Найти в Дзене
Графиня Географиня

Как Турция сделала невозможное под Босфором. Тоннель, соединивший Европу и Азию

Оглавление

В мире немало действительно поражающих воображение инженерно-технических коммуникаций – выдающихся достижений современной человеческой цивилизации. И сверхпрочный тоннель, проложенный Турцией прямо под Босфором, который надёжно связал Европу и Азию – это один из таких примеров.

Всем хорош тоннель – технологичностью, сложностью, важностью, пропускной способностью и символическим значением сооружения, связывающего две части света. Так почему бы нам не рассмотреть этот чудесный объект наиболее подробно? Этим сейчас и займёмся!

Место, где расположен тоннель

Стамбул – это не столица Турции. Однако самый густонаселённый город этой страны, где на данный момент только по официальным данным живёт свыше 15 миллионов жителей. Возможно, это объясняется очень древней историей этого места. Возможно удачным местоположением, так как этот мегаполис находится сразу же в двух частях света – в Азии и в Европе. Возможно, сыграли какие-то другие факторы. Но факт остаётся фактом: Стамбул издревле считается крупнейшим торговым центром, что и предопределило его несколько главенствующее значение над «официальной» Анкарой.

-2

Немудрено, что именно на берегах разделённого водой Стамбула берёт своё начало Босфорский тоннель – надо же было как-то связывать две части города, да ещё и пропускать через себя огромный поток людей, которые постоянно снуют туда-сюда по дороге на работу и к месту учёбы!

-3

Нет, до тоннеля тоже существовали свои коммуникации, связующие два берега - целых три моста через пролив, соединяющий Мраморное и Чёрное море и даже частное «водное такси». Просто года шли, население Стамбула возрастало и эти три инженерно-транспортные артерии попросту перестали справляться с пассажиропотоком. Тогда и пришла идея-необходимость предложить населению что-то принципиально-новое. Так и появился на свет проект этого коммуникационного гиганта.

Железнодорожная линия под водой и землёй

Если посмотреть на геологию этого места, то сразу же становится понятно, что строители столкнулись с огромным количеством трудностей при прокладывании инженерно-технического сооружения. Да и Стамбул расположен в местах с достаточно высокой сейсмической активности, что дополнительно «спутывало карты».

-4

При прокладывании тоннеля строители постарались учесть всё. В том числе обеспечить сооружению такую прочность, чтобы люди не оказались погребены заживо и при 9-бальном землетрясении.

Тоннель собирался как конструктор. Вот только блоки – 130-метровые секции, которые закладывались на глубину в 4,5 метра прямо в грунт (в дно залива). Соединение между блоками было осуществлено за счёт специальных сейсмостойких шарниров, которые не только обеспечивают герметичное соприкосновение секций, но также обладают необходимой подвижностью в случае подземных толчков.

-5

Если говорить прямо, то тоннель не подводный – он подводно-подземного типа, ибо его основная часть залегает именно под грунтом. Самая глубокая часть – 60 метров от поверхности воды. Общая протяжённость главной линии колоссальная – 13,6 километров! И только 1,4 километра – это то, что проходит под морским дном.

«Японский след»

Турция – замечательная страна, где немало своих талантливых инженеров и строителей. Но всё-таки при возведении требовалось использовать действительно передовые строительные технологии, которыми Анкара на тот момент времени не обладала (и с высокой долей вероятности не обладает и сейчас). А потому пришлось подключать к работе специалистов из Японии, которые и взяли на себя самую технологичную часть работы.

-6

Проект «Мармарай» - это, во многом, результат деятельности японских инженеров. Ко всему прочему подключились и финансовые иностранные потоки. В частности одним из инвесторов выступил один из государственных банков страны Восходящего солнца. Естественно, с учётом последующей прибыли, которую должна была всенепременно принести эксплуатация тоннеля.

Неожиданные археологические находки

Строительство тоннеля принесло настоящее чудо. Естественно, при возведении, не обошлось без буровых работ, во время которых на свет Божий, один за другим начали «всплывать» древние корабли, погибшие здесь.

-7

С учётом очень активного судоходства археологических находок появилось великое множество. Да не просто каких-либо полусгнивших каркасов. Просто каждый каркас когда-то был трюмом, в котором перевозились редчайшие товары того времени. Это и стало мировой сенсацией, из-за которой пришлось временно приостановить работу над возведением тоннеля. В противном случае урон изучению общечеловеческой истории был бы непоправимым.

-8

Исследование останков кораблей принесло немало значимых исторических открытий. В частности удалось полностью понять, насколько важной транспортной артерией являлся Босфор, ибо через него сновали туда-сюда корабли чуть ли не со всего известного тогда света.

Основа транспортного потока – железная дорога

Основа транспортного потока – это железная дорога, связавшая две станции – Сиркеджи на Европейском берегу и Ускюдар на Азиатском берегу. В свою очередь «Мармарай» - это общая железнодорожная линия метро, которая протянулась на 76,3 километра и связала между собой все части 15-миллионного города.

-9

Так и таким образом удалось переориентировать движение по трём мостам исключительно под транспортный поток, снизив общее количество проходящего наземного пассажирского транспорта. В свою очередь основная часть пассажиропотока идёт через Босфорский тоннель, что пока что полностью удовлетворяет запросы крупного мегаполиса. Но это пока что, ибо не за горами то время, когда придётся строить тоннель-дубликат, ибо население растёт, а Босфор – очень серьёзное препятствие для беспрепятственного сообщения Европейского и Азиатского берега.

Как считаете, где еще нужно реализовать такие проекты?