильнее, чем того требует сюжет. Пытаясь разобрать такую предвзятость, я принялась за пьесу, надеясь найти ключик к сочувствию Бланш. И поняла главное: как ни крути, а образ Стэнли у меня в голове сложился совсем иной.
Идеального антагониста в мокрой майке и с бутылкой виски в руке исполнил Дэвид Стрэтэйрн в фильме «Долорес Клейборн». После просмотра буквально трясло от омерзения. Примерно так должен был играть актёр на роли Стэнли, пьяницы и насильника.
Марлон Брандо вызывает восхищение, сопереживание, он играет вкрадчиво и тонко. Его заметная животная энергетика умело сдерживается актёрским мастерством. Даже из сцен похоти и гнева он выходил достойно. А дорожка пота на его торсе не выглядит так уж первобытно и чумно. Скорее, эстетично. В пьесе всё гораздо жестче, да и Стэнли там на 7 лет постарше. К тому же кодекс Хейса украл самые тёмные моменты сюжета, обезопасив зрителя от дополнительной антипатии к персонажу.
Во время игры в бродвейской постановке "Трамвая" Марлон не поладил с работником сцены, неожиданно оказавшимся боксёром. Брандо вышел из потасовки со сломанным носом, однако к хирургу, вопреки требованиям продюсера, не записался. Так и родился знаменитый греческий профиль Марлона Брандо.
Что касается Бланш, сыграно первоклассно. Утончённая, стройная, словно колеблемый ветром колосок, Бланш действительно напоминает мотылька. Переслащённое кокетство, искусная жеманность и лукавство, строгость и грациозность, распахнутые от ужаса глаза, измождение – всё в совокупности создаёт образ близкой к безумию героини. И зритель охотно верит происходящему.
Более того, ужас героини заражает, глаза Бланш находят контакт со зрителем и сообщают нечто большее, что доступно арсеналу актёрской игры.
Эталонная Бланш!
Сходство со Светланой Немоляевой
Во время просмотра я постоянно ловила себя на мысли: да это же Ольга Петровна Рыжова из «Служебного романа»! Взгляд исподлобья, неукротимая женственность, надломленность и нервозная обеспокоенность внешностью. Ощущение не покидало до конца фильма.
А ведь Светлана Немоляева играла Бланш на сцене театра Маяковского 24 года! Четверть века! Актриса заявляла, что это роль всей её жизни. Естественно, что Бланш нашла отражение и в Ольге Петровне.
К счастью, Немоляевой удалось сохранить рассудок и не поддаться влиянию достаточно непростой роли. В какой-то момент осознав, что роль Бланш начинает медленно сводит актрису с ума, Светлана Немоляева без раздумий ушла.