Найти в Дзене
Война и Homo Sapiens

Русские. Церковь православная /Никон: травля и «взрыв» от накопившейся обиды. Глупые поступки патриарха/

Осенью 1664-го, Никон, словно дитя малое, поддаётся на уговоры боярина Зюзина вернуться в Москву никем иным как… патриархом. Наивный Никон просто хватается за соломинку как тот тонущий в бурном потоке жизни. Тут и дураку поверишь, не только Зюзину... Настоятельно рекомендую прочитать вначале предыдущую публикацию: Все публикации по данной теме читайте в этой подборке: ПОДВИГ 6-й. ПРОДОЛЖЕНИЕ… Никона удаляют в Крестный монастырь, а в 1660-м году принимается на соборе решение о переизбрании патриарха и лишении его архиерейства и священства. Приговор выносится суровый! Царь понимает, что «судьи перегибают палку» и передаёт «дело Никона» греческим священникам. Но надежда Алексея Михайловича на «нейтралитет» греческой церкви не оправдывается. Греки поддерживают приговор. На защиту Никона встаёт только один священник – Епифаний Славинецкий. Епифаний, старый киевский мудрец, пишет царю записку с весьма весомыми аргументами, доказывающими несправедливость приговора и царь возвращает Никона в
Оглавление
Осенью 1664-го, Никон, словно дитя малое, поддаётся на уговоры боярина Зюзина вернуться в Москву никем иным как… патриархом. Наивный Никон просто хватается за соломинку как тот тонущий в бурном потоке жизни. Тут и дураку поверишь, не только Зюзину...

Настоятельно рекомендую прочитать вначале предыдущую публикацию:

Все публикации по данной теме читайте в этой подборке:

РУССКИЕ | Война и Homo Sapiens | Дзен

ПОДВИГ 6-й. ПРОДОЛЖЕНИЕ…

Травля

Никона удаляют в Крестный монастырь, а в 1660-м году принимается на соборе решение о переизбрании патриарха и лишении его архиерейства и священства. Приговор выносится суровый!

Царь понимает, что «судьи перегибают палку» и передаёт «дело Никона» греческим священникам. Но надежда Алексея Михайловича на «нейтралитет» греческой церкви не оправдывается. Греки поддерживают приговор. На защиту Никона встаёт только один священник – Епифаний Славинецкий.

Епифаний, старый киевский мудрец, пишет царю записку с весьма весомыми аргументами, доказывающими несправедливость приговора и царь возвращает Никона в Воскресенский монастырь для более тщательного расследования.

Но в монастыре Никона ждёт очередная неприятность, к которой он вовсе не готов. Окольничий Боборыкин узнав, что Никон уже не патриарх, затевает с ним тяжбу за монастырские окрестные земли.

Никон, до конца так и не понимает происходящего и всё ещё надеется на поддержку царя. Он пишет письмо государю по поводу тяжбы с Боборыкиным, но… не сдерживается и обвиняет больше в этом царя, чем окольничего.

Боборыкин, Питирим и другие бояре нападают на Никона, обвиняют и травят его, выводят из равновесия и так потерявшего над собой контроль бывшего патриарха. Никон наконец понимает, что худшее ещё впереди, что его противники готовятся к решительной битве. Бывший патриарх сильно боится этого.

-2

Он боится собора, прекрасно понимая, что проиграет учёным мужам Восточной церкви и своим врагам, готовым на любое его унижение. Наконец, случается худшее…

В 1662-м в Москву приезжает Паисий Лигарит, недавно отставленный с поста Газского митрополита и мечтающего любым путём понравиться Алексею Михайловичу чтобы занять высокий пост в МПЦ. Начинается прямая травля опального патриарха. Он обвиняет Никона по всем 30 вопросам, которые составляет боярин Стрешнев.

Бывший патриарх знакомится со всеми обвинениями грека и целый год пишет книгу с оправданиями и возражениями. Никон великолепный полемик, гениальный писатель и оратор.

Будь он в Греции, то мог бы поспорить со многими великими греческими мастерами слова. Он оправдывается и нападает на своих обидчиков, не сдаётся и не признаёт никаких обвинений в свой адрес.

Царь в конце 1662-го собирает очередной собор, чтобы окончательно «добить» Никона. Никон понимает, что это катастрофа и просит Алексея Михайловича с ним помириться. Но, не известно по какой причине, ответ на его письмо так и не приходит.

-3

Надоел

В 1662-м, накануне православного Рождества, сын Мины тайно едет в столицу чтобы встретиться с царём и ещё раз попытаться с ним помириться. Но получает весть от своих верных московских друзей о том, что царь с ним не желает встречаться.

Честно говоря не ясно, кому на самом деле эти «верные друзья» служат и вероятно они задумали такую «хитромудрую» операцию чтобы окончательно избавиться от бывшего патриарха. Надоел он всем уже просто, и в первую очередь государю.

Униженный и оскорблённый Никон возвращается в свою обитель. Простить такую обиду он не может никому. Он не в состоянии всё спокойно обдумать и понять кому и с какой целью необходима его травля.

Опальный патриарх наивен и через чур искренен. Никон даже не пытается найти верные ходы и обыграть своих противников их же методами.

Такое внутреннее состояние порождает в нём дерзость. Никон ещё не успевает пережить происшедшее и дерзко ответить греку, как опять, словно злая, назойливая муха, ему начинает докучать Боборыкин.

-4

Ловкий человек расправляется с назойливой мухой просто – бьёт её мухобойкой, а потом давит ногой на полу. С этим боярином такого сделать не получается. За Боборыкиным поддержка сильных покровителей.

Эти покровители ждут своего часа. Люди боярина занимают земли крестьян патриарха, а Никон не может ни как доказать судьям своё право на эти земли. Хотя сам государь разрешил ему на этой земле монастырь поставить. Наконец Никон не выдерживает и «взрывается»…

Летом 1663-го он произносит анафему на Боборыкина, которая несёт в себе двусмысленность, направленную по смыслу на самого царя и даже на всё его семейство. Боборыкин пишет царю донос. Царь возмущён до крайности, архиерей его с большим трудом успокаивает.

Теперь подготовка к собору идёт с ещё большим рвением. Весной 1664-го года в столицу приходят письма от восточных патриархов, которые не могут приехать на собор, но обстоятельно отвечают на все вопросы по делу Никона и осуждают его поведение.

Русский поместный собор, конечно, вправе и самостоятельно решать любые вопросы, касающиеся РПЦ, но… Но царю хочется большего. Он знает, что авторитет Никона неожиданно стал возрастать среди священников. Помимо этого, он уже сомневается в победе своих единомышленников на предстоящем соборе.

-5

Государь требует от послов уговорить патриархов Восточной церкви приехать на собор, не жалея на это никаких денег. Он окончательно решает унизить и уничтожить бывшего патриарха.

Осенью 1664-го, Никон, словно дитя малое, поддаётся на уговоры боярина Зюзина вернуться в Москву никем иным как… патриархом. Наивный Никон просто хватается за соломинку как тот тонущий в бурном потоке жизни. Тут и дураку поверишь, не только Зюзину.

Никон, ничтоже сумняшеся в своей правоте, приезжает в Успенский собор, проводит богослужение в качестве патриарха и сообщает государю о своём прибытии… Глупо, наивно поступает бывший патриарх. Царь его, конечно, игнорирует.

Бывший патриарх уезжает из столицы и наконец осознаёт, что возврата к прошлой жизни уже никогда не будет у него. Зюзина пытают, приговаривают к казни, но царь его милует и ссылает в Казань.

Легко уж шибко Зюзин отделывается. Но не это странно, а то, каким образом вообще Никону удаётся со своими монахами беспрепятственно приехать за несколько десятков вёрст в Успенский собор. Ведь Боборыкин не сидит сложа руки, и его людишки рыскают постоянно в том же Вознесенском соборе.

-6

Видимо знал царь, знал. Почему он тогда не препятствует поездке? Думается, что последующая сцена в соборе уже планируется и санкционируется государем заранее….

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Обязательно подпишитесь на канал чтобы не пропустить очередную публикацию, обсуждайте в комментариях и ставьте лайки

Все статьи по данной теме я разместил для вашего удобства в этой подборке:

РУССКИЕ | Война и Homo Sapiens | Дзен

Помощь белгородским пограничникам: СБЕР 2202 2083 3364 1968