Найти в Дзене
Советник управленца

Цена коммуникации

КоммерсантЪ, ссылаясь на Сколково, сообщает, что из-за плохой коммуникации в российских компаниях совокупный бизнес теряет до 8,7 трлн ₽ в год. По подсчетам аналитиков, этот показатель — прямое следствие того, что половина сотрудников тратит на неэффективные коммуникации в среднем два часа в день. Еще раз: 25% рабочего времени — в труху. Далее — мои рассуждения. 1. Почти все бизнес-процессы в любой компании — сквозные. Это значит, что зона ответственности за конечный результат не ограничена одним человеком. Это ведет к коммуникациям между людьми. 2. Взрослые люди не умеют обмениваться информацией без потерь. Как ни парадоксально, но люди друг друга не понимают. Говорят по-русски, но на разных языках. Классический пример: — Заказ №1457 доставлен? — спрашивает менеджер логиста. — Машина только уехала, — отвечает логист. Тут есть ответ на вопрос? 3. Чаты безжалостно снижают эффективность. Это бесконечные поглотители рабочего времени и эффективности. При этом создается ложная иллюзия работ

КоммерсантЪ, ссылаясь на Сколково, сообщает, что из-за плохой коммуникации в российских компаниях совокупный бизнес теряет до 8,7 трлн ₽ в год.

По подсчетам аналитиков, этот показатель — прямое следствие того, что половина сотрудников тратит на неэффективные коммуникации в среднем два часа в день.

Еще раз: 25% рабочего времени — в труху.

Далее — мои рассуждения.

1. Почти все бизнес-процессы в любой компании — сквозные. Это значит, что зона ответственности за конечный результат не ограничена одним человеком. Это ведет к коммуникациям между людьми.

2. Взрослые люди не умеют обмениваться информацией без потерь. Как ни парадоксально, но люди друг друга не понимают. Говорят по-русски, но на разных языках. Классический пример:

— Заказ №1457 доставлен? — спрашивает менеджер логиста.

— Машина только уехала, — отвечает логист.

Тут есть ответ на вопрос?

3. Чаты безжалостно снижают эффективность. Это бесконечные поглотители рабочего времени и эффективности. При этом создается ложная иллюзия работы. Все при деле, телефоны пиликают, улей жужжит, толку — ноль.

4. Коммуникации не стандартизированы. Поэтому каждый городит, что хочет. На операционном столе все участники процесса знают, что значит слово "зажим", произнесенное оперирующим хирургом. Пилоты самолета читают карту и повторяют команды друг за другом и за наземными службами, чтобы избежать некорректного понимания. Бизнес же не утруждает себя такими формальностями. Поэтому "то, что имел в виду один человек" ≠ "то, как это понял другой".

5. Неправильный формат коммуникации. Обмен информацией должен быть быстрый и максимально очный, в то время как фиксация договоренностей должна быть максимально формализованной. Я писал об этом 4 марта 2022 года в ТГ-посте "Личное общение vs писанина". В бизнесе зачастую ровно наоборот. Долгие переписки по вопросам, которые можно закрыть 2-минутной личной встречей или видеосозвоном с демонстрацией экрана. И, наоборот, долгие совещания с большим числом людей, которые из двухчасового мероприятия высказывались максимум 5 минут, а остальное время имитировали глубокое участие, вместо того, чтобы направить каждому персональный запрос, запросить письменный ответ по существу и обсуждать уже результаты узким кругом.

6. Предприниматели не считают время наемного персонала в деньгах. Это бич эффективности русского бизнеса. При этом те же предприниматели бьются за каждую копейку в закупках, потому что там деньги выглядят как деньги. А тут деньги представлены в виде времени, поэтому не шибко заметны. Какая разница между 5 минутами и 10 минутами? Подумаешь.

Я называю это "эффект капающего крана". По капельке, по миллилитру, за месяц набегает несколько кубов воды.

Каждый сотрудник в русском бизнесе — такой капающий кран.

Виноваты в этом, конечно, управленцы.

Именно управленец должен:

- Выстроить бизнес-процессы, а не функции;

- Разработать и внедрить стандарт коммуникации;

- Обучить ВСЕХ этому стандарту и ТРЕБОВАТЬ его неукоснительного исполнения, автоматизировать контроль за исполнением;

- Исключить из рабочей коммуникации ВСЕ чаты;

- Отслеживать эффективность коммуникации и считать время сотрудников в деньгах — каждую минуту;

- Внедрить стандарт совещаний и подготовки к ним таким образом, чтобы ни одна минута на совещании не была потрачена на "пассивное присутствие";

- Выстроить процесс найма таким образом, чтобы отсекать кандидатов, не способных к работе по разработанным стандартам коммуникации.

Коммуникация — база эффективности бизнеса. Чем больше людей, тем сильнее зависимость денег от уровня коммуникации.

Если самостоятельно сложно или не понятно, что и как делать, обращайтесь, я помогу.

В одном из проектов я за два месяца двукратно поднял эффективность отдела продаж стройматериалов только за счет жесткой стандартизации горизонтальной и вертикальной коммуникации: с клиентами, коллегами, логистами, кладовщиками, РОПами и коммерческим директором.

Бизнес — не место для болтовни.

Обращайтесь!