Положа руку на сердце, я и сам не без труда научился следовать призыву Христа. Ведь это, напомню, Его слова:
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любúте врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». (Мф 5:43–48)
И все-таки чисто по-человечески мне понятны недоумение и смятение христиан, у которых не укладывается в голове, как же можно любить врагов и желать им добра?
Для того, чтобы понять логику Спасителя, ход Его мыслей, надо, друзья мои, изучать не только Священное Писание, но и Житие Христа. Лишь тогда осознаешь, что Иисус призывает к безусловной любви, которая лежит в основе нашей веры. И кто бы что ни говорил, а вот уже на протяжении двух тысячелетий еще никому не удалось эту позицию Христа не то что сломать - даже поколебать. На том и стоим, как говорится.
Впрочем, должен признать, что есть и более короткий путь понять Христа – послушать священников.
Вот как объясняет призыв Спасителя любить врагов наших и молиться за них протоиерей Виктор Гурьев:
«Почему так? Прежде всего, потому, что Господь дал нам заповедь любить их. Любите, говорит, враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы (Мф., 5, 44).
Во-вторых, мы должны любить врагов наших по заповеди св. апостола Павла, который учит: благословляйте гонящия вы, благословите, а не кляните, ни единому же зла за зло воздающе, помышляюще добрая пред всеми человеки. Аще возможно есть, еже от вас, со всеми человеки мир имейте... Аще убо алчет враг твой, ухлеби его, аще ли жаждет, напой его... Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое (Рим., 12:14-21).
В-третьих, мы должны любить врагов и потому, что любовь к ним служит главным условием к тому, чтобы и нас Господь простил и не помянул на суде Своем и наших прегрешений... Если вы, слышим от Него, будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф., 6, 14-15).
В-четвертых, наконец, и потому мы должны любить врагов, что если бы Господь не велел любить их, то мы жили бы на земле, как в аду; ибо зла злом остановить и пресечь невозможно и зло может быть остановлено и пресечено только добром.
Теперь посмотрим, почему мы должны молиться за врагов. Молиться за них мы должны по примеру Самого Господа и святых Его. Господь во время страданий Своих на Кресте говорил Отцу Своему: Отче, отпусти им: не ведят, что творят. А святый архидиакон Стефан, побиваемый камнями, также вопиял: Господи Иисусе, приими дух мой. Господи, не вмени им греха сего (Деян., 7, 59-60).
Итак, и Господь, и святые Его учат нас и любить врагов, и молиться за них. Будем же помнить заповедь Божию о любви ко врагам и обещание прощения нам самим за прощение их. Не будем побеждены от зла, а победим благим злое.
При сем также и молиться за врагов, конечно, будем и будем просить Господа, чтобы Он Сам Своею благодатью Божественною умягчил сердца их и водворил в них, вместо злобы и мщения, мир и любовь к нам; да все, и мы, и они во Христе едино будем. Аминь».
(Источник: «Пролог в поучениях на каждый день года. Составитель протоиерей Виктор Гурьев»).
Свое мнение об этом высказал в свое время и протоиерей Димитрий Смирнов (1951 - 2020):
«Господь сказал: «Благословляйте проклинающих вас»...
Он тебя проклинает, а ты ему: «Да благословит тебя Господь! Да введет тебя и всю твою семью в Царствие Божие. И да исцелит от всех болезней, теперешних и будущих. И даст Господь вам всяческого долголетия и блага, изрядных милостей Своих во веки веков. Аминь».
Вот так надо отвечать каждому проклинающему».
Так коротко и так доходчиво! Низкий поклон тебе за это, батюшка Димитрий!
Мало того, у отца Димитрия я нашел ответ на вопрос, надо ли молиться за врагов России, которых сейчас немало? Почитайте, друзья, чтобы и у вас на этот счет никаких сомнений не возникало:
«Здесь речь идет о тех людях, которые лично к тебе враждебны. Враг - это тот, от которого исходит вражда. Его нужно любить и молиться о нем, относиться к нему так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. Но любовь к врагам отечества называется изменой родине. Такая любовь кончится уничтожением твоих собственных сограждан, родичей. Многие глупые люди говорят: "Господь сказал: "Не убий", а вы благословляете оружие". Война - это не убийство, а геройство».
И в заключение хочу привести историю, которая случилась в Египте.
Телеведущий вёл новостную программу и привычно сообщал об очередном убийстве христиан в одной из отдалённых деревень. И вот к камере подошла мать убитого юноши-христианина.