Найти в Дзене

«ЧЕРНОЗЁМ – это моя школа жизни как музыканта». Александр Поляков, бас-гитарист. ч.2

Интервью "Сибирского сообщества МАШБЮРО" с бас-гитаристом известных сибирских групп: ЧЕРНОЗЁМ, ТЁПЛАЯ ТРАССА, РОДИНА – Александром ШТАКЕТОМ Поляковым. Расшифровка видеоинтервью от 16 ноября 2024 года. Часть 2 Александр ПОЛЯКОВ: — ЧЕРНОЗЁМ – это вообще моя школа жизни как музыканта, и развивался я как музыкант именно с этой группой. Раньше я играл на бас-гитаре несколько неуверенно, умел немного «брямкать» на шестиструнке. Так-то музыкальную школу я оканчивал по классу аккордеона, у нас был как дополнительный предмет – «фортепиано», поэтому на клавишах играть мне было намного проще. А бас-гитару я начал осваивать от безысходности – ещё с группой ДРУИД И ОТЯГОЩЕННЫЕ ЗЛОМ. Когда мы стали записывать альбом, оказалось, что басовый синтезатор выдавал наводки, которые для записи были совершенно неприемлемы, и никакими ухищрениями, перепайками так и не удалось от них избавиться. И выхода иного не было, как взять в руки бас-гитару и все бас-партии переложить на бас-гитару и уже играть на ней.

Интервью "Сибирского сообщества МАШБЮРО" с бас-гитаристом известных сибирских групп: ЧЕРНОЗЁМ, ТЁПЛАЯ ТРАССА, РОДИНА Александром ШТАКЕТОМ Поляковым.

Расшифровка видеоинтервью от 16 ноября 2024 года. Часть 2

Александр "Штакет" Поляков (бас-гитарист группы ЧЕРНОЗЁМ, РОДИНА и др.), Мария Чернова, Юрий Фомиченко
Александр "Штакет" Поляков (бас-гитарист группы ЧЕРНОЗЁМ, РОДИНА и др.), Мария Чернова, Юрий Фомиченко

Александр ПОЛЯКОВ: ЧЕРНОЗЁМ это вообще моя школа жизни как музыканта, и развивался я как музыкант именно с этой группой. Раньше я играл на бас-гитаре несколько неуверенно, умел немного «брямкать» на шестиструнке. Так-то музыкальную школу я оканчивал по классу аккордеона, у нас был как дополнительный предмет – «фортепиано», поэтому на клавишах играть мне было намного проще.

А бас-гитару я начал осваивать от безысходности – ещё с группой ДРУИД И ОТЯГОЩЕННЫЕ ЗЛОМ. Когда мы стали записывать альбом, оказалось, что басовый синтезатор выдавал наводки, которые для записи были совершенно неприемлемы, и никакими ухищрениями, перепайками так и не удалось от них избавиться. И выхода иного не было, как взять в руки бас-гитару и все бас-партии переложить на бас-гитару и уже играть на ней. Но в принципе после этого опыта мне и понравилось играть на басу. Я себя нашел в этом.

Группа ЧЕРНОЗЁМ. Фото из архива группы  в ВК
Группа ЧЕРНОЗЁМ. Фото из архива группы в ВК
  • МАШБЮРО: – Неожиданный поворот. Ты же еще в «Формейшене» играл с группами?

Александр ПОЛЯКОВ: – Да, в московском «Формейшене» мы около года играли концерты с Ионовым «Лешим», а с Лешей «Экзичем» мы даже записали альбом – у него был проект под названием ЭКЗИЧ И ЗАТЕРЯННЫЕ В КОСМОСЕ. Некоторое время поиграли, потом разошлись. Экзич меня никогда не рассматривал как постоянного музыканта, но на один альбом пригласил. Вроде бы, все хорошо получилось, все остались друг другом довольны.

Алексей "Экзич" Слёзов, ЭКЗИЧ ПРОДЖЕКТ 10.08.24 PARAD PLANET. Фото со страницы в ВК "Экзич Проджект (ех.Затерянные в Космосе)"
Алексей "Экзич" Слёзов, ЭКЗИЧ ПРОДЖЕКТ 10.08.24 PARAD PLANET. Фото со страницы в ВК "Экзич Проджект (ех.Затерянные в Космосе)"
  • МАШБЮРО: – Он и сейчас никого не видит в роли постоянных музыкантов, кроме себя. Один выступает с проектом ЭКЗИЧ ПРОДЖЕКТ. Неплохо, тем не менее.

Александр ПОЛЯКОВ: – Да, был последний концерт в «Алиби», он тоже там один играл.

  • МАШБЮРО: – Саш, скажи, ты изнутри все это изучил, какая твоя версия: почему у сибирских групп столько драйва? Или может быть, это изнутри нам так кажется, а на самом деле все везде одинаково?

Александр ПОЛЯКОВ: – Нет, московский рок он совершенно другой.

  • МАШБЮРО: – Почему? Люди примерно одного возраста, в одной стране…

Александр ПОЛЯКОВ: Мне кажется, дело в менталитете. Московский менталитет, питерский… В Питере совсем другой рок, и нельзя сказать, что какое-то из этих "направлений" лучше или хуже, они просто разные. Я так думаю, что это связано непосредственно с энергетикой людей. А где мы ее берем? Мы ее берем в том пространстве, в котором находимся. У людей, живущих в Сибири, своя энергетика. Когда приезжаешь в сибирские города, сразу чувствуешь, что энергия города – совершенно другая. В Питере –совершенно своя энергетика, и в Москве она своеобразная. Просто я здесь живу, я к ней привык и уже не ощущаю. Мы как-то мимикрируем в пространство, в котором живем, что ли. И получается, что мы пропитаны энергией мест, в которых находимся, и людей, с которыми взаимодействуем. Все это по-разному выдается в музыке, да и в любом творчестве. Особенно это ощутимо на живых концертах.

Манагер и группа РОДИНА. Александр Поляков - крайний справа. Концерт в Санкт-Петербурге "Сибирское движение" 20 октября 2024 года
Манагер и группа РОДИНА. Александр Поляков - крайний справа. Концерт в Санкт-Петербурге "Сибирское движение" 20 октября 2024 года
  • МАШБЮРО: – В Питере особенно круто было (имеется в виду концерт «Сибирское движение» 20 октября 2024 года. – Прим. ред.).

Александр ПОЛЯКОВ: – Это же расхожее определение – «сибирский драйв». Мне кажется, что люди несут в себе эту энергию, выдают ее.

  • МАШБЮРО: – Саш, расскажи, пожалуйста, как и с чего началась твоя музыкальная карьера? Каким образом ты попал в это все?

Александр ПОЛЯКОВ: – В детстве я учился в музыкальной школе по классу аккордеон и фортепиано. Потом, лет в 15-16 – пубертатный возраст, падики, подвалы, крыши – было круто уметь бацать на гитаре. Тогда интернета не было, и я купил в магазине самоучитель игры на гитаре и научился на ней играть простые песни из КИНО, ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, СЕКТОРА ГАЗА. Само собой мы с ребятами на каких-то тусовочках под гитару орали, на даче была отличная компания, и уже лет с 12-ти тянуло на рокешник и тому подобную музыку. Уже тогда меня рок драйвил.

Группа ШТАБКВАРТИРА, 1997 год. Александр Поляков крайний справа. Фото со страницы сообщества в ВК "Штаб-Квартира"
Группа ШТАБКВАРТИРА, 1997 год. Александр Поляков крайний справа. Фото со страницы сообщества в ВК "Штаб-Квартира"

Потом с ребятами из моей московской компании создали свою группу под названием ШТАБКВАРТИРА. Накупили инструментов: у нас уже были электрические гитары, бас-гитары, микшерный пульт, магнитофоны для записи и т.д. Собирались у нас в подвале, репетировали и даже делали свои первые концертики. В это время мы, естественно, тусили на Арбате, на Гоголях среди нефорских тусовок. А потом познакомились с какими-то ребятами из Пушкина. Оказалось, что у них есть место сбора – заброшенный дом белого цвета. Все его называли «белый дом». В этой заброшке сохранились перекрытия и электричество. Здесь мы стали мутить стихийные панк-концерты.

Александр Поляков, 95-97 гг. Фото со страницы сообщества в ВК "Штаб-Квартира"
Александр Поляков, 95-97 гг. Фото со страницы сообщества в ВК "Штаб-Квартира"

Ребята приносили аппаратуру, по тем временам достаточно допотопную: мы все были в подростковом периоде, денег ни у кого не было, но кое-что собиралось. Барабаны, усилители, колонки… И устраивали, как сейчас красиво говорят, «иммерсивные шоу»: когда все – одна компания, нет градации зритель-не зритель, общая такая тусня. В этом «белом доме» мы играли очень часто, пока был сезон, с весны по осень – чуть ли не каждый месяц. Как раз на этих музыкальных вечерах с Друидом – Кириллом Музыченко из Сергиева Посада – и познакомились. Позже я стал с ним играть в группе ДРУИД И ОТЯГОЩЕННЫЕ ЗЛОМ. Потом пошёл ЧЕРНОЗЁМ и т.д. Всё началось с этих стихийных концертов. Позже, мы со своей группой играли в Москве уже в приличных больших клубах. Потом мне все это немножко надоело. Понравилось просто играть с кем-то, а не быть автором музыкальных произведений.

   Группа ШТАБКВАРТИРА, 1995 год. Фото со страницы сообщества в ВК "Штаб-Квартира"
Группа ШТАБКВАРТИРА, 1995 год. Фото со страницы сообщества в ВК "Штаб-Квартира"
  • МАШБЮРО: – В ШТАБКВАРТИРЕ ты автор был?

Александр ПОЛЯКОВ: – Там мы все вместе писали по чуть-чуть. Сашка Шамов, Серега Слюсаренко, который позднее тоже играл в ЧЕРНОЗЕМЕ, Серега Бабичев – все писали какие-то песенки. Это было подростковое графоманство, но получалось довольно неплохо. За некоторые песни до сих пор не стыдно. Для того времени, возраста, мировосприятия – очень неплохо.

Сергей Слюсаренко (Слюс), 1990-е годы. Фото со страницы сообщества в ВК "Штаб-Квартира"
Сергей Слюсаренко (Слюс), 1990-е годы. Фото со страницы сообщества в ВК "Штаб-Квартира"
  • МАШБЮРО: – А сейчас стихи не пишешь?

Александр ПОЛЯКОВ: – Я – нет. Был какой-то период, когда что-то хотелось написать, сказать людям, было такое желание. А потом я, наверное, о чем хотел сказать, сказал, и, как оказалось, сказать мне больше нечего. Поэтому, я стал просто музыкантом.

  • МАШБЮРО: – Отлично. Но музыкант ты просто замечательный. Если бы не ты, я не представляю, что бы было с сибирской волной.

Александр ПОЛЯКОВ: – Я думаю, свято место пусто не бывает, кто-то другой бы занял. Все так сложилось волей случая, что смешались и дружеские взаимоотношения, и что вся эта музыка оказалась нам всем близка: то, что делает Женька Кокорин, Олег Михайлович, Вадим Петрович Макашенец. Мне до сих пор в кайф играть с ними.

Больше материалов читайте на канале «МАШБЮРО: сибирское сообщество рок-н-ролла». Мы ВКонтакте и в TГ-канале. Присоединяйтесь!

ЧИТАЙТЕ НАЧАЛО: