Помнится, во время работы в школе я задавал ученикам «подлый» вопрос: «Какая из звёзд расположена к нам наиболее близко?». Самые эрудированные с гордостью сообщали мне, что это - Проксима Центавра, и очень удивлялись, когда я говорил им, что это не так. Однако стоило мне намекнуть, что у Виктора Цоя даже песня про это есть, как все обескуражено хлопали себя по лбу: «Точно! Ведь наше Солнце - это тоже звезда...»...
Многие поклонники группы КИНО, наверняка, будут яростно протестовать, если я скажу, что альбом 1989 года «Звезда по Имени Солнце» в момент выхода меня изрядно разочаровал. Дело в том, что до этого практически все альбомы Цоя и сотоварищей были разными (как по саунду, так и по содержанию). А вот «Звезда» казалась мне во многом однообразным повторением предыдущего релиза «Группа крови». Такой же утробный вокал, те же гитары с ритм-брксом,,тот же сумрачный героический пафос... Всё свидетельствовало о начинающемся творческом застое. Посмертный «Чёрный альбом» меня в этих подозрениях только укрепил.
Сегодня я отношусь к «Звезда по Имени Солнце» далеко не столь радикально, но тогда меня по-настоящему зацепили только две песни, располагающиеся в самом в самом начале альбома. Первой была «Песня без слов», которая просто просила, чтобы на неё сделали электронную аранжировку.
Вторая (она же заглавная) песня, хотя и не содержала никаких творческих сюрпризов, оказалась просто хороша сама по себе. Впервые я услышал её ещё до выхода альбома - в 1988 году, а написана «Звезда по Имени Солнце» была ещё раньше - осенью 1987-го.
Произошло это в Алма-Ате на квартире режиссёра Рашида Нугманова. Цой как раз снимался в его картине «Игла» и, наверное, впервые остался доволен своим появлением на экране.
Возможно, фильм и не шедевр, но уж куда лучше идиотской «Ассы» — в нём действительно был интересный режиссёрский почерк и специфический юмор. Банальный перестроечный сценарий о борьбе героя с наркомафией, режиссёру удалось превратить в нечто более нестандартное.
В. Цой:
«Мне нравится «Игла». Она мне по-человечески ближе, понятнее. Я там не играю. Веду себя так, как в жизни веду. И слов минимум. В общем, всё как в жизни».
Если в «Ассе» самой эффектной музыкальной сценой был финал с песней «Перемен», то в «Игле» запоминалось уже начало — всё благодаря той самой «Звезде по Имени Солнце».
Ответы Рашида Нугманова на вопросы посетителей сайта «Йя-Хха»:
«— Вот вы говорите, что песню «Звезда по имени Солнце» Виктор написал специально для фильма «Игла». Но ведь и Виктор говорил: «Я пишу песни не потому, что нужно, а потому что меня лично волнуют проблемы». Значит, у Виктора в первую очередь были другие мотивы для написания песни. Скажите, какие?
— Мотивы художника — это сокровенная тайна, которую порой и он сам не знает. А вы хотите, чтобы я вам её раскрыл…».
Михаил Дубов, «Woman’s Day», 2015:
«В конце восьмидесятых мы столкнулись с Витей в Алма-Ате. Он там жил у режиссера Рашида Нугманова, снимали «Иглу», и Цой только что сочинил свой суперхит «Звезда по имени Солнце». Собралась большая компания, Жанна Агузарова, «Браво», и Цой хотел сыграть свою новую песню, а гитары у него не было. Он полвечера сидел и косился на 12-струнку одного питерского музыканта, которая стояла у стены, – стеснялся попросить. Хотя был уже очень известным человеком. Потом гитару все-таки взял, но все вокруг тоже сидели музыканты. Что они Цоя не слышали, что ли? Вот и получилась премьера: кто-то слушал, а кто-то нет. А песня вошла в историю».
На тот момент песню можно было услышать только в фильме, поэтому, сидя в кинотеатре, я напрягал все свои извилины, чтобы запомнить текст и эксклюзивно сыграть новый хит в студенческом общежитии. Содержание текста обсуждать не буду — оно в принципе продолжало линию «Группы Крови». А вот музыка подарила нам ещё один замечательный вступительный рифф.
Игорь Гудков:
«Я помню, как он впервые сыграл «Звезду По Имени Солнце» у Кинчева на квартире. Мы приехали после концерта памяти Башлачева к Кинчеву и пили брутально очень. «Звезда» понравилась сразу, — этот ход, тогда она была как реггей».
Впрочем, простота текста не защитила Цоя от дебильных журналистских вопросов, на которые он отвечал в свойственной ему манере.
«— Скажи, «Звезда по имени Солнце» — это вдохновение, удача, его Величество Случай, намек на что-то неопредёленное или на себя?
— Скорее, на нечто неопределённое, чем на себя. Хотя… не знаю».
Честно говоря, дата написания этой песни — осень 1987-го, озвученная Нугмановым, меня немного смущает. Странно, что такая эффектная песня не попала на альбом «Группа Крови»…
Так или иначе, «Звезда по имени Солнце» заслужено стала одной из самых любимых народом «нетленок» группы КИНО, а строчки «Кто живёт по законам другим / И кому умирать молодым...» после гибели Цоя стали восприниматься, как пророческие.
Каверов на эту песню я специально не искал, но о двух упомянуть стоит. .
Первый = это симфоническая версия, сыгранная вместе с гитаристом КИНО - Юрием Каспаряном. Честно говоря, получилось совершенно неинтересно - такое ощущение, что над оркестровой аранжировкой особо не трудились. Инструменты просто копируют партии оригинала, не добавляя никаких новых оттенков. В общем, мне было скучно...
Второй кавер, известный под названием "Дагестанский Цой" - это другая крайность. Если вы хотите немного сбить с песни Цоя пафос, посмотрите ролик, где её исполняет ресторанный ансамбль. Аранжировка и исполнение и так были на грани фола, но когда на сцену выбрались местные танцоры, кавер достиг своего рода совершенства.:)) В общем, мне понравилось.
***
Ссылки на мои другие статьи вы можете найти ниже.
Автор: Сергей Курий