В жизни Рязанова были именно такие моменты, когда приходилось начинать все с чистого листа и ставить на карту все, что имеешь. Он прожил яркую жизнь, в которой были и любовь, и боль, и потери.
В юности Эльдар Рязанов мечтал стать писателем. Однако полагал, что написать что-то достойное способен лишь человек, который много видел в своей жизни, поэтому решил – ему непременно нужно посмотреть мир. Но как? Решение пришло само собой – нужно стать моряком, чтобы побывать в разных странах, и потом описывать свои впечатления в книгах.
После получения аттестата Рязанов отправил документы в Одесское мореходное училище и стал ждать ответа. Однако ожидание затянулось – началась война и письмо парня попросту затерялось.
Уже после войны, увидев, что один из приятелей подает документы во ВГИК, Рязанов решил пойти с ним «за компанию». И неожиданно для самого себя поступил на режиссерский факультет.
Мир кинематографа сразу же захватил молодого человека и ни о какой другой профессии Рязанов больше и не помышлял. Да вот только руководитель курса Григорий Козинцев особых талантов в студенте не видел, и даже подумывал об отчислении Рязанова. Однако студента поддержал другой преподаватель – Сергей Эйзенштейн, считавший Рязанова весьма перспективным.
В 1947 году Эйзенштейн даже подарил Рязанову свой сценарий фильма «Иван Грозный», подписав его так:
«Дорогому Эльдару Александровичу Рязанову – проходимцу, тунеядцу, и бездельнику. Профессор С. Эйзенштейн».
В институте Рязанов влюбился в однокурсницу Зою Фомину. Девушка ответила взаимностью. Влюбленные совместно сняли дипломный фильм под названием «Они учатся в Москве», и после окончания ВГИКа устроились на студию документальных фильмов.
Вскоре сыграли скромную свадьбу, а в 1951 году в семье родилась дочь Оля.
Рязанов очень трепетно относился к семье, и если приходилось разлучаться, писал Зое трогательные письма:
«Очень жалко, что у меня нет с собой фотоаппарата… Дочку поцелуй за меня много-много раз и приучай, что где-то в природе у нее существует отец, который приедет осенью. Крепко, накрепко целую тебя вдоль и поперек, обнимаю. Твой Элик».
Зоя во всем поддерживала талантливого супруга – редактировала все фильмы Рязанова. Сначала документальные, а потом уже и художественные. Критиковала, указывая на недостатки, подчеркивала выигрышные детали и убирала неудачные, по ее мнению. Она как никто другой поддерживала Рязанова, когда его буквально «гнобили» худсоветы, говоря ему, что он неимоверно талантлив, и просто не настало его время.
Зоя прошла с Рязановым все – безденежье, тяжелый быт в тесной «коммуналке», отсутствие перспектив. Она верила – муж непременно «пробьется».
Когда с деньгами было совсем уж туго, Зоя доставала швейную машинку. Она шла на заказ для жен чиновников, причем, пошитые Зоей наряды дамы нахваливали – шила она великолепно.
Одно удручало Зою – ветреность супруга. Верностью он никогда не отличался, но на его похождения жена смотрела сквозь пальцы, полагая, что творческому человеку важно состояние влюбленности. Но она и не предполагала, что Рязанов бросит ее ради очередной пассии, ведь он всегда возвращался к ней. Однако случилось то, что случилось.
На съемках фильма «Берегись автомобиля» Рязанов познакомился с редактором киностудии «Мосфильм» Ниной Скуйбиной. И влюбился.
Скуйбина за несколько лет до встречи с Рязановым овдовела. Супруг женщины, режиссер Владимир Скуйбин, скончался, когда ему было всего 34 года. Он тяжело и долго болел, во время болезни у мужчины постепенно атрофировались все мышцы. И Нина оставалась его верной помощницей до самого последнего его вздоха, ведь супруг без ее помощи даже не мог повернуть голову…
Чувства Рязанова к Нине были взаимны, начался роман. Зоя не сразу поняла, что у мужа серьезные отношения на стороне. Но стала замечать, что он стал вспыльчивым, раздражительным, часто ворчал по пустякам и придирался к мелочам. А вскоре «доброжелатели» доложили Зое о романе супруга со Скуйбиной.
Жена поставила Рязанову ультиматум – или он прекращает все отношения с Ниной, или они с дочерью уходят. Рязанов пообещал Зое все решить, но обещания своего не сдержал – не смог порвать с Ниной.
Через некоторое время Зое позвонили и доложили, что супруг «пренебрегает ею». Это стало последней каплей.
Рязанов ушел из дома не взяв с собой ничего, кроме книг. Потом, в своем последнем письме к Зое он писал:
«Расстаться с тобой – все равно, что содрать с себя кожу».
Рязанов никогда не скрывал, что Нина стала для него музой. Именно во время отношений с ней Рязанов создал фильмы, вошедшие в золотой фонд отечественного кино – «Гараж». «Служебный роман», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».
Нина не только постоянно была рядом во время съемок, она легко могла погасить вспышки гнева, которые нередко настигали Рязанова, если что-то шло не по его плану.
В своей автобиографии знаменитый режиссер писал так:
«У нас с Ниной была трудная, но счастливая любовь. Когда ее не стало, мне казалось - жизнь кончена».
Нины не стало в 1994 году. Она долго боролась с онкологией, однако, страшная болезнь оказалась сильнее. С Рязановым они прожили четверть века. После смерти Нины Рязанов снова женился, но это уже другая история.
А с Зоей Рязанову удалось помириться лишь после того, как не стало Нины Григорьевны. Общались бывшие супруги вплоть до смерти Зои, которая скончалась в 1999 году.
В стихах, написанных Рязановым для фильма «Вокзал для двоих», по сути, отражена его собственная судьба:
«Пусть в голове мелькает проседь,
Не поздно выбрать новый путь.
Не бойтесь все на карту бросить
И прожитое зачеркнуть!».
Также смотрите: