Найти в Дзене

Трамвай «Желание»: правильно ли сделал Стэнли, рассказав Митчу правду о порочном прошлом Бланш? Пьеса от обладателя Пулитцеровской премии

СТЕЛЛА. Но есть у мужчины с женщиной свои тайны, тайны двоих в темноте, и после все остальное не столь уж важно...
БЛАНШ. Это называется грубой похотью… да, да, именно: «Желание»! — название того самого дребезжащего трамвая, громыхающего в вашем квартале с одной тесной улочки на другую…
СТЕЛЛА. Будто бы тебе самой так ни разу и не случалось прокатиться в этом трамвае!
БЛАНШ. Он-то и завез меня сюда… Где я — незваная гостья, где оставаться — позор. – цитата из пьесы «Трамвай “Желание”» Теннесси Уильямса Возвышенная, парящая, нежная, благоухающая. Бланш справедливо можно сравнить с мотыльком. Потерянная, сломленная, но в то же время знающая себе цену интеллектуалка. Её противоположность – Стэнли. Пышущий здоровьем, маскулинный, прямолинейный. Он – хозяин положения, непревзойдённый авторитет для Стеллы, работящий и не терпящий критики зрелый мужчина. Есть у Ван-Гога картина — бильярдная ночью… Та же инфернальность полунощного свечения основных цветов простейшего спектра сейчас в кухне. –
Оглавление
СТЕЛЛА. Но есть у мужчины с женщиной свои тайны, тайны двоих в темноте, и после все остальное не столь уж важно...
БЛАНШ. Это называется грубой похотью… да, да, именно: «Желание»! — название того самого дребезжащего трамвая, громыхающего в вашем квартале с одной тесной улочки на другую…
СТЕЛЛА. Будто бы тебе самой так ни разу и не случалось прокатиться в этом трамвае!
БЛАНШ. Он-то и завез меня сюда… Где я — незваная гостья, где оставаться — позор.
– цитата из пьесы «Трамвай “Желание”» Теннесси Уильямса
кадр из фильма «Трамвай “Желание”» 1947 года, режиссёр Элиа Казан
кадр из фильма «Трамвай “Желание”» 1947 года, режиссёр Элиа Казан

Возвышенная, парящая, нежная, благоухающая. Бланш справедливо можно сравнить с мотыльком. Потерянная, сломленная, но в то же время знающая себе цену интеллектуалка.

Её противоположность – Стэнли. Пышущий здоровьем, маскулинный, прямолинейный. Он – хозяин положения, непревзойдённый авторитет для Стеллы, работящий и не терпящий критики зрелый мужчина.

Есть у Ван-Гога картина — бильярдная ночью… Та же инфернальность полунощного свечения основных цветов простейшего спектра сейчас в кухне.
– цитата из пьесы «Трамвай “Желание”» Теннесси Уильямса
Картина Винсента Ван Гога «Ночное кафе», 1888 год, источник фото: Яндекс Картинки
Картина Винсента Ван Гога «Ночное кафе», 1888 год, источник фото: Яндекс Картинки

Стэнли представляет рабочий класс. Бланш – олицетворение вымирающей аристократии.

Под одной крышей столкнулись два крутых нрава, две полярности, два мира.

Бланш – учительница английского языка, с малых лет ей привычны роскошь и достаток. Семья годами проматывала порядочное состояние, и Бланш без труда следовала давней традиции, пока не оказалась на улице.

Стэнли – рабочий на заводе, страстный любитель женщин и игр. По мнению жены Стеллы, он один из компании друзей способен пробиться в люди.

кадр из фильма «Трамвай “Желание”» 1947 года, режиссёр Элиа Казан
кадр из фильма «Трамвай “Желание”» 1947 года, режиссёр Элиа Казан

Митч работает слесарем-инструментальщиком на том же заводе, что и Стэнли. Гладко выбритый, он более походит на джентльмена, с дамами он учтив, в выражениях аккуратен. Митч ухаживает за больной матерью, доживающей последние месяцы.

Во время игры в покер Митч знакомится с Бланш. Благодаря врождённому очарованию и превосходным манерам, женщина производит выгодное впечатление, потрясённый Митч поддаётся чарам Бланш.

кадр из фильма «Трамвай “Желание”» 1947 года, режиссёр Элиа Казан
кадр из фильма «Трамвай “Желание”» 1947 года, режиссёр Элиа Казан

Они проводят в компании друг друга всё больше времени, Митча неудержимо влечёт к приглушённому свету, коим полна кокетливая Бланш.

Бланш испытывает неловкость из-за увядающей молодости, к тому же ментальные проблемы усугубляют её состояние, по этой причине свидания с Митчем проходят в полумраке. Женщина окутывает себя поволокой тайны и неприступности, что более и более разжигает желания Митча. О Бланш он рассказывает матери, а крепнущее внутри чувство намекает ему на возможность близкой женитьбы.

кадр из фильма «Трамвай “Желание”» 1947 года, режиссёр Элиа Казан
кадр из фильма «Трамвай “Желание”» 1947 года, режиссёр Элиа Казан

Митч – честный и скромный работяга. Как и все неискушённые мужчины, он вскоре попал на крючок умелой женской игры.

Потому что по моему женскому тщеславию били так беспощадно. Так пусть он думает, что я — сама чистота и неопытность, понимаешь? (Смеется.) Я хочу обмануть его настолько, чтобы заставить его добиваться меня…
– цитата из пьесы «Трамвай “Желание”» Теннесси Уильямса

Бланш оказалась умелым стратегом, однако ей не удалось заполучить желанного мужчину и избавиться от компании Стэнли.

А всему виной тёмное прошлое

кадр из фильма «Трамвай “Желание”» 1947 года, режиссёр Элиа Казан
кадр из фильма «Трамвай “Желание”» 1947 года, режиссёр Элиа Казан

После личной трагедии, когда молодой муж Аллан покончил с собой, ментальное здоровье Бланш заметно пошатнулось. Она работала в средней школе, обучая ребятишек английскому языку. И в тот период влипла в головокружительный скандал.

Вскрылся роман с несовершеннолетним. Бланш с позором покинула стены учебного заведения, обосновавшись в третьесортном отеле «Фламинго». Там женщина окончательно слетела с катушек.

А слабым приходится искать расположения сильных, Стелла. Их дело — манить к себе, влечь, и расцветка им нужна нежная, как пыльца на крылышках у бабочек, она должна привораживать… если больше нечем расплатиться… за ночь приюта.
– цитата из пьесы «Трамвай “Желание”» Теннесси Уильямса
кадр из фильма «Трамвай “Желание”» 1947 года, режиссёр Элиа Казан
кадр из фильма «Трамвай “Желание”» 1947 года, режиссёр Элиа Казан

Она привечала мужчин, находя покой в неизвестных объятиях. И выглядела при этом неизменно прекрасно, облачённая в жемчуга, лучшие вечерние наряды, на голове – тиара из горного хрусталя. Вскоре вся округа прознала о вольном нраве Бланш, что даже солдатам военного лагеря под Лорелом руководство впоследствии запретило приближаться к её дому.

А городишко-то слишком тесен, чтобы вся эта волынка тянулась бесконечно. И вот стала притчей всего города. Сначала она просто слыла за слабоумненькую, за городскую дурочку.
Стелла отшатнулась.
А последние два года — за гулящую девку.
– цитата из пьесы «Трамвай “Желание”» Теннесси Уильямса
кадр из фильма «Трамвай “Желание”» 1947 года, режиссёр Элиа Казан
кадр из фильма «Трамвай “Желание”» 1947 года, режиссёр Элиа Казан

Узнать такое о свояченице для Стэнли было подобно грому среди ясного неба. И в то же время он упивался злорадством. Он достаточно слышал о себе из уст Бланш: что тот – животное, едва спустившееся с ветки, человек-обезьяна. Существо, живущее по-звериному, приносящее в дом сырое мясо (которое Бланш, не гнушаясь, потребляла вместе с виски), хрюкающее и гложущее кости. Желание мести возобладало.

А если отставить в сторону месть, мог бы он поступить иначе?

Против Бланш свидетельствовали несколько мужчин, тесно знакомых с Бланш.

В те времена репутация шла впереди человека и решала дальнейшую судьбу. У мужчины были высокие требования к будущей жене: её имя должно быть незапятнанным, как минимум.

Митч был напарником Стэнли, они работали на одном заводе, а вечера проводили за игрой в кегли или покер. Они были откровенны друг с другом, насколько это позволяет мужская дружба.

кадр из фильма «Трамвай “Желание”» 1947 года, режиссёр Элиа Казан
кадр из фильма «Трамвай “Желание”» 1947 года, режиссёр Элиа Казан

А теперь главный вопрос: мог ли Стэнли умолчать о прошлом Бланш?

Ведь Стелла мечтала о счастливом замужестве Бланш, к тому же Митч был образцовым женихом. Он бы даже свыкся с тщательно маскируемым возрастом Бланш.

Смог бы Митч продолжать оставаться мужем Бланш, узнав всю правду о своей жене из посторонних уст?

Сумел бы Митч пережить подобный позор?

Если бы Бланш съехала к Митчу, Стэнли со Стэллой никто не мешал бы наблюдать за бегом «разноцветных огоньков», в семье вновь бы воцарилась привычная идиллия.

кадр из фильма «Трамвай “Желание”» 1947 года, режиссёр Элиа Казан
кадр из фильма «Трамвай “Желание”» 1947 года, режиссёр Элиа Казан

Однако Стэнли принимает решение всё рассказать своему другу, вопреки возмущению супруги.

Митч в красках узнаёт об историях, произошедших в стенах отеля «Фламинго».

Если бы, в теории, Стэнли тепло относился к свояченице, ради её счастья смог бы он поступить иначе, зная волчьи нравы той эпохи? Подставил бы Митча под шквал общественного осуждения, если бы всё вскрылось?

Делитесь мнением!