«Феноменальные счётчики», – это, как правило (но не обязательно), аутисты, способные проводить в уме сложнейшие математические вычисления. Причём, необычайно быстро. Конечно, с современным суперкомпьютером живому счётчику не тягаться, но калькуляторы в прошлого столетия они обыгрывали легко. И речь тут о первых электронных калькуляторах, поскольку именно тогда – в третьей четверти XX века – феномен изучался. Позже наука к нему интерес утратила.
Тем не менее, вопросы ещё задаются. Речь в комментарии, именно, о феноменальных счётчиках. Понятен же он будет лишь в контексте публикации о механизмах работы памяти. Где, например, упоминается, что эдейтичное – мгновенное, фотографическое запоминание текста, – человеку технически доступно. Но мозг так работать не должен.
...И здесь то же самое. В способностях феноменальных счётчиков нет решительно ничего феноменального, если иметь ввиду техническую сторону вопроса. Мозг – вычислительная система, с которой по производительности (имея при этом на несколько порядков больший объём) электронные компьютеры сравнялись лишь недавно. Но даже и сейчас мозг осуществляет вычисления быстрее, решая практические задачи управления телом. Научить роботов играть не только в шахматы, где надо думать, но и в теннис, где надо думать быстро, – задача будущего.
Проще говоря, смешно полагать, будто какие-то расчёты для человеческого мозга непосильны. Лишь специально обученные математики могут просто представить себе задачу, решение которой требует настолько большого количества операций, чтобы встроенный в череп суперкомпьютер начал греться и кряхтеть… Но всё это касается мозга, а не человека. Расчёты и счёт, некоторым образом, из разных сказок.
Проблема в том, что «число» – абстрактное понятие. Абстрактными же понятиями способно оперировать лишь сознание. Число – некое качество групп объектов, взятое в отрыве от них. Между двумя красными квадратами и двумя синими кругами общее лишь то, что их два… Таким образом, если расчёты осуществляются человеком осознанно, их скорость оказывается невелика, так как регламентируется необходимостью осознания постановки и этапов решения задачи. Сознание же, – программа для виртуального моделирования реальности, – очень громоздко, и тормозит люто… И, по-совести, использовать настолько грандиозный по своим возможностям механизм для счёта яблок, – это как баллистической ракетой по мухам.
В чём секрет «феноменального счётчика»? По рассказам самих аутистов, насколько те из них, кто вообще способен к общению, способны описать собственное восприятие процесса, «абстрактная» (у аутистов вообще сложные отношения с абстрактным) по своей природе задача решается ими, как «техническая». То есть, без участия сознания. Для подсознания же расчёты такого (любого) объёма и уровня сложности, – детский лепет.
И, соответственно, вопрос комментатора: можно ли научиться задействовать такую опцию произвольно? Нельзя. Хотя ничто не мешает, упражняясь специально или по роду деятельности, научиться быстро считать в уме. Но к способностям феноменальных счётчиков обычного человека это не приблизит. Феноменальный счёт – нештатная форма работы мозга, – серьёзный сбой, за который придётся платить цену. Большую или меньшую, как повезёт.
Но вопрос тут, скорее, в другом. А зачем, собственно, эту потенциальную способность активировать? Кому она может быть полезна? Социализированные феноменальные счётчики, зарабатывали, выступая в цирках, – и только. Даже до появления электроники, спрос на их услуги отсутствовал… Тогда как спрос на услуги математиков был всегда.
Математиком в Сиракузах, например, работал отец Архимеда. Городу требовались люди, умеющие проводить сложные расчёты. Например, сколько потребуется камня на возведение стены? Здесь нужно вычислить объём, – длину, толщину, высоту, а толщина на разной высоте не одинакова… То есть, проблема не в том чтобы что-то на что-то помножить, а в понимании что требуется умножать. Соответственно,где мастер, способный поставить задачу и решить её, и где счётчик, способный только на второе?