Сегодня отмечает юбилей конструкторское бюро, которое создало российский авиационный двигатель нового поколения ПД-14 и разрабатывает перспективный ПД-35. Говоря о достижениях пермских конструкторов за 85 лет, слова «первый» и «передовой» подходят почти ко всем их моторам. Более того, в этом году ОДК-Авиадвигатель признано лучшим конструкторским бюро.
Об уникальной конструкторской школе и легендарных создателях авиационных двигателей читайте в нашем материале.
Одно из лучших конструкторских бюро страны
Пермское конструкторское бюро было создано в 1939 году, когда в составе только что построенного пермского Моторостроительного завода № 19 имени И.В. Сталина был образован конструкторский отдел, ставший основой созданного чуть позже «ОКБ-19». За эти здесь были реализованы лучшие конструкторские идеи, которые на десятилетия обеспечили славу отечественной авиации.
Сегодня ОДК-Авиадвигатель входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию и занимается разработкой газотурбинных двигателей авиационного и промышленного назначения.
Под руководством управляющего директора-генерального конструктора ОДК- Авиадвигатель, академика РАН, Героя Труда Российской Федерации Александра Иноземцева пермское конструкторское бюро создает новые прорывные проекты, которые значимы для развития отечественного двигателестроения и российской авиации.
В ноябре 2024 года ОДК-Авиадвигатель стал лауреатом премии «Авиастроитель года» в номинации «ОКБ года» за создание двигателя-демонстратора технологий большой тяги ПД-35.
Вторая награда этого конкурса была вручена за победу в номинации «За эффективную систему послепродажного обслуживания авиационной техники российского производства». Конструкторы впервые в истории авиационной промышленности России разработали и внедрили автоматизированную систему выпуска интерактивных электронных технических руководств.
В этой системе разработаны необходимые материалы маршевой силовой установки с двигателем ПД-14, которые уже переданы авиастроителям. В результате сертификационные испытания самолета МС-21 с двигателем ПД-14 обеспечены электронной документацией мирового уровня.
Напомним, что именно ОДК-Авиадвигатель стал головным разработчиком главного проекта российского двигателестроения последних лет – семейства двигателей ПД нового поколения. ПД-14 успешно прошел все испытания и был сертифицирован, в 2023 стартовало его серийное производство на предприятии ОДК-Пермские моторы.
Более того, за создание двигателя ПД-14 Владимир Путин вручил генеральному конструктору ОДК-Авиадвигатель Александру Иноземцеву Золотую медаль Героя Труда РФ.
Уникальная конструкторская школа
У истоков пермского опытно-конструкторского стояли именитые авиаконструкторы – Аркадий Швецов и Павел Соловьев. Они заложили основы и принципы работы, подходы к созданию новых двигателей. Тесная связь опытного и серийного производства стала отличительной чертой пермских моторостроителей.
Одной из первых задач пермских конструкторов была разработка технической документации по производству, сборке и испытаниям лицензионного поршневого мотора М-25. Этот авиадвигатель поднимал в небо довоенные истребители-монопланы, среди которых лучший в своей маневренности И-16.
К началу Великой Отечественной войны в Перми было создано целое семейство отечественных поршневых звездообразных авиамоторов воздушного охлаждения, так называемых швецовских «звезд». В их числе девятицилиндровый М-62 и М-62ИР для истребителя И-153, транспортных Ли-2 и Ан-2 и новый двигатель М-63 для истребителя И-16.
Благодаря гениальному решению Аркадия Швецова за короткий срок был создан революционный для своего времени двигатель воздушного охлаждения М-82. Двухрядная 14-цилиндровая звезда – по такой схеме был построен мотор – обеспечивала минимальные габариты при мощности 1700 л.с. Новый двигатель, установленный на истребитель Лавочкина Ла-5, обеспечил советскому самолету абсолютное превосходство над однотипными немецкими «Фоке-Вульфами-190».
В 1944 году этот двигатель, как и другие разработки Аркадия Швецова получили марку «АШ» и он стал называться АШ-82. На его основе были созданы модификации авиадвигателей, включая первый отечественный инжекторный мотор — легендарный АШ-82Ф и его модификация с непосредственным впрыском топлива АШ-82ФН. С 1944 года завод № 19 полностью сосредоточился на производстве этой модели, проведя масштабную реконструкцию и внедрив поточное производство.
Что важно, двигатель АШ-82 и его модификации использовались не только на бомбардировщиках и истребителях. Позже они устанавливались на массовые пассажирские самолеты Ил-12 и Ил-14 и вертолеты Як-24, Ми-4. Более того, разработанная ранее модель АШ-62ИР до сих пор поднимает в небо многоцелевые Ан-2.
После Второй мировой войны в короткие сроки были созданы моторы и редукторы для самолетов и вертолетов, в том числе двигатель АШ-73ТК для первого носителя атомной бомбы «летающей крепости» Ту-4 и летающей лодки Бе-6.
В 1953 году с приходом в конструкторское бюро генерального конструктора Павла Соловьева начался новый этап развития. Выдающийся конструктор всю жизнь проработал в ОКБ и стал основоположником газотурбинного двигателестроения в стране.
Под руководством Павла Соловьева был разработан первый в стране двухконтурный турбореактивный двигатель Д-20П для регионального самолета Ту-124. В 1953 году началась эксплуатация первого в мире вертолетного газотурбинного двигателя Д-25В для тяжелых транспортных вертолетов Ми-6, Ми-10 и летающего крана Ми-10К.
Пермские двигатели Д-30 и Д-30КУ-154 устанавливались на самые надежные в истории отечественного авиапрома самолеты Ту-134. Для модернизации трансатлантического авиалайнера Ил-62М был создан двухконтурный турбореактивный двигатель Д-30КУ, а для военного транспортника-рекордсмена Ил-76 – двигатель Д-30КП.
В 1979 году завершились испытания двигателя Д-30Ф6 для сверхзвукового высотного истребителя-перехватчика МиГ-31. Это первый боевой самолет четвертого поколения в СССР, который обладает непревзойденными тактико-техническими характеристиками высотности и скорости.
Одной из лучших разработок Павла Соловьева стал двигатель четвертого поколения для гражданской авиации ПС-90А. Сегодня двигатели семейства ПС-90А поднимают в небо российские самолеты пассажирской, грузовой и транспортной авиации.
Индустриальные двигатели
Пермское конструкторское бюро к началу 21 века расширило направления работы и начало создавать газотурбинное оборудование для предприятий ТЭК. На базе газогенераторов двигателей Д-30 и ПС-90А конструкторы разработали и внедрили в серийное производство два семейства газотурбинных установок для газоперекачивающих агрегатов и электростанций мощностью от 2,5 до 25 МВт.
Современное энергетическое оборудование разработки ОДК-Авиадвигатель не просто производит энергию и тепло для потребителей, но и помогает заказчикам утилизировать попутный нефтяной газ, что важно для экологии. Кроме того, конструкторы создали малоэмиссионную камеру сгорания (МЭКС) для промышленных модификаций двигателя ПС-90А мощностью 16 и 25 МВт.
Так называемая «наземка» и сейчас остается одним из ключевых направлений деятельности КБ. Сегодня серийно изготовлено более 1290 газотурбинных установок, и суммарная наработка пермского оборудования превысила 45 миллионов часов.
Важно отметить, что ОДК-Авиадвигатель первым среди поставщиков газотурбинного оборудования внедрил сервисное обслуживание энергоагрегатов с оплатой за фактически отработанный машино-час.
Амбициозный проект
Сегодня ОКБ под руководством Александра Иноземцева продолжает дело легендарных конструкторов. Конструкторы работают над созданием первого в истории России двигателя большой тяги ПД-35 для пассажирской и транспортной широкофюзеляжной дальнемагистральной авиации.
В ОДК-Авиадвигатель спроектирован и изготовлен двигатель тягой 35 тонн. Он предназначен для проверки ключевых технологий и демонстрации их зрелости для применения в проектах создания перспективных двигателей.
Первый этап испытаний двигателя-демонстратора технологий ПД-35 успешно проведен на новом открытом испытательном стенде ОДК-Авиадвигатель, специально созданном для испытаний двигателей с тягой более 24 тонн.
За время испытаний, которые проводились в течение нескольких месяцев, был многократно обеспечен выход на взлетный режим с достижением тяги двигателя 35 тонн. Полученные параметры и характеристики ПД-35 превзошли прогнозные значения и подтвердили правильность выбранных технических решений.
Как отмечают конструкторы, это позволяет приступить к разработке перспективных отечественных двигателей большой тяги.
Глядя на историю достижений пермских конструкторов, можно с уверенностью сказать, что специалисты ОДК-Авиадвигатель готовы к реализации новых сложных проектов. Молодой и высокопрофессиональный коллектив, опираясь на мощные традиции пермской конструкторско-технологической школы, реализует ее богатый потенциал. Многолетний успешный опыт проектирования и внедрения в серийное производство и эксплуатацию новых двигателей, накопленный пермской конструкторской школой за 85 года, стал базой для успешной реализации амбициозных проектов ОДК-Авиадвигатель.
Хотите первыми смотреть новые видео об авиационных двигателях и быть в курсе самых последних новостей ОДК?
Подписывайтесь на официальный телеграм-канал ОДК 👉 https://t.me/uecrus_official