Найти в Дзене
Ментальное здоровье

Эмоциональные качели у родителей ребенка с ОВЗ

Мой любимый вид аттракциона последние годы. Так и хочется переделать старую добрую песню из «Электроника»: «… в юном месяце апреле в старом парке тает снег, а эмоциональные качели начинают свой разбег…».  Я Ксения. Сын Лёня, 8 лет. РАС. 5 лет в коррекции. Здесь «об жизни тех, кто обжегся».  Как объяснял мне мой психотерапевт, причина частого попадания особенных родителей в число пациентов с тревожно-депрессивными расстройствами в том, что их психотравмирующее событие никуда не девается.  В случае со смертью близкого, пожаром, тяжелым расставанием, увольнением, любой другой катастрофой, психотравмирующее событие имеет свой конец. Вот оно случилось. Его не изменить. Теперь учись жить с этим.  А в случае с ребенком с особенными потребностями он сам и есть это событие, которое живет с родителем изо дня в день, подсасывая ресурс, требуя вложения всё новых и новых сил. Каждый родитель проходит свой путь принятия этой ситуации, пытается максимально адаптировать и сохранить свою психику,

Мой любимый вид аттракциона последние годы. Так и хочется переделать старую добрую песню из «Электроника»: «… в юном месяце апреле в старом парке тает снег, а эмоциональные качели начинают свой разбег…»

Я Ксения. Сын Лёня, 8 лет. РАС. 5 лет в коррекции. Здесь «об жизни тех, кто обжегся». 

Как объяснял мне мой психотерапевт, причина частого попадания особенных родителей в число пациентов с тревожно-депрессивными расстройствами в том, что их психотравмирующее событие никуда не девается. 

В случае со смертью близкого, пожаром, тяжелым расставанием, увольнением, любой другой катастрофой, психотравмирующее событие имеет свой конец. Вот оно случилось. Его не изменить. Теперь учись жить с этим. 

А в случае с ребенком с особенными потребностями он сам и есть это событие, которое живет с родителем изо дня в день, подсасывая ресурс, требуя вложения всё новых и новых сил.

Каждый родитель проходит свой путь принятия этой ситуации, пытается максимально адаптировать и сохранить свою психику, чтобы и дальше давать-давать-давать-делать-делать-делать. 

Свой путь принятия особенностей ребенка я описывала в подборке «Записки пациента ПНД»

Сегодня хотелось бы добавить щепотку новых мыслей на тему эмоциональных качелей. 

В первые годы нашей коррекционной работы я не совсем понимала это состояние. Когда меня накрывала эйфория от успехов ребенка, когда надежда подсвечивала фонариком некий облик нормы, до которой, казалось, вот еще пару шажочков, то я ликовала, я была на коне, я сама была КОНЕМ, который подпитывался от собственной энергии, собственной веры, который мчал-мчал-мчал в неизвестность, пробуя разные способы реабилитации и внедряя новые занятия.

Это было хорошее такое состояние. Жалко только, что он всегда заканчивалось. Одномоментно. От первого косого взгляда, от плохого отзыва педагога, от замечания в детском саду, от сравнения со сверстниками (долго-долго приучала себя этого не делать).

А потом приходило упадническое настроение, когда казалось, что всё зря, что глобально ничего не меняется, что мы один на один со своей проблемой, что даже с близкими людьми целая пропасть непонимания или непрошенных советов и рекомендаций. 

После того как такие фазы сменяли друг друга несколько раз, я заметила их цикличность и в целом заметила их как таковые. Пыталась разобраться в себе. Не понимала, почему при относительно ровной ситуации меня так шатает из стороны в сторону.

Потом случилось мое собственное тревожно-депрессивное расстройство, которое наверное очень вовремя сместило фокус с ребенка на себя. Там уже стало не до качелей и рефлексии о них. 

Благодаря психотерапии я постаралась полностью принять ребенка со всеми его особенностями, а также саму себя со всеми своими особенностями и даже с этими злосчастными качелями. 

Также как рекомендует когнитивно-поведенческая терапия просто замечать и отмечать свои тревожные мысли, не вовлекаясь в них и не веря им на 100%, я стала относиться и к эмоциональным качелям. 

Просто позволяю им быть. Замечаю их. Знаю, что за окрыленным состоянием всегда последует упадническое. Что не стоит на волне какого-либо из этих состояний делать скоропалительных выводов, принимать серьезных решений. 

Вам знакомы эмоциональные качели в отношении детей? Как справляетесь?