- Дядечка, подайте на пропитание! - заканючил цыганенок школьного возраста, примостившийся на ступенях Воскресенского кафедрального собора в Арзамасе, завидев вышедшего из храма человека.
- Я твоей старшей сестре уже подал, а тебе Бог подаст, - не растерялся с ответом мужчина, спешивший по делам. Дети-цыганята давно облюбовали обитель для того, чтобы просить у паломников деньги. Продукты питания и сладости они не брали, в храм не заходили, но на боевом посту дежурили ежедневно, смущая прихожан.
- Родители пусть работают, а вам учиться надо, спасу от вас никакого, - прикрикнула на детей старушка-прихожанка в длинном платье, прошуршавшая мимо них в следующее мгновение. Третья женщина, попавшая под бдительное око цыганенка, поделилась с сорванцом кровными. Мальчик пересчитал накопленное и был таков. Сестра его осталась.
Из истории собора
Воскресенский собор города Арзамаса - доминант Соборной площади. Он был построен в честь победы русских над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Строительство собора началось через два года после окончания войны и продлилось целых 28 лет. Архитектором святыни стал Михаил Коринфский.
После революции Воскресенский собор обошла печальная судьба подвергшихся разрушению храмов. Он уцелел за счет открывшегося в его стенах в 1932 году музея атеизма. Кто бы мог подумать, что музей подобной направленности станет спасением святыни от осквернения? Тем не менее, так случилось. К счастью, уже через 15 лет колокола Воскресенского собора вновь стали созывать прихожан на литургию. До обители добралась так называемая Сталинская оттепель.
Первая и пока единственная масштабная реконструкция Воскресенского собора завершилась в позапрошлом году. Она длилась пять лет. После реставрации в подклете собора разместился музей Русского Патриаршества.
Но вовсе не ради музея вереница паломников, не страшащихся дотошных цыганят, тянется в Воскресенский собор (хотя ради этого тоже). В соборе хранится нерукотворная святыня Арзамаса - животворящий Крест Господень, который, по поверью, спасал город во времена лихолетий и крупных пожаров, а после часто путешествовал и продолжает путешествовать по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского по городам и весям нашей страны.
Животворящий Крест Господень
Много раз я заходила в Воскресенский собор и прикладывалась к кипарисовому животворящему Кресту Господню, но фотографировать его без благословения священника не решалась. Только однажды сфотографировала фрески под куполом, да и то потому, что поддалась общей волне фотосъемки вместе с паломниками. Фигура распятого Господа на Кресте необычна. Ноги и ступни его посветлели от того, что к нему часто прикладывались паломники.
Крест этот почитается среди православных верующих как чудотворный. История его обретения упирается корнями в XVII век и связана с чудом.
История обретения святыни
В XVII веке в Арзамасе жили-поживали да добра наживали три брата Шаянских. Старшие братья были купцами, а младший брат - семейным молитвенником. Да каким молитвенником: из тех мужчин, про которых говорят, что из ума выжили из-за крепкой веры. Юноша считался слабоумным, однако в Бога верил так, что любо-дорого смотреть. Фактически это был Христа ради юродивый - не понятый и не признанный обществом благочестивый человек, свято чтущий веру.
Как-то раз старшие братья Шаянские отправились на Макарьевскую ярмарку и прихватили вместе с собой младшего брата. Чтобы не слоняться без дела, пока братья торгуют, юноша пошел в Свято-Троице-Макарьево-Желтоводский монастырь на службу. После литургии он отправился на берег Волги полюбоваться на причалившие к пристани корабли. Среди кораблей он увидел необычную большую лодку. Эта лодка отличалась от всех остальных. На ее корме стоял резной кипарисовый Крест, на котором был распят Иисус Христос. Шаянский не удержался и взошел на лодку, чтобы приложиться к святыне.
В это время к нему подошел добродушный владелец лодки и с улыбкой поинтересовался:
- Юноша, вижу, тебе приглянулся Крест Господень. Не желаешь ли ты приобрести его и забрать себе?
Шаянский обомлел. Купить такой чудесный Крест? Эко счастье неожиданное привалило!
- У меня нет денег, добрый человек, но братья мои торгуют на Макарьевской ярмарке. Коли ты дождешься меня, я сию же минуту сбегаю к ним и принесу рубли. Только дождись меня, пожалуйста! Я мигом!
Шаянский уже рванул было к выходу из лодки, но мужчина ухватил его за рукав холстяной рубахи.
- Подожди, юноша. Не спеши. Возьми Крест Господень, водрузи его себе на плечи и отнеси к своим братьям. Оставишь его у них, а после вернешься на пристань с деньгами.
- А сколько денег принести? - запоздало поинтересовался юноша.
- А сколько не жалко будет, - мужчина ласково улыбнулся и помог Шаянскому водрузить на спину тяжелый Крест.
Передав Крест братьям и взяв у них деньги, воодушевленный юноша вернулся на пристань и стал искать лодку. Ее нигде не было. Обежав пристань, Шаянский стал спрашивать у людей, не видели ли они необычную большую лодку и ее хозяина. Все только качали головами, не в силах помочь юноше. Проблуждав на пристани до самого вечера, Шаянский вернулся к братьям, рассказал им обо всем и бережно поднял Крест на плечи. Он понял, что Крест даровал ему не обычный человек, а сам Ангел Божий. Именно поэтому ни его самого, ни лодку не видели люди, именно поэтому Ангел не дождался денег.
Братья поехали домой, а младший брат Шаянский пошел домой пешком, неся на спине тяжелую, но приятную ношу - кипарисовый Крест Господень.
На этом история не закончилась. Когда он пришел домой и попытался внести Крест Господень в дом, оказалось, что Крест не помещается в двери. Братья решили помочь ему, сняли дверь, косяки, убрали верхние и нижние бревна, но Крест все равно не проходил сквозь увеличившийся проем. Тогда один из братьев сбегал за батюшкой и попросил его отслужить молебен перед Крестом.
Во время молебна младший брат Шаянский увидел, что лик Иисуса Христа на Распятии засиял необыкновенным светом. Случившееся чудо так глубоко поразило юношу, что он понял, что святыне не место в купеческом доме. Она должна принадлежать всем православным жителям Арзамаса.
Так Крест оказался в одной из церквей города, а после строительства Воскресенского собора стал его главной святыней.
Снова о цыганах
Что касается детей цыган, которые обосновались на площади перед Воскресенским собором, то они стали чуть ли не символом Соборной площади по той простой причине, что, как до реставрации, так и после, они не покидают свой пост перед храмом. Кто-то подает им милостыню, кто-то нет. Милостыня - дело добровольное. Жизни верующих людей эти дети, которые в собор не заходят, не мешают, проклятиями не бросаются, просто просят милостыню, хотя порой делают это довольно настойчиво и требовательно. Но и в этом случае люди находят, что им сказать. Наблюдала такую картину, когда один из паломников в ответ на настойчивое требование мальчика дать ему денег попросил у него денег в ответ, после чего цыганенок растерялся и ретировался.
Воскресенский собор находится в шаговой доступности от Николаевского женского монастыря, в котором находится чудотворная икона Божьей Матери "Избавление от бед страждующих", если быть точнее, то они располагаются рядом друг с другом.