Почтовая станция с одним двором и деревня с двумя жителями-пенсионерами - это прошлое и настоящее костромской деревни Тренино в Кадыйском районе.
Деревня стала известна далеко за пределами Костромской губернии, в том числе и за рубежом, в самом конце XIX века, когда купцы Тренины построили там стекольный и хрустальный завод и пригласили на него сотни рабочих с семьями. В Тренино возникла церковь, открылись школа и торговая лавка. Продукция завода продавалась на Нижегородской ярмарке, ее показывали в Париже. Но сейчас это снова захудалая деревня на полпути между Макарьевом и Кадыем.
Я решил съездить в Тренино на восток за 160 километров от Костромы, чтобы узнать о славном прошлом и посмотреть, что осталось от него сейчас.
ПРЕДЫСТОРИЯ
Тренино расположено в 200 метрах от автомагистрали Кострома - Киров, но нормальной дороги туда нет, машину пришлось оставить у трассы и пойти пешком. Согласно данным на 2023 год, в деревне живут 2 пенсионера - мужчина и женщина.
В XIX веке тут находилась почтовая станция Мостовка, в ней был 1 двор при колодцах, числилось шесть жителей мужского и пять женского пола. Видимо, это семья или семьи почтовых служащих, ямщиков.
Ближайшая деревня Марьино располагалась в 6 - 7 километрах.
В конце XIX века после освобождения крестьян и либеральных реформ в условиях развития капитализма Россия переживала промышленный бум. Не обошел он стороной и Костромскую губернию. Так, если в 1892 году в ней было более 500 заводов и фабрик с примерно 20 тысячами рабочих, то спустя двадцать лет число фабрик выросло в четыре раза, а рабочих - более чем втрое.
ТРЕНИНО. НАЧАЛО
Видимо где-то в начале 90-х годов XIX века до этих мест добрался Андрей Тренин. Он приехал из небольшого городка Судогда Владимирской губернии. Это совсем рядом с нынешним городом Гусь-Хрустальный. Там на рубеже веков находился всероссийский центр стекольного и хрустального производства. В Меленковском и Судогодском уездах работали десятки стекольных заводов. Было среди них и производство братьев Якова и Павла Трениных, сыновей Андрея Тренина.
Может быть, из-за высокой конкуренции в прежнем месте, а, возможно, в поисках дешевых рабочих рук Андрей Тренин и его сыновья оказались на станции Мостовка Нёмденской волости, где и решили основать бизнес - Макарьево-Унженский хрустальный завод торгового дома братьев Трениных. Рядом Вятский тракт, речка Погорелица с хорошей глиной и белым кварцевым песком. В общем, хорошие условия для запуска стекольного завода. Год его основания - 1895-й.
Слабая колея привела меня через перелески в деревню.
Я увидел несколько приземистых деревянных изб и сараев, многие явно заброшены.
Вокруг поросшая густой травой бугристая земля.
Через всю деревню на восток тянется тонущая в траве грунтовка длиной быть может в километр. Видимо, дома строились вдоль нее.
РАСЦВЕТ ЗАВОДА
Спустя 10 лет после основания завода на месте богом забытой Мостовки возникла деревня на 60 дворов, к 1907 году здесь жили около 500-600 человек - порядка 200 из них - рабочие завода Трениных, остальные - их семьи.
Тренины позвали на свой завод стеклодувов и плотников из Владимирской губернии, всего около 120 человек.
Накануне Первой мировой войны завод Трениных производил хрустальные изделия, посуду и предметы освещения. На заводе были сначала один, а потом два паровых двигателя. Образцы изделий завода и сейчас можно увидеть в Кадыйском и Макарьевском краеведческом музеях.
Кроме посуды это разные штофики, графинчики и кружки.
Особое внимание обращает на себя штофик с мужичком внутри, о котором рассказывают всем посетителям музея, очень уж это наглядный пример.
Мужичок внутри служил мерой. Алкоголь наливали по губы мужичка, получилось поллитра. Причем внутрь мужичка затекали дополнительные 30 граммов водки, их можно было выпить с утра с похмелья. Говорят, что этот сосуд пользовался популярностью у немецких купцов, которые называли этот штоф "Доктор Хауз", то есть домашний доктор.
Братья Тренины стремились продвигать свою продукцию даже за рубежом, ее демонстрировали на международной выставке в Париже. Привычным местом сбыта стала Нижегородская ярмарка, где у Трениных были две лавки.
В одной лавке продавался хрусталь, в другой - стекло. Судя по плану ярмарки, они располагались рядом с Александро-Невским собором, на самой стрелке. Примерные места я обвел синим маркером.
В уездном Макарьеве Тренины построили дом из красного кирпича, видимо там размещалась контора завода, но, вероятно, была и жилая часть.
Сами братья стали, согласно справочнику 1912 года, купцами второй гильдии, то есть могли торговать по всей России.
В самой деревне Тренино появились лесопилка, конюшня и склад, открылись аптека с 4 койками для больных и торговая лавка.
Естественно, семьи рабочих были с детьми, и им нужна была школа. Ближайшая находилась в 6-7 километрах в Марьино, далековато. Как поступили Тренины? Немного информации можно найти в обзоре школ уезда по данным на 1904-1905 учебный год.
По этим данным, Тренины открыли в своей деревне в 1899 году церковно-приходскую школу.
Причем для школы они построили отдельное кирпичное одноэтажное здание с железной крышей.
В школе была одна классная комната, одна учительская, а также кухня и комната для прислуги. Преподаванием занимался один учитель - Василий Лебедев, мещанин, которому было всего 23 года, получал он 260 рублей жалованья, видимо, в год. Для сельских учителей церковно-приходских школ в то время это было чуть выше средней зарплаты, хотя в земских и государственных школах платили больше. За религиозное обучение отвечал священник Воскресенский.
В тренинской школе в 1904 году учились 44 ребенка - 22 мальчика и 22 девочки от 8 до 13 лет.
Были у Тренина и конкуренты. Это и крупные заводы Владимирской губернии, и еще два стекольных завода в Костромской - Базилевского в Варнавинском уезде и Плотникова в Кологривском.
В ПОИСКАХ ОСТАТКОВ ЗАВОДА
Сейчас центральная улица деревни, по которой я гулял, утопает в траве. Я пошел в поисках остатков завода на восток. Обнаружил один явно жилой дом с припаркованной рядом раритетной машиной.
На окраине деревни я встретил еще одну избу с надписью у входа "Осторожно, растяжка".
Навстречу мне вышел мужичок потрепанного вида. Он рассказал, что нашел в деревне пустующий дом и решил тут поселиться. По его словам, я далеко не первый, кто ищет остатки завода братьев Трениных. Видимо, до меня было много товарищей с металлоискателями. А сам завод, как рассказал мужичок, находился на восточной окраине деревни. Туда я и направился.
По пути увидел скошенную тропу вправо. Там небольшая полянка, на которой стоит крест. Он установлен на месте деревянной Покровской церкви, построенной тут для рабочих в 1906 году на деньги Трениных.
Трава постепенно становилась всё гуще и гуще, а колея всё слабее и слабее, пока я не уперся в болотистую местность.
Всё вокруг поросло березами и каким-то кустарником. Где-то дальше, в лесу и располагался тренинский завод, дальше в сотне метров течет речка Погорелица. Очевидно, все погребено под землей, укрыто буйной травой и кустарником. Найти видимые остатки завода мне так и не удалось. Не удалось даже найти фотографии завода и его владельцев.
КУДА ВСЁ ИСЧЕЗЛО?
Как же получилось, что всё вокруг исчезло, что век назад в деревне била жизнь, а сейчас тишина, летают мухи и ветер колышет высокую траву?
Точную причину закрытия завода мне так и не удалось выяснить. Но я смог определить дату, с которой завод прекратил работу - это 15 мая 1913 года, согласно данным промышленной переписи за 1918 год.
Возможно, предприятию становилось всё труднее конкурировать с крупным производством. Возобновить работу в условиях Первой мировой войны, а тем более революции, наверняка, было сложно, а в 1920-е годы завод решили не восстанавливать и разобрали.
К тому же в 1916 году умер один из братьев Трениных с женой. Причина смерти мне осталась неясна. Рабочие похоронили супругов у церковной ограды храма Покрова, сверху могилу залили стеклом и поставили памятник.
Отец братьев Трениных Андрей, оказывается, был еще жив. В январе 1916 года он оформил в Макарьевской уездной земской управе справку. Там значилось, что Андрей Тренин владеет большим участком земли в уезде, но завод на ней "работ не производит и земским сбором не облагается".
В советские годы церковь была уничтожена, могила Трениных тоже исчезла после войны и кроме креста на месте церкви ничто больше не напоминает о когда-то процветавшем здесь заводе.
Деревня Тренино надолго пережила завод и своих основателей и сейчас, вероятно, её последние годы. А природа быстро возвращает себе всё взятое у нее взаймы. И останется здесь... нет, не почтовая станция - кому она теперь нужна, а вышка сотовой связи, несколько стеклянных банок в музее, пара статей в краеведческом журнале и Дзене, да ролик на YouTube.
Если вам понравился рассказ, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал. Буду рад вашим комментариям.
Поддержать автора можно донатом на карту Сбербанка: 2202 2053 5269 6907
Смотрите мои видео и читайте другие статьи. До скорых встреч!