По данным исследования Высшей школы экономики (ВШЭ), российской экономике не хватает более 2,7 млн сотрудников, во втором квартале 2024 года потребность в персонале выросла на 10%.
По информации Центробанка примерно 70% российских компаний испытывают недостаток квалифицированных кадров. Больше всего вакансий открыто в компаниях из сфер обрабатывающей отрасли и торговли. Однако наиболее остро проблема нехватки персонала ощущается в строительстве и автомобильных грузоперевозках. В транспортной отрасли, по данным ВШЭ, сейчас требуется 218,1 тыс. сотрудников.
Самая востребованная категория сотрудников — водители грузовых машин (категории С, CE и D), в Общероссийской общественной организации «Водители России» их дефицит оценивают в 500 тыс. человек. За первую половину 2024 г. спрос на водителей различных категорий увеличился более чем на 70%. Среди офисных сотрудников также отмечается дефицит логистов, диспетчеров и управленческих кадров.
Неудивительно, что именно в транспорте больше всего специалистов вынуждены работать сверхурочно. 71% опрошенных в этой сфере, сообщили, что работают больше положенного. По данным «Работы.ру» по этому показателю логистическая отрасль находится в лидерах.
HR-специалисты и руководители предприятий ищут способы снизить кадровый голод. Рассмотрим решения, которые применяет бизнес.
Зарплатная гонка
На фоне дефицита кадров компании повышают зарплаты. За первую половину 2024-го, по данным Росстата, в среднем они уже увеличились на 18% в годовом выражении — до 83,5 тыс. рублей.
По данным Росстата, в сегменте автомобильных грузоперевозок средние зарплаты в 2023 году выросли также на 18%. Еще на 27% увеличился средний уровень оплаты труда в логистическом секторе в 2024 году, говорится в недавнем исследовании hh.ru и ПЭК. Медианный доход в транспортной сфере достиг 139 тыс. руб. в месяц.
Быстрее растут зарплаты водителей: участники рынка оценивают рост их доходов уже в 40%. По данным портала hh.ru зарплата водителей в I полугодии 2024 года показала рост в 64% — с 76,4 тыс. до 125,4 тыс. руб. В отдельных отраслях водителей привлекают более высокой зарплатой: например, за работу вахтовым методом в Хабаровском крае готовы платить до 675 тыс. руб. в месяц, работая в Москве — они могут рассчитывать на 300 тыс. руб. Рост расходов на ФОТ закономерно приводит к росту себестоимости перевозок, что в итоге приводит к удорожанию продукции на полках и складах.
Дополнительная мотивация
Кроме новых зарплатных предложений, компании пересматривают систему мотивации, делают ставку на удержание специалистов: привлечение новых сотрудников стоит дороже, а времени на закрытие вакансии требуется всё больше.
Рекрутеры расширяют возрастные границы найма, обращая внимание как на молодежь, так и на старшее поколение. Предприятия предлагают расширенный соцпакет, дополнительное страхование, гарантированный объем оплаты + KPI, увеличенные суточные, введение зональных надбавок. Активно стали использоваться маркетинговые механики: например, акция «Приведи друга», ранее распространенная в банковской сфере.
Повышение производительности труда
С проблемой нехватки кадров можно справиться за счет роста производительности труда. Производители и грузовладельцы активно работают над цифровизацией своих логистических процессов, занимаясь внедрением систем управления дворами, складами и грузоперевозками (YMS, WMS и TMS соответственно). По данным опроса россйских логистов от Strategy Partners, эти облачные сервисы входят тройку самых приоритетных технологий в секторе транспорта и логистики на горизонте 2–3 лет. Подобные решения помогают повысить прозрачность цепочки поставок (и значительно снизить расходы на перевозки), а также автоматизируют многие процессы и рутинные операции — направляя дорогостоящий трудовой ресурс в более эффективные направления работы.
Посмотрим, какие цифровые решения помогают снизить дефицит кадров в логистике.
Создание заявок
В работе логистов есть много рутинных, механических задач. Их можно автоматизировать. Например, можно быстрее создавать заявки на отгрузку. Система управления грузоперевозками MasterTMS сокращает время создания заявки в 2-3 раза.
Наша разработка подставляет в заявку название компаний-получателей, режим работы складов, параметры транспортного средства, время, перевозчиков и водителей; генерирует документы.
Данные заносятся в систему один раз, и далее при создании рейса они подгружаются автоматически. После создания заявки перевозчик сразу получает информацию о новом рейсе.
Маршрутизация
Этот блок выполняет сразу несколько задач и серьезно оптимизирует работу логистов, экономит до 40% их рабочего времени. Настроенные алгоритмы помогают наладить:
— оптимальное распределение грузов по датам отгрузки;
— оптимальное распределение грузов по транспортным средствам;
— оптимальное распределение порядка объезда точек маршрута каждым транспортным средством.
Алгоритмы в TMS-системе справляются с планированием ключевых операций эффективнее и быстрее любого логиста — они учитывают более 50 факторов:
- временные окна складов и график работы магазинов,
- характеристики ТС,
- особенности грузов — вес, характер груза, габариты и т.д.,
- время погрузки / разгрузки,
- приоритеты доставки и др.
В создании маршрутов и распределении грузов используются технологии искусственного интеллекта — они получают всё большее распространение в логистике. AI также находит применение в прогнозировании спроса и предложения, более эффективном управлении запасами.
Мониторинг грузов (ТС) через приложение для смартфона и автоматические звонки водителю
Отдельная функция TMS — автоматический мониторинг грузов.
Он позволяет снизить расходы на диспетчеризацию, разгрузить диспетчеров и повысить их эффективность, чтобы они могли отслеживать больше рейсов в рабочее время. Водители, в свою очередь, могут работать, не отвлекаясь на телефонные звонки и сообщения в мессенджерах.
С автоматическим мониторингом сотрудники могут смотреть за передвижениями перевозчиков в режиме онлайн — с экрана своего монитора. В случае системы MasterTMS, информацию о местонахождении грузов и статусы рейса собирает приложение на смартфоне водителя + функция автодозвона. Все данные поступают на интерактивную карту в браузер логиста-диспетчера: система обновляет статусы рейса и сообщает, если водитель опаздывает, едет быстрее или придерживается графика. Логисты получают уведомления о важных событиях в процессе перевозки, и могут не беспокоиться о том, что пропустят что-то важное.
Автоматический мониторинг в TMS — это наиболее доступный способ отслеживания доставок, который к тому же легко наладить и масштабировать. Следить за ходом доставки могут и клиенты — грузополучатели.
С функционалом и автоматизацией, которая дает система MasterTMS, растет скорость выполнения задач — и даже компактный отдел логистики успешно справляется с большим количеством отгрузок. Кроме базового функционала системы управления грузоперевозками (TMS) компании пробуют использовать и другие решения:
— Электронный документооборот
— Цифровые платформы для перевозок
— Аналитика больших данных
— Роботизация складов
— YMS-системы (управление Грузовым двором) и электронные очереди на складских объектах
— WMS-системы
— RFID-датчики (метки) для контроля перемещения грузов
— Электромобили
— Генеративный искусственный интеллект
Узнайте, как справиться нехваткой персонала и снизить расходы с помощью «цифры». Наши разработки используют более 600 российских предприятий — оставьте контакты, мы расскажем, с чего начать →
Больше информации о цифровой логистике: