Всё больше умных электронных приспособлений, призванных облегчить жизнь водителям, сделать процесс вождения более безопасным и комфортным, внедряется в современные автомобили. Это радует, хотя есть люди, считающие, что современный водитель обленился, во всем полагается на электронику и ничего сам сделать не может. Сегодня поговорим о ESP, о его полезности и вредности.
Для чего нужна ESP
ESP (Electronic Stability Program), или по-русски «Система курсовой устойчивости» (у разных производителей может иметь другие аббревиатуры, но смысл тот же) впервые была внедрена в 1995 году на автомобилях Mercedes-Benz CL600, затем на S600. И сейчас ее устанавливают даже на самые бюджетные авто. В Европе и США продажа автомобилей без ESP запрещена.
Основное предназначение ESP – помогать водителю в критических ситуациях, препятствовать срыву колес в сильное скольжение, сохранять курсовую устойчивость, траекторию движения и стабилизировать положение автомобиля во время выполнения маневров на высокой скорости или скользком покрытии под колёсами. Работает ESP на любой скорости, при ускорении и при торможении, связана с тормозными механизмами автомобиля, ABS, а также с антипробуксовочной системой и блоком управления двигателем.
ESP состоит из электронного блока управления, обрабатывающего сигналы, поступающие от датчиков скорости вращения колес, интегрированных в систему ABS, датчиков угловой скорости и поперечного ускорения автомобиля, положения рулевого колеса и давления в тормозной системе. В случае возникновения заноса датчики фиксируют внезапное боковое ускорение, ESP понимает, что надо действовать и дает команду на подтормаживание одного или нескольких нужных колёс, уменьшение подачи топлива двигателю, т.е. приглушает его. На автомобилях с АКПП может дать команду на изменение ступени. А совсем продвинутые ESP могут регулировать поворот передних колес и влиять на работу активных амортизаторов.
Таким образом, ESP исправляет ошибки водителя, помогает избежать заноса при резком повороте руля или неверно выбранной скорости. Также при разгоне позволит не терять времени на пробуксовку, а при торможении сохранять контроль над автомобилем. Все это снижает риск возникновения ДТП. Следовательно, ESP – это такой незримый помощник для водителя, как бы его второе «Я».
Многие водители даже не знают, что у них автомобиль с ESP, либо знают, но слабо понимают, как эта система работает. Бывает например, желают ускориться, давят на газ, а машина не едет, появляется какой-то провал, как на старых авто с не настроенным карбюратором, но через пару секунд все восстанавливается. Или подпрыгнул автомобиль на небольшой кочке, и на панели замигал какой-то неведомый красный индикатор, то же самое при езде по ледяной колее, да много ситуаций. А это он, тот самый незримый помощник, вступил в дело.
- Друзья, чтобы Вы не потеряли хороший блог, а мы не потеряли отличных читателей, не забудьте подписаться на наш канал. Поможем друг другу!
Или лучше без ESP?
Вроде всё хорошо. Но! Существует довольно приличная часть водителей, считающих, что ESP не только не помогает, а наоборот, мешает нормальной езде. Сюда относятся некоторые «опытные водители», либо те, кто эту ученую степень присвоил себе сам, также любители экстремального пилотирования, водительства по бездорожью и многие другие. Они возражают, чтобы кто-то вмешивался в их действия, не хотят иметь второе «Я», против такого раздвоения личности. И их можно понять.
На самом деле есть ряд дорожных ситуаций, когда ESP, искренне желая помочь, только вредит. Вот несколько примеров:
При движении по снежно-ледяной каше, сухому песку, раскисшему бездорожью можно легко застрять и начать буксовать. И тут требуется вся мощь двигателя, чтобы вырваться из плена. Газку! Но ESP подумает, что это занос и будет наоборот, стараться придушить мотор, подтормаживать буксующее колесо или несколько. И вместо освобождения автомобиль увязнет еще больше. Отключив сразу ESP, больше шансов выбраться без посторонней помощи.
Любители езды на пределе возможностей автомобиля с контролируемыми заносами и управляемым скольжением тоже не в восторге от ESP. Подрифтовать на зимней дороге не получится, ESP – враг дрифта. Или хотят обогнать кого-то, резко вырулив на встречку и дав газу. Но ESP начеку, обороты падают, колеса подтормаживаются, автомобиль вместо резкого ускорения замедляется, обогнать можно и не успеть.
Или вот, дёргаем вверх ручник, руль выворачиваем до упора, газ в пол и за пару секунд автомобиль разворачивается на 180 градусов буквально на месте. Эффектный приём, иногда может быть полезен на дороге. А теперь возьмем автомобиль с ESP, да еще с продвинутой подруливающей и попробуем повторить тот же фокус. Результат будет удручающим.
Как отключить ESP
Многие автомобили, обычно внедорожники и кроссоверы с системой ESP, имеют возможность ее принудительного отключения — есть специальная кнопка ESP off или нужное меню настроек в бортовом компьютере. Но у одних моделей ESP отключается полностью, а у других - становится лишь менее строгой и допускает пробуксовки. У некоторых моделей отключение ESP вообще не предусмотрено, тут можно попытаться найти и вытащить соответствующий предохранитель. Всегда весьма полезно изучать матбазу, а как отключить ESP надо бы запомнить, когда-нибудь может здорово пригодиться, чтобы потом, застряв, не звонить всем и истошно вопрошать: «Урри! Где у него кнопка?».
ESP в современном автомобиле - одна из важнейших систем, обеспечивающая безопасность водителя и пассажиров, позволяющая избежать сложных ситуаций. Следует также помнить, что ESP не любит резких движений. Отключать ее при повседневном вождении крайне нежелательно, только в исключительном случае, когда это действительно может помочь. Но потом, конечно же, включить обратно.
- Друзья, а как считаете вы? Нужна ли вам ESP? Или же все-таки вы переверженец контролировать все самостоятельно? Пишите свое мнение в комментариях. Счастливой дороги!