Найти в Дзене
Живописные истории

«Натчез» Эжена Делакруа

На Парижском салоне 1835 года Эжен Делакруа (1798–1863), тогда находившийся на пике своей карьеры, выставил эту картину со следующим пояснением: Спасаясь от резни своего племени, двое молодых дикарей отправились вверх по Миссисипи. Во время путешествия молодая женщина была охвачена болью родов. Момент, когда отец держит новорожденного на руках, и оба нежно смотрят на него (Шатобриан, эпизод из «Аталы»). В повести Рене де Шатобриана 1801 года «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне» описывается крушение человеческих судеб, на фоне противостояния французов с индейцами в начале восемнадцатого века. Героиня повести, индианка по имени Атала, начинает рассказ о своих страданиях со слов: Мы — единственные остатки натчезов. Конфликты между французами и индейцами племени натчез, периодически вспыхивавшие в первые годы восемнадцатого века, практически уничтожили это племя к середине 18 века. К концу же этого века во Франции начал подниматься интерес к судьбе американских индейцев. Подобн

На Парижском салоне 1835 года Эжен Делакруа (1798–1863), тогда находившийся на пике своей карьеры, выставил эту картину со следующим пояснением:

Спасаясь от резни своего племени, двое молодых дикарей отправились вверх по Миссисипи. Во время путешествия молодая женщина была охвачена болью родов. Момент, когда отец держит новорожденного на руках, и оба нежно смотрят на него (Шатобриан, эпизод из «Аталы»).

В повести Рене де Шатобриана 1801 года «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне» описывается крушение человеческих судеб, на фоне противостояния французов с индейцами в начале восемнадцатого века.

Героиня повести, индианка по имени Атала, начинает рассказ о своих страданиях со слов:

Мы — единственные остатки натчезов.

Конфликты между французами и индейцами племени натчез, периодически вспыхивавшие в первые годы восемнадцатого века, практически уничтожили это племя к середине 18 века.

К концу же этого века во Франции начал подниматься интерес к судьбе американских индейцев.

Подобные сюжеты начали появляться и в Салоне.

Жан-Жак Франсуа Ле Барбье (1738–1826), например, отправил в Салон 1781 года свою картину «Канадцы (индейцы) у могилы своего ребенка».

Гравюра с картины Жан-Жака Франсуа Ле Барбье
Гравюра с картины Жан-Жака Франсуа Ле Барбье

Шатобриан воспользовался этим возрастающим интересом к индейской тематике и написанная им повесть имела огромный успех.

В Парижском Салоне 1808 года Жанн-Луи Жироде-Триозон (1767–1824) выставил картину уже по его произведению.

Погребение Аталы,  Жанн-Луи Жироде-Триозон
Погребение Аталы, Жанн-Луи Жироде-Триозон

Делакруа определился с темой будущей картины ещё в октябре 1822 года.

Он выбрал двух персонажей из эпилога, женщину-полукровку и её мужа-индейца.

В декабре 1823 года он записал в своем журнале, что работает над своими "дикарями".

Биограф Делакруа Моро отмечал, что работа была "более чем наполовину набросана" в 1824 году, когда он временно оставил холст, чтобы посвятить себя «Резне на Хиосе» (Лувр, Париж).

Резня на Хиосе
Резня на Хиосе

Поскольку Делакруа не выставлял картину «Натчез» до 1835 года, специалисты предполагают, что написанная в основном в начале 1820х годов, работа была закончена незадолго до её первой выставки.

Картина находится в Метрополитен-музее.

Статьи о картинах Эжена Делакруа:

Делакруа | Живописные истории | Дзен
-5