Найти в Дзене
КиноМария

Скандальные фильмы: драматический триллер «Автокатастрофа» Дэвида Кроненберга (1996), Великобритания

Привет, киноманы! «Крах», или «Автокатастрофа», - это экранизация одноименного психопатологического триллера британского писателя Джеймса Грэма Балларда. Он же выступил сценаристом картины и стал прототипом главного героя фильма - продюсера Джеймса Балларда. Фильм был представлен на Каннском кинофестивале, получил 2 номинации (Золотая пальмовая ветвь и Особый приз жюри) и поднял огромную шумиху в прессе и за пределами стен фестиваля. После получения только Специальной награды за «мужество, смелость и оригинальность» на Кроненберга и команду фильма обрушились влиятельные критики. В СМИ выходит статья с заголовком «Фильм за пределами разврата», настроение которой подхватили другие издания и превратили рецензии в безумие под название «Запретить эту грязь». Вот одна из цитат, которая ярко характеризует настроения противников фильма: «Мы одержимы одной из форм психопатологии. «Автокатастрофа», скорее, созидающее, чем разрушающее событие. Происходит освобождение сексуальной энергии. Наслажде

Привет, киноманы!

«Крах», или «Автокатастрофа», - это экранизация одноименного психопатологического триллера британского писателя Джеймса Грэма Балларда. Он же выступил сценаристом картины и стал прототипом главного героя фильма - продюсера Джеймса Балларда. Фильм был представлен на Каннском кинофестивале, получил 2 номинации (Золотая пальмовая ветвь и Особый приз жюри) и поднял огромную шумиху в прессе и за пределами стен фестиваля. После получения только Специальной награды за «мужество, смелость и оригинальность» на Кроненберга и команду фильма обрушились влиятельные критики. В СМИ выходит статья с заголовком «Фильм за пределами разврата», настроение которой подхватили другие издания и превратили рецензии в безумие под название «Запретить эту грязь».

Вот одна из цитат, которая ярко характеризует настроения противников фильма:

«Мы одержимы одной из форм психопатологии. «Автокатастрофа», скорее, созидающее, чем разрушающее событие. Происходит освобождение сексуальной энергии. Наслаждение от сексуального акта почти на грани смерти больше невозможно нигде испытать. Испытать это еще раз. Жить с этим».

Фильм получил несколько наград на премии «Джини» (Лучшая режиссура и Лучший адаптированный сценарий, Лучшая операторская работа, Лучший монтаж и звуковой монтаж, а также премия «Золотая бобина»).

Что же такого скандального и провокационного в фильме, что все так возбудились? Какими художественными приемами (свет, цвет, звук, саундтрек, операторская работа) пользовался Кроненберг? И что же нам хотели донести писатель и режиссёр? Попытаемся разобраться.

Постер: Кинопоиск
Постер: Кинопоиск
  • Моя оценка на КП 7/10
  • Рейтинг КП 6.5/IMDb 6.4

Дисклеймер: Данный фильм и отзыв не имеет цели оскорбить кого-либо и несёт только развлекательный характер. Все материалы взяты из открытого доступа в интернете и использованы в допустимых формах. Автор не несёт никакой ответственности за вырванный из контекста материал. Все персонажи вымышлены и действия происходят в параллельной вселенной, не воспринимайте фильм всерьёз. Картина и отзыв ни в коем случае не хотят оскорбить чувства верующих любых религий. Сцены из фильма не являются ЛГБТ-пропагандой (движение признано экстремистской организацией и запрещено на территории России). Курение кредит вашему здоровью, а наркотики - зло. Даже не пробуйте!

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

По сюжету продюсер и его жена ищут разнообразия в сексуальной жизни. Они открывают у себя страсть к автомобилям. После жесткой аварии в больнице Джеймс знакомится с жертвой катастрофы Хелен и ее приятелем Воном. Две пары начинают познавать новые ощущения от травмирования тел, бьющихся машин и искореженного металла.

Кадр: интернет
Кадр: интернет

Разберем визуальную часть картины. Перед нами разворачивается абсолютно стерильный видеоряд с однотипными городскими пейзажами (автотрассы, многоярусные парковки, автобаны, мойки, гаражи, ангары). Если взглянуть на раскадровку фильма, то можно увидеть: в фильме нет работы со светом или яркими декорациями. Абсолютно мрачная, серо-черная-темно-коричневая гамма цветов. Если действие и происходит днем, то освещение остается неярким, пасмурным и даже туманным. Есть только два цвета, которые выбиваются из общей цветовой гаммы. 

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Синий бархат ночи подчеркивает таинство действий героев. Первая сцена с преобладанием цвета - это противозаконный сбор зрителей на реконструкции аварии автомобиля Джеймса Дина. Ведущий шоу вкрадчивым, холодным голосом, медленно рассказывает детали произошедшего и что будут наблюдать зрители.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Вторая сцена - это месиво из искореженных машин на трассе, когда герои решают устроить фотосессию в момент устранения последствий аварии. Тоже ночь, синяя дымка, герои движутся осторожно, чтобы не спугнуть те эмоции, ради которых затевается авантюра. Адреналин от прикосновения к остывающему металлу, наблюдение за покалеченными людьми, некая принадлежность к событию через сделанные на камеру снимки. Холодный синий подчеркивает замкнутость людей, ведь открывают свои секреты и тайные пристрастия они далеко не всем. В их клуб по интересам не так просто попасть. Это очень узкий круг общения, чьи принципы и желания разделяют избранные. Синий идеально подчеркивает холодность, безэмоциональность, сдержанность героев. Весь фильм мы наблюдаем расчетливость и одержимость, все происходит сухо, никакой спонтанности, все по плану и договоренностям.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

На контрасте синему выступает редкий красный. Цвет практически незаметно вкраплен в общую картинку и проявляется в деталях (о цветовой пропорции в кадре 60/30/10 писала ранее). Куртка одного из героев, который получает травмы на ночном шоу. Красный свет служб спасения в момент устранения аварии. Халат одной из героинь в больнице. Огни на машинах ночью. Понятно, что это цвет крови, которой здесь, кстати, не так много в отличие от травмированных частей тела. Цвет подчеркивает страсть, к которой так стремятся герои, силу воли (в ней героям не занимать, если они раз за разом готовы испытывать свое тело и подвергать повреждениям). Красный символизирует опасность, упорство и настойчивость, а также жесткость, нетерпимость и разрушение, стимулирует нервную систему человека, повышает адреналин и возбуждает.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

На экране преобладают все оттенки серого в бетоне, асфальте, стенах коридоров, металлических предметах вокруг героев. Обстановка вокруг них герметично запечатана. Они словно пребывают в рамках общества или собственных комплексах и страхах, боясь выплеснуть наружу инстинкты, порывы и желания. Только после первого инцидента мы можем наощупь и частями тела почувствовать одновременно смерть и прилив разных чувств Джеймса (боль, страх, уязвимость, сильная близость). С этого момента персонажи будут гоняться за этими эмоциями, за повышением уровня чувств, которые были вызваны испугом за жизнь и физическое состояние.

Ужас тела Кроненберга начинается с точки, когда собирают в механизм главного героя после аварии. Железные штыри и мягкую плоть соединяют в нечто израненное и непостижимое. Происходит смешение тел и металла автомобилей.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Нужно отметить, герои не смотрят друг другу в глаза, что говорит об отстраненности друг к другу, несмотря на общие интересы и цели. Герои исследуют неестественную, природную сущность (желание), связь или чувства. Они перешли грань, пробуют нечто новое: запредельное и потустороннее. Все их движения, как за рулем авто, так и в других сценах (интим, осмотр машин, прикосновение к друг к другу) четки, согласованы, педантичны. Это не спонтанная страстная реакция и притяжение, это будто сделанная с разрешения партнера акция исследования тел друг друга и нанесения им увечий через расчеты столкновения автомобилей.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

И вот здесь хочется уточнить, чем же создатели фильма подчеркивают страсть и желание героев, когда они так холодны и расчетливы в своих желаниях и действиях!?

Однозначно через материалы вокруг и их свойства. Блеск предметов, гладкость кожи, мыльная пена, скольжение щеток по стеклу машины в автомойке олицетворяют здесь эротичность. Но есть и более жесткие приемы. На реконструкции смерти Джеймса Дина вылетевший из машины мотор издает свистящий выдыхающий звук, напоминающий характерный звук органов. Гонка главных героев на шоссе - это проявление себя самцами в мире животных, определение, кто самистее. Вон также фотографирует раскуроченные автомобили будто это обнаженные тела. Пока спасатели достают потерпевших, герои упиваются увиденным и получают наслаждение. При этом, здесь нет места сентиментальности. Они никогда не побывают в местах реальных захоронений людей, их главными местами силы являются свалки груд металла после аварий.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Отстраненность героев подчеркнута отсутствием про них каких-либо предысторий из обычной жизни и даже нет притворного интереса к тому, как они стали покалечены до встречи друг с другом. Только жесткая фиксация на фото, которые они коллекционирует и с благоговением демонстрируют друг другу. 

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Нужно отметить, что герои существуют в социальном вакууме: нет юридических норм и почти нет полиции (хотя движение на дорогах строго регламентировано правилами, а их нарушение законами), нет последствий за действия. Но и не скажешь, что действия совершаются по злому умыслу. Все контакты обоюдны и на доверии. Это маленькое общество со своими внутренними правилами и нормами.

В аварии смешивается плоть и кровь, страсть и грех вместе с грязью, копотью, дымом, запахом бензина и покореженным металлом. Это отлично видно в финальной сцене, когда герои начинают заниматься любовью непосредственно около авто, которое только что слетело с дороги в кювет.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

К 1996 году выходило гораздо больше фильмов с шокирующим и жестоким, сексуальным контентом, чем эта картина. Несмотря на это, фильм вызвал дикий ажиотаж и протест в основном среди людей, которые его так и не посмотрели. Создатели же отдают критику и осуждение поведения героев на откуп зрителю. Каждый решит в меру своих предубеждений, ограничений, страхов, взглядов, что могут эти люди делать или нет, какие они совершают поступки, могут ли побудить к любви и самовыражению или к увлечению самих себя и нанесению ущерба. Герои никогда не диктуют зрителям то, что мы должны чувствовать. Все в нас! Создатели не ставят происходящее в моральные рамки.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

«Крах» - это исследование растущей чрезмерной зависимости человечества от технологий и как люди обращаются к ним для удовлетворения своих базовых потребностей. Сейчас фильм отчасти можно назвать пророческим. Герои полагаются на автомобили для достижения любого типа удовлетворения. Авария показывает, как происходит проявление или подавление желания или неуверенности, что приводит к потворству и повторению их действий. Главный герой смотрит на последствия жестокой аварии как на тело Моники Белуччи, а мужчины рассматривают фотографии в комнате клуба словно дети нашли журнал со звездами для взрослых.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Страсть между ними может вспыхнуть снова, только если оба испытают одно чувство - опасность аварии и страх после нее. Они одержимы. В финальной сцене героиня сетует, что не покалечена, хотя только что чуть не умерла. Они считают, что они были в оцепенении, поэтому перестали чувствовать и получать удовольствие. Нужно выйти из него через столкновение. Можно ли провести параллели с людьми, которые испытывают дикое наслаждение от скорости разных видов транспорта или экстремальных видов спорта, забивают тело татуировками или обвешивают пирсингом. Есть разные способы повышения адреналина и достижения удовольствия (помимо разных видов нар котиков). И это тоже зависимости. Технологии современной медицины достигли высочайшего уровня, когда ты полностью можешь изменить внешность и пойти наперекор природе. И от операционного стола, шприца и ножа, кромсающего тело и исправляющего недовольства, люди тоже испытывают определенно зависимость и радость в достижении результата. А потом хочется все больше и больше инъекций и пластики. Ведь счастье и полученное удовольствие от прошлых изменений уже снизились или даже забылись. Возникает мысль, что если человек не контролирует свое тело, не властен над ним, то он не контролирует ничего.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Кроненберг исследует человеческую природу. Принадлежит ли нам наше тело? Что такое одиночество? Почему, несмотря на отрешенность, герои все равно тянутся друг к другу? Что проще: пуститься во все тяжкие и познавать возможности тела через мрачное подсознание или идти к просветлению через гуманные методы? Что из себя представляет человеческий организм как механизм? Как тело может взаимодействовать с другими механизмами, созданными человеком (техника, машины, искусственный интеллект)? Почему у человека возникает тяга к разным формам разрушения? (Отсутствие любви внутри или извне, недовольство собой и попытка идти против физиологии и природы, травмы общества и его требования, развитие технологий?). Эти и многие другие вопросы Кроненберг и Баллард метафорично поднимают через сюжет и однозначно делают это одними из первых. Боди-триллер (или боди-хоррор, но никак ни подвид хоррора) безусловно изменился сейчас, но намного ли? Стал ли менее актуальным? Почему он набирает обороты в последние годы? И смотрит ли зритель современное кино с посылом и выводами, что наше тело или еще не слишком исследовано, или наоборот получает чересчур много воздействия, что уже нужно остановиться? Ведь скорость настоящего и смены тенденций на преобразования тела гораздо выше, чем десятки лет назад, когда был снят фильм.

***

Смотрели? Какие эмоции и мысли вызвал фильм?

Подписывайтесь на мой канал или телеграм, чтобы не пропустить новые разборы фильмов.