Найти в Дзене
Война и Homo Sapiens

Русские. Церковь православная /Никон: «Травля злого медведя». Приговор, обиды, «взрыв», осада, прощение и смерть патриарха/

Монахи берутся за оружие. Монастырь представляет собой мощную, неприступную крепость. У них 90 пушек, огромные запасы продовольствия. К ним на помощь бегут со всей Руси, в том числе донские казаки и даже тати. Настоятельно рекомендую прочитать вначале предыдущую публикацию: Все публикации по данной теме читайте в этой подборке: ПОДВИГ 6-й. ПРОДОЛЖЕНИЕ… Никон, разбитый и опустошённый возвращается в Воскресенский монастырь. Ему теперь остаётся надеяться только на милость Божью. Даже на своё ораторское мастерство он уже не надеется, зная, что никакой полемики не будет, будет банальное судилище… В таком состоянии он совершает очередную ошибку – пишет пространное письмо про свои распри с государем, боярами, критикует Уложение 1649 года, осуждает социально-экономическую политику Алексея и очень нелицеприятно отзывается про Паисия Лигарида. Своим письмом бывший опальный патриарх не просто «выносит сор из избы», он в прямо обвиняет царя, бояр, священников… Такое письмо вряд ли бы понравилось п
Оглавление
Монахи берутся за оружие. Монастырь представляет собой мощную, неприступную крепость. У них 90 пушек, огромные запасы продовольствия. К ним на помощь бегут со всей Руси, в том числе донские казаки и даже тати.

Настоятельно рекомендую прочитать вначале предыдущую публикацию:

Все публикации по данной теме читайте в этой подборке:

РУССКИЕ | Война и Homo Sapiens | Дзен

ПОДВИГ 6-й. ПРОДОЛЖЕНИЕ…

Гениев делает история

Никон, разбитый и опустошённый возвращается в Воскресенский монастырь. Ему теперь остаётся надеяться только на милость Божью. Даже на своё ораторское мастерство он уже не надеется, зная, что никакой полемики не будет, будет банальное судилище…

В таком состоянии он совершает очередную ошибку – пишет пространное письмо про свои распри с государем, боярами, критикует Уложение 1649 года, осуждает социально-экономическую политику Алексея и очень нелицеприятно отзывается про Паисия Лигарида.

Своим письмом бывший опальный патриарх не просто «выносит сор из избы», он в прямо обвиняет царя, бояр, священников… Такое письмо вряд ли бы понравилось патриарху Дионисию, и Никон наверняка об этом знает. Он просто «хватается за соломинку» в безвыходном положении.

Опальный патриарх передаёт письмо своему родственнику, которого хватают царские люди, круглосуточно наблюдающие за обителью Никона. Царь, прочитав письмо, негодует. Но даже после этого, он не решается собрать Собор.

Алексею Михайловичу полумеры были ни к чему, он мечтает о полной победе над Никоном. Царь мечтает и о ещё одной победе, о которой никто даже не догадывается…

Волокита с «делом патриарха» отражается на церковном расколе. Противники никоновских новшеств чувствуют ослабление церкви без патриарха. Они всё смелее проявляют своё недовольство не только в столице, но и в остальных русских городах.

Царь должен был бы обратить на это внимание, вернуть на патриаршью кафедру Никона и позабыть про обиды, дабы не допустить братоубийственной войны, которые происходят во многих европейских странах после похожих реформ. Государь прекрасно осведомлён о том, что творится в Европе.

Но… царь не к Никону обращается. Он обращается к собору, созванному им весной 1666 года. А церковный «форум» признаёт реформу Никона правильной и осуждает раскольников.

Помимо прочего, собор лишает церковных санов всех раскольников. Все осуждённые каются и прощаются собором, кроме протопопа Аввакума и дьякона Фёдора. Но… самому Никону такой вердикт собора не приносит никакой пользы. Историю делают не гении, но гениев делает история…

-2

На этом соборе дело Никона вообще не рассматривается. Царь и его союзники накапливают силы. Осенью Константинопольский и Иерусалимский патриархи Паисий и Макарий привозят в Москву письма, в которых дают своё согласие на суд над Никоном…

Осенью того же года «Великий собор» начинает свою работу. Собор одобряет реформы Никона и… приступает к рассмотрению «дела Никона». В роли обвинителя выступает сам царь.

Государь московский, со слезами на глазах перечисляет все обиды, которые несёт он сам и которые несёт от Никона вся православная церковь и московское государство.

В ссылку

Опальный патриарх защищается неистово и грубо. Достаётся «по-полной» всем, особенно восточным патриархам. «Ходите теперь по миру за милостыней!» - кричит на них Никон. Никон выражается грубо и в этом его промашка, в этом его слабина. Он ведёт себя как медведь, которого травят собаками.

Собор единогласно принимает решение о снятии с Никона патриаршего сана, лишении священства и отправляет его в Белозёрский монастырь в ссылку. Деятельность Никона не все оценивают единодушно. Сомнения некоторых вызывает греческий приговор…

В этом приговоре чётко прописывается приоритет власти светской над властью церковной. Греки прекрасно осознают для чего царь так долго ждал их приезда. И они его не подводят.

Против возвышения светской власти над церковной выступают отдельные русские иерархи, причём являющиеся открытыми противниками Никона. Осудив попытку Никона возвысить церковь над государем, они говорят «А». А когда их просят сказать «Б», они начинают артачиться.

Эти иерархи совершенно не понимают, что сам смысл, отлично спланированного церковного судилища, как раз и состоит в полном уничтожении тех, кто стоит за «Православную Священную Русскую Империю»…

-3

Крах Никона и состоит именно в том, что сама история, сама жизнь не предоставляет его мечтам места. Он имеет возможность пытаться осуществить свои мечты лишь только благодаря особой дружбе с государем. Никон так ни чего и не понял…

Когда его выводят на двор, уже переодетого в монашеский клобук и сажают в сани, Никон громко кричит:

- Никон! Никон! Всё это тебе сталось за то: не говори правды, не теряй дружбы! Если бы ты устраивал дорогие трапезы да вечерял с ними, то этого бы не случилось!

Бог его знает, просто играет на публику Никон или на самом деле так считает? Однако для публики достаточно одного этого возгласа опального патриарха, и она начинает его жалеть.

Никона привозят на патриарший двор. Родион Стрешнев приносит ему деньги и меха от царя и говорит, что Алексей Михайлович просит его простить и благословить. Никон отказывается от подачки и заявляет, что будет ждать «суда Божия».

Тем не менее, уже по дороге, он берёт тёплую одежду и немного денег от одной вдовушки. Его сопровождает отряд стрельцов. В Ферапонтовом монастыре Никону запрещают отправлять и получать любые письма.

Тем не менее царь не прекращает попытки помириться со своим другом. Добрый Алексей Михайлович. Но царю нельзя быть добрым, за его плечами крупная держава.

Никон не отказывается от примирения с царём, но и не даёт ему своего прощения, выставляя тому своё условие – «вернёшь, тогда прощу и благословлю».

-4

Верные люди доносят государю, что к Никону приезжали донские казаки и хотели освободить того из монастырского заточения. Царь распоряжается усилить охрану своего опального друга.

Умирает царица Марья Ильинична. Царь вспоминает про Никона и посылает ему деньги. Обиженный бывший патриарх их не принимает. Долго держится Никон, но через несколько лет всё же сдаётся и пишет царю, полное жалости к себе больному письмо, с просьбой ослабить к нему ограничения.

Царь верит, но перевести его в другой монастырь не решается. Он велит ослабить режим опального и шлёт ему шикарные подарки. Но к тому времени противостояние сторонников и противников Никона в царстве русском достигает взрывоопасного уровня.

Монаший бунт, осада и свобода

И наконец "взрыв" происходит. Монахи Соловецкого монастыря, недовольные реформой Никона, просят царя разрешить им проводить богослужение по- старому. Алексей Михайлович отказывает и посылает в монастырь войско.

Монахи берутся за оружие. Монастырь представляет собой мощную, неприступную крепость. У них 90 пушек, огромные запасы продовольствия. К ним на помощь бегут со всей Руси, в том числе донские казаки и даже тати.

Осада Соловков длится несколько лет. Не могут взять монастырь царские воеводы. И как обычно происходит всегда в таких случаях – появляется изменник. В январе 1667-го монастырь пал.

С раскольниками расправляются сурово. Непокорные просто умирают от голода. Но попросивших прощения государь прощает и оставляет в монастыре. В войне с монахами побеждает войско царское, а вот сам царь и народ московского государства терпят в ней поражение.

Пушки Соловецкого монастыря зажигают огонь в сердцах людских, который начинает распространятся по всей земле русской православной. В Москве сменяют друг друга уже три патриарха – Иосиф, Питирим и Иоаким.

-5

В 1667-м царь Алексей (Тишайший) умирает. На престол садится Фёдор Алексеевич. Через целых 5 лет новый собор принимает решение вернуть из ссылки уже совсем больного Никона. Теперь он никому не опасен.

Освобождённый Никон плывёт на струге вдоль берегов, сплошь усыпанных русским народом. Молва о его освобождении обгоняет струг патриарха. Никон радуется. Радуется, что смог прожить честно свою жизнь и… начинает думать о смерти.

Струг причаливает у стен Толгского монастыря близь Ярославля. К Никону выходит архимандрит Сергий. Тот самый Сергий, что радовался опале патриарха и издевался над его опалой. Теперь он кланяется в пояс…

Сергий просит прощения, и старец прощает его. Радостный, прощёный архимандрит сопровождает Никона дальше по Волге. Струг входит в речку Которость. Здесь патриарха встречает огромная толпа людская.

Народ выносит вместе с патриархом струг на берег, целует ему длань, но патриарх уже настолько устал, не от пути, а от жизни, что только улыбается и молчит, робко поворачивая по сторонам свою седую голову.

На закате Никон слушает благовест к вечере, оправляет свою бороду, локоны, одежду. Архимандрит Никита, понимает, куда собрался старец и читает отходную. Никон складывает на груди руки и… умирает. Царь присутствует при погребении и целует руку покойного.

Реформы, проведённые Никоном нужны. Они объективны. Мощное противодействие его реформам тоже объективно, а значит и сам раскол объективен.

Без вины виноватый Никон покидает этот мир безгрешным. Он оставляет о себе суровый след в истории русской церкви, но раскольником, расколовшим русский народ этот человек не является…

-6

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Обязательно подпишитесь на канал чтобы не пропустить очередную публикацию, обсуждайте в комментариях и ставьте лайки

Все статьи по данной теме я разместил для вашего удобства в этой подборке:

РУССКИЕ | Война и Homo Sapiens | Дзен

Помощь белгородским пограничникам: СБЕР 2202 2083 3364 1968