Интервью "Сибирского сообщества МАШБЮРО" с бас-гитаристом известных сибирских групп: ЧЕРНОЗЁМ, ТЁПЛАЯ ТРАССА, РОДИНА – Александром ШТАКЕТОМ Поляковым.
Расшифровка видеоинтервью от 16 ноября 2024 года. Часть 2
Александр ПОЛЯКОВ: — ЧЕРНОЗЁМ – это вообще моя школа жизни как музыканта, и развивался я как музыкант именно с этой группой. Раньше я играл на бас-гитаре несколько неуверенно, умел немного «брямкать» на шестиструнке. Так-то музыкальную школу я оканчивал по классу аккордеона, у нас был как дополнительный предмет – «фортепиано», поэтому на клавишах играть мне было намного проще.
А бас-гитару я начал осваивать от безысходности – ещё с группой ДРУИД И ОТЯГОЩЕННЫЕ ЗЛОМ. Когда мы стали записывать альбом, оказалось, что басовый синтезатор выдавал наводки, которые для записи были совершенно неприемлемы, и никакими ухищрениями, перепайками так и не удалось от них избавиться. И выхода иного не было, как взять в руки бас-гитару и все бас-партии переложить на бас-гитару и уже играть на ней. Но в принципе после этого опыта мне и понравилось играть на басу. Я себя нашел в этом.
- МАШБЮРО: – Неожиданный поворот. Ты же еще в «Формейшене» играл с группами?
Александр ПОЛЯКОВ: – Да, в московском «Формейшене» мы около года играли концерты с Ионовым «Лешим», а с Лешей «Экзичем» мы даже записали альбом – у него был проект под названием ЭКЗИЧ И ЗАТЕРЯННЫЕ В КОСМОСЕ. Некоторое время поиграли, потом разошлись. Экзич меня никогда не рассматривал как постоянного музыканта, но на один альбом пригласил. Вроде бы, все хорошо получилось, все остались друг другом довольны.
- МАШБЮРО: – Он и сейчас никого не видит в роли постоянных музыкантов, кроме себя. Один выступает с проектом ЭКЗИЧ ПРОДЖЕКТ. Неплохо, тем не менее.
Александр ПОЛЯКОВ: – Да, был последний концерт в «Алиби», он тоже там один играл.
- МАШБЮРО: – Саш, скажи, ты изнутри все это изучил, какая твоя версия: почему у сибирских групп столько драйва? Или может быть, это изнутри нам так кажется, а на самом деле все везде одинаково?
Александр ПОЛЯКОВ: – Нет, московский рок он совершенно другой.
- МАШБЮРО: – Почему? Люди примерно одного возраста, в одной стране…
Александр ПОЛЯКОВ: – Мне кажется, дело в менталитете. Московский менталитет, питерский… В Питере совсем другой рок, и нельзя сказать, что какое-то из этих "направлений" лучше или хуже, они просто разные. Я так думаю, что это связано непосредственно с энергетикой людей. А где мы ее берем? Мы ее берем в том пространстве, в котором находимся. У людей, живущих в Сибири, своя энергетика. Когда приезжаешь в сибирские города, сразу чувствуешь, что энергия города – совершенно другая. В Питере –совершенно своя энергетика, и в Москве она своеобразная. Просто я здесь живу, я к ней привык и уже не ощущаю. Мы как-то мимикрируем в пространство, в котором живем, что ли. И получается, что мы пропитаны энергией мест, в которых находимся, и людей, с которыми взаимодействуем. Все это по-разному выдается в музыке, да и в любом творчестве. Особенно это ощутимо на живых концертах.
- МАШБЮРО: – В Питере особенно круто было (имеется в виду концерт «Сибирское движение» 20 октября 2024 года. – Прим. ред.).
Александр ПОЛЯКОВ: – Это же расхожее определение – «сибирский драйв». Мне кажется, что люди несут в себе эту энергию, выдают ее.
- МАШБЮРО: – Саш, расскажи, пожалуйста, как и с чего началась твоя музыкальная карьера? Каким образом ты попал в это все?
Александр ПОЛЯКОВ: – В детстве я учился в музыкальной школе по классу аккордеон и фортепиано. Потом, лет в 15-16 – пубертатный возраст, падики, подвалы, крыши – было круто уметь бацать на гитаре. Тогда интернета не было, и я купил в магазине самоучитель игры на гитаре и научился на ней играть простые песни из КИНО, ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, СЕКТОРА ГАЗА. Само собой мы с ребятами на каких-то тусовочках под гитару орали, на даче была отличная компания, и уже лет с 12-ти тянуло на рокешник и тому подобную музыку. Уже тогда меня рок драйвил.
Потом с ребятами из моей московской компании создали свою группу под названием ШТАБКВАРТИРА. Накупили инструментов: у нас уже были электрические гитары, бас-гитары, микшерный пульт, магнитофоны для записи и т.д. Собирались у нас в подвале, репетировали и даже делали свои первые концертики. В это время мы, естественно, тусили на Арбате, на Гоголях среди нефорских тусовок. А потом познакомились с какими-то ребятами из Пушкина. Оказалось, что у них есть место сбора – заброшенный дом белого цвета. Все его называли «белый дом». В этой заброшке сохранились перекрытия и электричество. Здесь мы стали мутить стихийные панк-концерты.
Ребята приносили аппаратуру, по тем временам достаточно допотопную: мы все были в подростковом периоде, денег ни у кого не было, но кое-что собиралось. Барабаны, усилители, колонки… И устраивали, как сейчас красиво говорят, «иммерсивные шоу»: когда все – одна компания, нет градации зритель-не зритель, общая такая тусня. В этом «белом доме» мы играли очень часто, пока был сезон, с весны по осень – чуть ли не каждый месяц. Как раз на этих музыкальных вечерах с Друидом – Кириллом Музыченко из Сергиева Посада – и познакомились. Позже я стал с ним играть в группе ДРУИД И ОТЯГОЩЕННЫЕ ЗЛОМ. Потом пошёл ЧЕРНОЗЁМ и т.д. Всё началось с этих стихийных концертов. Позже, мы со своей группой играли в Москве уже в приличных больших клубах. Потом мне все это немножко надоело. Понравилось просто играть с кем-то, а не быть автором музыкальных произведений.
- МАШБЮРО: – В ШТАБКВАРТИРЕ ты автор был?
Александр ПОЛЯКОВ: – Там мы все вместе писали по чуть-чуть. Сашка Шамов, Серега Слюсаренко, который позднее тоже играл в ЧЕРНОЗЕМЕ, Серега Бабичев – все писали какие-то песенки. Это было подростковое графоманство, но получалось довольно неплохо. За некоторые песни до сих пор не стыдно. Для того времени, возраста, мировосприятия – очень неплохо.
- МАШБЮРО: – А сейчас стихи не пишешь?
Александр ПОЛЯКОВ: – Я – нет. Был какой-то период, когда что-то хотелось написать, сказать людям, было такое желание. А потом я, наверное, о чем хотел сказать, сказал, и, как оказалось, сказать мне больше нечего. Поэтому, я стал просто музыкантом.
- МАШБЮРО: – Отлично. Но музыкант ты просто замечательный. Если бы не ты, я не представляю, что бы было с сибирской волной.
Александр ПОЛЯКОВ: – Я думаю, свято место пусто не бывает, кто-то другой бы занял. Все так сложилось волей случая, что смешались и дружеские взаимоотношения, и что вся эта музыка оказалась нам всем близка: то, что делает Женька Кокорин, Олег Михайлович, Вадим Петрович Макашенец. Мне до сих пор в кайф играть с ними.
Больше материалов читайте на канале «МАШБЮРО: сибирское сообщество рок-н-ролла». Мы ВКонтакте и в TГ-канале. Присоединяйтесь!
ЧИТАЙТЕ НАЧАЛО: