Найти в Дзене
Война и Homo Sapiens

Русские. Церковь православная /Никон. Опала: «…не пишись и не зовись великим государем, почитать тебя отныне не будем»/

Никон не может поверить в случившееся. Высокое самомнение, повышенная самооценка подводят патриарха в очень ответственный для его жизни момент. Он не понимает важность случившегося. Он не догадывается, что чьи-то крепкие руки выхватили его из слабых рук государя и теперь поведут его по пути полного поражения... Настоятельно рекомендую прочитать вначале предыдущую публикацию: Все публикации по данной теме читайте в этой подборке: Подвиг 6-й. Продолжение… Царь долго терпит надменность Никона. В 1656-м году он ему ещё доверяет как другу. Отдельные историки пишут, что неудачная война шведскому королю объявляется Алексеем Михайловичем именно по инициативе патриарха, хотя ещё в 1657-м отношения между королём Швеции и царём остаются хорошими. Летом 1658-го государь даёт обед в честь прибытия в Москву царевича грузин Теймураза. На такие мероприятия Никон ранее приглашался первым. Царь его не приглашает. Никон ошеломлён. Он хорошо знает мягкость царя, чтобы предвидеть подобный его ход. Никон н
Оглавление

Никон не может поверить в случившееся. Высокое самомнение, повышенная самооценка подводят патриарха в очень ответственный для его жизни момент. Он не понимает важность случившегося. Он не догадывается, что чьи-то крепкие руки выхватили его из слабых рук государя и теперь поведут его по пути полного поражения...

Настоятельно рекомендую прочитать вначале предыдущую публикацию:

Все публикации по данной теме читайте в этой подборке:

РУССКИЕ | Война и Homo Sapiens | Дзен

Подвиг 6-й. Продолжение…

Неприглашённый

Царь долго терпит надменность Никона. В 1656-м году он ему ещё доверяет как другу. Отдельные историки пишут, что неудачная война шведскому королю объявляется Алексеем Михайловичем именно по инициативе патриарха, хотя ещё в 1657-м отношения между королём Швеции и царём остаются хорошими.

Летом 1658-го государь даёт обед в честь прибытия в Москву царевича грузин Теймураза. На такие мероприятия Никон ранее приглашался первым. Царь его не приглашает. Никон ошеломлён. Он хорошо знает мягкость царя, чтобы предвидеть подобный его ход.

Никон не может поверить в случившееся. Высокое самомнение, повышенная самооценка подводят патриарха в очень ответственный для его жизни момент. Он не понимает важность случившегося и не догадывается, что чьи-то крепкие руки выхватывают патриарха из слабых рук государя и теперь поведут его по пути полного поражения.

Он начинает делать такие ошибки, которые присущи лишь избалованным роскошной жизнью юнцам. Никон не переносит обиды. Он посылает боярина Дмитрия в царский дворец, будто бы по важному делу церкви.

Грузин с видом гордого горного орла шествует через толпу московских зевак, а перед ним, расчищая путь, лупит всех палкой, не обращая никакого внимания на вопли, окольничий Хитрово.

Достаётся и патриаршему посланцу. Боярин Дмитрий возмущается, но получает палкой в лоб. Обиженный боярин-посланец плачет навзрыд перед толпой зевак и спешит к Никону.

-2

Патриарх, не понимая что происходит, строчит письмо царю, в котором жалуется на поступок Хитрово. Он не понимает, ведь окольничий просто не может бить палкой посланника-боярина-князя патриарха без царского ведома.

Он и не мог понять, потому как очень верит в свою дружбу с Алексеем. Никон не знает, что с царями не бывает настоящей дружбы в принципе. Даже самый лучший друг никогда не поделиться с тобой любимой женщиной и… властью.

Царь отвечает Никону, что когда будет время, они встретятся и всё обсудят с глазу на глаз. Проходят дни, дел у государя много и времени на разбирательство у него нет.

В день иконы Казанской Божией Матери царь не приезжает в одноимённый храм, где обычно Никон правит службу со всем своим собором. Не является он и в Успенский собор через 2 дня, где патриарх обычно служит в праздник ризы Господней.

Гнев царский

Никон снова отправляет гонца узнать причину. С ответом к Никону приезжает спальник государя князь Ромодановский. Князь объявляет, что царь в гневе на патриарха. Патриарх удивлён и справляется о причине царского гнева.

-3

Из беседы на повышенных тонах между царским спальником и патриархом любой бы понял, что царь просто психологически созрел для роли самодержца, поддерживаемого своими боярами, и у Никона не остаётся шансов одержать победу в борьбе за власть.

Ромодановский громовым голосом заявляет патриарху буквально следующее: «Отныне не пишись и не называйся великим государём. Почитать тебя впредь не будем…». Никон обижен и оскорблён до глубины души. Он не ожидал такого удара.

Действительно, Никон до этого мечтает сконцентрировать в своих руках всю полноту власти. Важнейшие реформы церкви он проводит ещё до размолвки с царём, ведомый тщеславием. Он бы вполне себе мог, как тот-же патриарх Иосиф, смириться со своим положением, просто завершить реформу церкви и не лезть в царские объятия.

Увы, реформы для Никона понадобились ни как цель, а лишь как средство достижения всевластия в государстве. Патриарх думает в течение нескольких часов, и внезапно принимает решение об отречении от патриаршей кафедры.

Друзья, бояре, дьяки патриаршие отговаривают его от такого шага и не гневить батюшку царя. Но Никон упрям, хотя слова весьма немногочисленных близких людей заставляют его задуматься.

-4

"Не патриарх вам боле..."

Вот только через чур искренен и наивен патриарх, чтобы в эти минуты всё правильно взвесить и принять верное политическое решение. Он рвёт начатое было письмо царю и идёт в Успенский монастырь, в котором служит литургию, велит прихожанам не расходиться и зачитывает несколько цитат из Златоуста.

Потом он говорит народу что стал слишком ленив, «окоростенел», и вы тоже «окоростенели» от моего «неучения», обзывая меня еретиком, борцом с иконами и новокнижцем, желали меня каменьями бить… Поэтому не патриарх я вам более.

Прихожане поднимают в соборе шум, не понимая, что теперь надобно делать. Никон продолжает изрекать гневную речь. Не каждый слышит его, но всяк понимает, что решить эту проблему только указ царя может.

Патриарх переодевается, пишет государю письмо, выходит к народу уже в мантии, чёрном клобуке и садится на последнюю ступень амвона… Царь обо всём этом узнаёт и посылает к патриарху князей Трубецкого и Стрешнева, давая понять, что есть только один на Руси государь-самодержец.

Начинается перепалка. Никон злится, отрицая предъявленные к нему обвинения в том, что он сам себя называет «великим государём» и по своей воле государственными делами занимается. Право отрицать свою вину Никон имеет, но он опускается до уровня бояр своей руганью, не осознавая этого.

-5

Он и не думает отступать. Воинственно нападает и защищается, не скрывая обиды. И... просит у государя внезапно келью. Ему говорят, что келий у патриарха множество, выбирай, только не смей государю мешать в его делах государевых.

Никон изнова строчит в обиженных тонах царю письмецо и уходит в Воскресенский монастырь. Через некоторое время в монастырь приезжает князь Трубецкой и передаёт от царя просьбу дать благословение своей семье и ещё благословить митрополита Крутицкого управлять церковью до выборов нового патриарха.

Царскую просьбу Никон исполняет и занимается лишь обустройством монастыря. Царь к нему относится по-доброму, жалует царские подношения и даже передаёт ему своё прощение через верного боярина. Их отношения могли бы наладиться, хоть и стали бы скромнее, конечно, но…

Но Никон не расстаётся со своей мечтой о власти, о которой мечтает всю свою жизнь. В 1859-м году опальный бывший патриарх вдруг узнаёт, что Крутицкий митрополит совершает обряд, который вправе делать только патриарх и пишет царю гневное письмо. Отношения между ними портятся ещё сильнее…

-6

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Обязательно подпишитесь на канал чтобы не пропустить очередную публикацию, обсуждайте в комментариях и ставьте лайки

Все статьи по данной теме я разместил для вашего удобства в этой подборке:

РУССКИЕ | Война и Homo Sapiens | Дзен

Помощь белгородским пограничникам: СБЕР 2202 2083 3364 1968