10 ноября 1917 года, на третий день своего существования, Советская власть издает декрет «О рабочей милиции». Понятно, что за такой короткий срок невозможно организовать работу новой структуры. Поэтому функции милиции выполняли “дружинников революционной охраны”.
В обязанности революционных товарищей с наганами, кроме поддержания общего порядка на улицах, входило и обеспечение безопасности передвижения по дорогам. В частности, предписывалось, что “…запрещать непомерно быструю езду; ограждать днем рогатками, а ночью цветными фонарями ямы, обвалы и прочие препятствия для движения; принимать меры к уборке упавших столбов, фонарей, поврежденных экипажей, павших животных и прочее”.
Первые Правила
Через год уже было сформулировано 16 пунктов правил для обеспечения безопасности на городских дорогах. Чтобы понимать, что происходило на улицах советских городов в то время, приведем некоторые из них.
Не допускалось ездить на лошадях и велосипедах по тротуарам. Ломовые извозчики обязаны были следовать по правой стороне дороги в один ряд, а маляры и рабочие с тележками / санками обязаны были двигаться по дорогам, подчиняясь общему движению на улице. Для большего ужаса, конечно, не хватает электросамокатов, но этот “праздник” история припасла для нашего поколения.
Одним словом, советская власть получила в наследие от царской России дорожную анархию, которые пытались привести в порядок первые милиционеры.
Напомним, что в начале XX века в России автомобили уже стали появляться, но их было слишком мало и находились они в крупных городах.
Свисток вместо пистолета
Когда с середины 20-х годов началась автомобилизация Советской республики, регулирование автодорожным движением легло на плечи милиционеров. Жезл регулировщика и свисток – вот и все “вооружение” постового сотрудника.
С «техническим оснащением» больше повезло обычным милиционерам – для передвижения по улицам им выдавались велосипеды (милиционеры-велосипедисты именовались тогда “самокатчиками”).
Индустриализация – причина появления дорожной милиции
В 1925 году Моссоветом в рамках милиции был создан Отдел регулирования уличным движением (ОРУД). Причиной стал рост дорожно-транспортных происшествий.
В 1928 году был принят первый пятилетний план развития, по которому требовалось огромное количество больших промышленных объектов. В Свердловске это было строительство Уралмашзавода.
К этому времени Московский и Горьковские автозаводы наладили серийное производство отечественных автомобилей, количество которых на свердловских дорогах постоянно увеличивалось.
Естественно, что в милиции начали появляться автомобили – сложно нарушителя догонять на велосипеде! Изначально милицейский ГАЗ-М1 не раскрашивался в какие-либо специальные цвета. Но автомобили на тот момент были настоящей роскошью даже для ОРУД.
С 1929 года жители Свердловска пользовались трамваями, автобусное сообщение уже расширилось и до пригородных маршрутов. При этом мало кто из водителей, не говоря о пешеходах, знал и соблюдал хоть какие-то правила движения на дорогах общего пользования. Соответственно, было много аварий с травмами и со смертельными исходами.
В 1931 году, по примеру московского ОРУД, Свердловский горсовет и Управление милиции Уральской области создали Инспекцию по надзору за городским движением.
В штат Инспекции выходило семь человек – инспектор трамвайного движения, заведующий санитарной очисткой города и взвод регулировщиков. Пять регулировщиков на 223 тысячи жителей Свердловска того времени – так себе решение. Но начало было положено!
Интересно, что в начале 30-х годов в СССР не существовало единых “Правил дорожного движения”. На тот момент Главным управлением милиции СССР утверждались типовые “Правила уличного движения”, на основании которых горсоветы на местах уже разрабатывали собственные “Правила”.
В конце концов Совет Народных Комиссаров СССР утвердил «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». Положение было принято 3 июля 1936 года. Эта дата и сегодня считается днем основания ГАИ.
Наследие Великой Отечественной войны
Во время Великой Отечественной войны 40% автотранспорта страны (в том числе и из гаражей милиции) было направлено на фронт. Оставшийся в тылу автопарк милиции состоял из весьма потрепанных автомобилей. Примерно четверть сотрудников ГАИ была призвана в армию, их места в подразделениях занимали женщины – выпускницы автодорожных институтов.
После войны техническое состояние ОРУД было никудышним. К милиционерам на «службу» шли трофейные машины, либо «дембеля» – автомобили, списанные военными. Например, ГАЗ-67Б. Такое положение дел продолжалось до старта крупномасштабного выпуска “Москвичей” и ГАЗ-М20 – “Побед”. В это же время вышло специальное распоряжение (Приказ №266 от МВД 31.12.1953) о покраске авто МВД в особую цветовую гамму: сочетание синего оттенка с красными полосками. Плюс, спецоборудование – динамик наверху, который устанавливали на приспособление типа багажника, чтобы не возиться со сверлением отверстий в крыше.
Но таких автомобилей было мало, да и те, что поступали в распоряжение милиции, чаще всего оказывались списанными с баланса иных государственных учреждений. Поэтому по-прежнему “котировался”» мотоцикл. Впрочем, использовали и грузовики. Примером может служить ГАЗ-51 или ГАЗ-63А, у которых демонтировали деревянный кузов и устанавливали сначала такую же, а потом и цельнометаллическую кабину.
Машины использовались самые обычные, со стандартными моторами. Не забывайте, что в конце 50-х и начале 60-х частных автомобилей на дорогах было совсем немного, да и скорости были невысокими. Кому же до 70-х годов в ПДД СССР ограничений скорости не предусматривалось!
В 1961 году ОРУД и ГАИ объединили в одну организацию. Тогда же были введены единые ПДД. За выполнением их требований следила теперь ОРУД-ГАИ.
Новые марки с новым заводом
С вводом в эксплуатацию АвтоВАЗа, в ГАИ появились “Жигули”. Сначала это был ВАЗ-2101 “копейка” (модификация имела индекс ВАЗ-2101-94), позже – другие модели, по мере их постановки на конвейер.
Кроме «Жигулей» с обычными двигателями, в ГАИ поступали модели с роторными моторами. Их высокие разгонные характеристики, мощностью до 120 л.с., отлично справлялись с погонями. Но ресурс роторных двигателей невысокий, поэтому, из-за отсутствия должного технического обеспечения, автомобили с роторными двигателями в ГАИ не прижились.
Из легковушек в милиции “трудился” и “Москвич-412”, выпускаемый в Москве и Ижевске. Можете смеяться, но в ГАИ нашел свое место и автомобиль ЗАЗ – как 965 (он же “Горбатый”), так и модель “968А”.
Свердловске самым распространенным транспортом среди сотрудников ГАИ были автомобили ВАЗ и УАЗ. Но даже при советской власти обеспечение автопарка было крайне скудным, сотрудника часто приходилось ремонтировать транспорт своими руками и за свой счет.
Наряду с автомобильными патрулями, работали автоинспекторы и на милицейских мотоциклах “Урал”. Например, в Железнодорожном районе в середине 70-х годов был всего один автоинспектор на мотоцикле, который был обязан каждое утро проверять на выезде водителей всех районных автопарков.
Нейросеть следит за нами!
Сегодня на вооружении ГАИ-ГИБДД Екатеринбурга стоят привычные УАЗы. Вот только оборудование там устанавливается специальное, которое работает в связке нейросети с базой ГИБДД. Весной 2024 года в рамках нацпроекта “Безопасные качественные дороги” на “службу” поступили китайские кроссоверы.
В общем, сотрудники ГАИ-ГИБДД сегодня внимательно следят за порядком на дорогах. А нам, чтобы не было неприятностей, просто надо соблюдать “Правила дорожного движения”. Помните – каждый пункт ПДД написан чей-то кровью!
ДВС после 2035 года. Запретят или нет.
ESP – бесполезная накрутка или насущная необходимость
Где побывать автолюбителю в первую очередь, если приехал в Москву?