Какая связь мозаик Виктора Васнецова в храмах и Александра Дейнеки на станции метро Маяковская?
Фролов Александр Никитич работал в мозаичной мастерской Императорской академии художеств, куда в 1886 году придет работать его старший сын Александра Александровича Фролова техником. Он изучал технологию римского способа набора мозаики и достижения современных мозаичистов в Европе, а к 1888 году подготовил докладную записку с подробным описанием способов, которые должны были улучшить дела мозаичных мастерских в России.
Затем его отправили в Италию на стажировку. Посетил Италию, изучив все современные достижения, по возвращению представил свой план, который одобрила Академия Художеств, но воспринимала холодно, предоставив мастерские для исполнения в том числе и частных заказов. Так с 1890 года можно считать основание мозаичной мастерской Фроловых.
В чем же заключалось новаторство Александра Фролова?
Все мозаичные работа, выполнявшиеся в мозаичной мастерской Фроловых велись на основании разработанного им упрощенного и удешевленного способа ведения мозаичного набора.
Рисунок оригинала переносился посредством кальки на лист плотной бумаги, и все места, соответствующие различным колерам оригинала, окунтуривался карандашом и обозначались определенным тоном, соответствующем цветовому решению оригинала. После этого мастер-мозаичист наклеивал на бумагу клейстером соответствующего цвета кубики смальт лицевой стороной книзу.
Выкладка смальт на обратную сторону будущего произведения была проще и экономичнее по сравнению с римским способом, в то же время мозаичисту предоставлялось возможность не повторять, а как бы пересказывать языком смальт произведения живописи.
Именно обратный способ возродил мозаики – звание самостоятельного декоративного искусства, обладающего индивидуальным средством выразительности.
Какой язык мозаики?
Гравюра набора, ритм открытых не тонированных швов, оптическое смешение цветов, сохранение шероховатостей поверхности нешлифованных смальт – все специфические признаки языка мозаики должным были вернуть ей изначальное назначение монументально-декоративного искусства – спутника архитектуры.
Новый прием письма оригиналов давал возможность мозаичисту более свободной их трактовки в материале. Не дублирование, не репродуцирование средствами чуждой живописи художественной техники, а интерпретация оригинала зримым набором многокрасочных кусочков смальт определяла характер и значение декоративной мозаики.
Считая декоративность природным свойством мозаики, Фроловы на протяжении всего времени существования своей мастерской стремились использовать разнообразные приемы кладки смальт для усиления звучности форм и цветового решения произведения.
К сожалению жизнь старшего сына оборвется рано, а его дело продолжит младший брат, который весьма успешно будет работать до времен блокады Ленинграда.
Именно мастерская Фроловых выиграла "тендер" на мозаичное оформление храма Спаса на КРови ы Санкт-Петербурге, обойдя мозаичное отделение Императорской академии художеств и две европейские мастерские.
После этого начнет триумфальное шествие мастерской по миру!
Общая площадь мозаичной коллекции в храме превышает 7 000 квадратных метров!
В 1901 году был освящен храм Св. Троицы в Буэнос-Айресе (Аргентина). Мозаика с изображением Троицы выполнена мастерской Фролова по эскизу А. П. Рябушкина и пожертвована в пользу храма.
К 1903 г. мастерская Фролова выполняет императорский заказ по созданию мозаик по эскизам М. В. Васнецова для интерьера и фасадов собора св. Марии Магдалины в Дармштадте.
Именно Мастерская Фроловых будет заниматься созданием мозаичных панно для храма Александра Невского в Варшаве ( о нем можно прочитать по ссылке).
В 1919 году мастерская будет закрыта - излишние декоративные украшения станут атрибутом "старого режима".
Впервые в 1925 году будут установлены мозаичные гербы СССР на фасаде Киевского вокзала в Москве.
А в 1929 году архитектор третьего мавзолея Ленина Алексей Щусев настоит на том, чтобы оформить главный погребальный зал красными знаменами в мозаичной технике.
Их также исполнит мастерская Фролова.
В 1929 г. Фролов как бывший домовладелец вместе с семьёй был вынужден покинуть дом, так как занимали лишнюю площадь и семья переехала в квартиру Л. Н. Бенуа, которого чуть ли не единственного не выселяли в то время. А сам Фролов был женат на старшей дочери архитектора, как мы видели ранее на фотографии.
В 1930 годы были выполнине многочисленные заказы для Московского метрополитена!
Мозаики на станции метро «Маяковская» 35 плафонов открыта в 1938 г.
Восемь смальтовых мозаичных панно на путевых стенах станции «Завод имени Сталина» («Автозаводская») станция открыта в 1943 г.
Мозаики на станции метро «Новокузнецкая», которые предполагались для станции "Павелецкая"; автор эскизов — Александр Дейнека.
Есть версия весьма популярна, что последние мозаики набирались в блокадном Ленинграде, но "ВИКИПЕДИЯ" говорит:
"Однако, исследователи из фонда Дейнеки установили, что мозаики для станции «Павелецкая» были переданы Московскому Метрострою ещё в январе 1941, то есть до начала войны. В блокадную зиму, которую не пережил В. А. Фролов, в мозаичной мастерской действительно набирали мозаики для Московского метро, но это были мозаики для станции метро «Завод имени Сталина» «Автозаводская».
28 сентября 1942 года три мозаичных панно для станции ЗИС были получены в соответствии с договором представителем Метростроя Таубкиным С. Р.. «За образцовое выполнение в весьма сложных условиях… возложенного задания по командировке в Ленинград, связанной со своевременным окончанием работ Замоскворецкого радиуса», приказом № 453 инженер Таубкин С.Р., вывезший мозаики из блокадного кольца, получил благодарность и был премирован полуторамесячным окладом.
Тем не менее художник скончался 3 февраля 1942 года от голода и похоронен в братской могиле профессоров Академии Художеств.
И в 2013 году на станция метро Новокузнецкая будет установлена памятная доска