Найти в Дзене

"На другом краю Аргентины. Часть 2: блеск века позапрошлого, бедность дня нынешнего" (Заметки о Мендосе).

Раннее утро - и автобус въезжал на территорию автовокзала Мендосы. Меня должен был встретить братишка, но, беда, мой телефон сел, а заранее обсудить точку встречи как-то не удосужились. Ничего, думаю, сейчас найду где-нибудь розетку - в зале ожидания, у информационной стойки, в кафе рядом. Нашёл в кафе. Взял кофе с молоком, врубил телефон - и Юра как раз набирает сообщение, мол: чуть задерживаюсь, буду там-то. Ну и отлично. Никто никого в суете не разыскивает по автовокзалу. ... Мои ребята снимали домик в пригороде Мендосы - там было и подешевле, и потише. Хотя...даже центр Мендосы (два проспекта, три музея, пять кафе) был тих, спокоен и относительно малолюден. Ну а там, где мы жили - вообще благодать. Покой нарушают особенно говорливые (в пять утра) птицы и ребятня на мопедах. Кактусы, пальмы, красота. И очень жарко. Если в прибрежных, приокеанских районах - будь то Буэнос-Айрес, будь то Мар-дель-Плата - климат довольно влажный (во всяком случае, для меня, человека из сухой и солнеч

Раннее утро - и автобус въезжал на территорию автовокзала Мендосы. Меня должен был встретить братишка, но, беда, мой телефон сел, а заранее обсудить точку встречи как-то не удосужились. Ничего, думаю, сейчас найду где-нибудь розетку - в зале ожидания, у информационной стойки, в кафе рядом.

Нашёл в кафе. Взял кофе с молоком, врубил телефон - и Юра как раз набирает сообщение, мол: чуть задерживаюсь, буду там-то. Ну и отлично. Никто никого в суете не разыскивает по автовокзалу.

...

Мои ребята снимали домик в пригороде Мендосы - там было и подешевле, и потише. Хотя...даже центр Мендосы (два проспекта, три музея, пять кафе) был тих, спокоен и относительно малолюден. Ну а там, где мы жили - вообще благодать. Покой нарушают особенно говорливые (в пять утра) птицы и ребятня на мопедах. Кактусы, пальмы, красота. И очень жарко.

Если в прибрежных, приокеанских районах - будь то Буэнос-Айрес, будь то Мар-дель-Плата - климат довольно влажный (во всяком случае, для меня, человека из сухой и солнечной забайкальской Сибири), бывает дождливо и ветрено, то в Мендосе было очень сухо, очень солнечно - и земля казалась картоном. Так иссушена и безжизненна. Тем удивительнее было знать, что регион считается центром виноделия в Аргентине (а то и в Южной Америке). Мендосу плотным кольцом охватывали виноградники, винодельни (которым явно хватало не только солнца, но и влаги). Но уже позже, поездив по региону, я увидел прекрасно продуманную сеть искусственных водохранилищ, каналов, водонасосных станций, собиравших воду с горных рек, спускающихся с Анд. Но это позже, а пока...

Жара, духота, воздух тяжёлый. Тогда же я узнал и о шторме Zonda, который периодически накрывает регион - мощном ветре, с песчаными бурями, что проносится над городом несколько раз за год. Сам я его не застал, но мой брат с семьёй однажды пережили.

...

Какие-то дни я посвятил городу. Гулял, зашёл в несколько музеев (все - с бесплатным входом, это меня почти перестало удивлять в Аргентине), покатался на автобусах, посидел в кафе, почитал про регион и город.

Ощущается Мендоса совершенно иначе, чем Буэнос-Айрес или Мар-дель-Плата. Никакого намёка на портовую жизнь города - исключительно глубинная земля. Граница пампасов и предгорья Анд, земля инков когда-то. Более смуглое население, многие имеют прям ярко выраженные какие-то "индейские" черты. Здесь до Сантьяго, столицы Чили, ближе, чем до любого крупного города самой Аргентины. Да и в колониальный период провинция Мендоса была подчинена Чили, затем входила в образованное государство Перу, и уже много позже, после начала освободительных войн в XIX веке, Мендоса вошла в состав Аргентины. И здесь, конечно, Аргентину видишь иначе - такой провинциальной, ещё более бедной, но более колоритной, разнообразной.

Уже позже, вернувшись, я пришёл к мысли, что слегка нечестно говорить про то, что я живу в Южной Америке. Нет, я живу в очень европейском городе Буэнос-Айресе - довольно стильном, распутном, очень модном и культурно-продвинутом, похабном городе. А вот Латинская Америка - она как раз в регионах. Но это так, отступление.

Город имеет (как и все другие в Аргентине) разбивку на квадраты. В самом центре Мендосы есть большой сквер, с фонтанами, аллеями. И от него, на равном расстоянии в несколько квадр, есть четыре сквера поменьше. Площади Италии, Испании, Чили и Сан-Мартин.

С последним именем понятно, это генерал Хосе Сан-Мартин, повлиявший на ход войны за освобождение испанских колоний в Южной Америке. Именно из Мендосы он двинул свою армию через Анды изгонять испанцев из Чили. Это важнейший сюжет, исторический миф, вокруг которого выстроена идентичность города, региона. В самой Мендосе есть не только сквер и улицы в честь военачальника - есть исторический музей в честь войн за независимость, дом Сан-Мартина и, конечно, много скульптуры. В Аргентине вообще первая часть XIX века (период войн колоний с Испанией за независимость) - это важнейший период. Музеи, скульптуры, скверы, памятники, историко-просветительские акции - живя в Аргентине будет невозможно не узнать хоть что-либо об этом. И Мендоса не исключение. Главное имя для города - это генерал Хосе Сан-Мартин (я не стану вдаваться в биографию, это всё легко найти и почитать).

По трём оставшимся названиям, наверное, можно определять основное культурное влияние на регион. Ну, Испания - понятно (здесь с одинаковой южной горячность и принимают колониальное наследие, и обливают краской памятники испанским историческим деятелям), Чили - тоже (так как соседи, а когда-то и почти одно государство, под одной короной), ну а Италия - это, конечно , влияние эмиграции, которая привезла кухню, культуру, привычки, архитектуру Южной Европы. Такие географические дела.

Очень много мозаики. Прям везде: фонтаны, скульптурные группы, скамейки даже выложены мозаикой, или с элементами её. А у Плазы Испания интересная плитка под ногами - меж больших плит втиснуты поменьше с изображением гербов, замков, рыцарей всяких.

Плаза Чили самая скромная. Может так выражается нелюбовь и недоверие к соседям.

Кстати, насчёт Чили. Пока я на континенте, загадал для себя добраться до чилийского города Пуэрто-Наталес. Этот город является "антиподом" моей родины - Улан-Удэ. То есть, расположен точно с противоположной стороны земного шара. Всего таких "пар" - около двух десятков. И вот Улан-Удэ в числе этих мест. Такие географические дела.

...

Casa San-Martin - небольшой музей в доме Хуана Сан-Мартина - мне понравился необычным форматом своим. Пол в нём прозрачен, и сквозь стекло можно увидеть остатки стен, фундамент, лестницы, плиточные полы. Всё, что сохранилось и что откопали археологи. Такое сочетание музея и археологических раскопок. Ходишь себе, слушаешь гида (в моём случае читаешь через переводчик стенды), рассматриваешь черепки всякие. Люблю такое.

Ещё тут есть музей изобразительно искусства, очень красивое кладбище (тут вообще кладбища красивые, рекомендую посещать!) и завод Coca-Cola. Огромный парк (в честь Сан-Мартина, естественно, с величественными скульптурами и смотровой площадкой). Это всё мы обошли, проехали за пару-тройку дней. Больше всего, конечно, меня интересовала природа. Я приехал в горы, по горам я соскучился - вот про горы и начну рассказывать со следующей части.

(Михаил Чебунин, декабрь 2024-го).

Ещё про путешествия: