Привет, киноманы!
Со мной случился самый радикальный опыт просмотра фильмов. Работа японского режиссера Синъя Цукамото одновременно вызывает неподдельный интерес задумкой и ее реализацией на экране, операторской работой, звуковым сопровождением и скрытыми идеями, но и вводит в жуткое раздражение, выводит из состояния психического равновесия быстрой сменой кадров, трансформациями с телом за пределами нормального представления и образами, которые предстают перед глазами. Тем не менее, интересно разобраться, зачем же режиссёр снял такое, что повлияло на замысел, можно ли найти что-то прекрасное и эстетическое в безумии и кошмаре?
Дисклеймер: Данный фильм и отзыв не имеет цели оскорбить кого-либо и несёт только развлекательный характер. Все материалы взяты из открытого доступа в интернете и использованы в допустимых формах. Автор не несёт никакой ответственности за вырванный из контекста материал. Все персонажи вымышлены и действия происходят в параллельной вселенной, не воспринимайте фильм всерьёз. Сцены из фильма не являются ЛГБТ-пропагандой (движение признано экстремистской организацией и запрещено на территории России). Насилие и жестокость являются художественными и не призывают зрителя к подражанию. Не пытайтесь повторить действия со своим телом!
- Моя оценка на КП 5/10
- Рейтинг КП/IMDb 6.9
Технофетишист, чтобы увеличить ногу, вставляет в нее трубу длиной 30 см. Экспериментальная хирургия не удалась. Фетишист пересекается в автокатастрофа с неким бизнесменом. Последний в результате столкновения начинает превращаться в груду металлолома.
Начнем с того, что фильм является
ярким представителем японского киберпанка, который сильно отличается от американского направления жанра, ориентированного на происходящее в мире утопии с применением искусственного интеллекта, связанного с концом человечества и распадом общества. Японский киберпанк больше направлен на телесные мутации, ужас физиологических изменений, который находится под влиянием раннего кроненбергского стиля. Изображения японского киберпанка сводятся к сюрреалистическим, абстрактным изображениям, лихорадочным снам или невообразимым экспериментам.
В момент создания фильма режиссёра и население охватила тревога из-за уровня ВИЧ и СПИД, которые достигли в 80-90-х своего пика. Паника была обусловлена незнанием, что это за болезнь и вирус, и неспособностью бороться с распространяющейся эпидемией. Плюс технологический прогресс набирал обороты (появились видеокамеры и видеокассеты, первые плееры). Люди испытывали страх за будущее: как далеко зайдет понимание науки и результаты прогресса, на что будут направлены научные эксперименты. Подтекстные интерпретации научно-технического прогресса, эпидемиологическая обстановка слились и нашли свое выражение в разных работах художников.
Малобюджетная постановка начинающего, еще никому неизвестного режиссера, с вложением всего 20000 долларов все-таки впечатляет необычной стилистикой и звуковым рядом (пугающий гнетущий бит из звуков искореженного металла и ударов). Утрированный постановочный эффект черно-белых сцен неконтролируемых телесных трансформаций усиливается и ускоряется за счёт быстрой смены кадров, монтажных переходов (стоп моушен). Увиденное на экране - поток телесного ужаса, который может вызвать не просто дискомфорт, а неконтролируемую реакцию организма (зуд, дерматилломания - компульсивные действия самоповреждения кожи, нервозность, излишняя возбудимость, эпилепсия, истерика).
На экране происходит безумное мельтешение и суматоха, за которыми очень тяжело наблюдать. Людям, не привыкшим к быстрой смене кадров и клиповому мышлению, будет сложно сконцентрироваться на происходящем и уловить во всех деталях и подробностях.
Невозможно не отметить графику, монтаж и спецэффекты, которые и сейчас при всех имеющихся технологиях и возможностях смотрятся удивительно. В фильме нет имен, мало диалогов, а действие сопровождается постоянно трясущейся камерой. Эмоции от увиденного можно описать так: «с первых кадров бьет наотмашь и не дает глотнуть воздуха и спокойно выдохнуть до конца». Если попытаться описать услышанные звуки, то на ум приходят ассоциации: лязг, скрежет, бурение, хруст и треск.
Хочется отметить кадры с портретами героев на весь экран, которые буравят зрителями глазами и буквально гипнотизируют. Лица персонажей выражают огромный спектр эмоций: ужас, гнев, ярость, безумие, агрессию, истерику, сумасшествие и др. Огромное количество металла (трубы, краны, решетки, вентиляторы, арматура) здесь постоянно перемешиваются с разными частями тела, на которых фокусируется камера (скулы актеров в профиль, ступни, искореженные лица). Удивляет смешение восхищения героями Олимпийских игр в виде фото фигур бегунов и результатов самопальной операции по вживлению металлического прута в ногу. Контрастов и неожиданностей здесь очень много: эротические движения языком вокруг сосиски на вилке, железное сверло вместо мужского полового органа, металл, пожирающий человека снаружи и будто засасывающий внутрь себя, появление настоящих монстров, скрещенных из человека и груды железа).
Конечно, рекомендовать такое кино к просмотру неподготовленному зрителю нельзя. Этот эксперимент однозначно подойдет зрителям, знакомым с яркими представителями боди-хоррора, еще лучше японского киберпанка, или зрителям, которые видели все или почти все и готовы к кардинально новому опыту, эмоциям и впечатлениям во время просмотра. Это как самый опасный аттракцион, к просмотру которого допускаются люди при большом количестве ограничений (18+, устойчивая психика, восприимчивость к операциям с телом человека, умение абстрагироваться от неприятных звуковых эффектов и тд). Но режиссёр недавно вышедшей «Субстанции» явно знакома с работой японца, потому что во многих кадрах угадывается сходство и оммажи к фильму, которые видели немногие. Так что просмотр сложных фильмов иногда дарит и объясняет нам происхождение многих идей в современных.
***
Подписывайтесь на мой канал или телеграм, чтобы не пропустить новые разборы фильмов.