Продолжая анализ ситуаций построения образовательных стратегий семьями в своей практике, все чаще наблюдаю, что родители, желая соответствовать социальной действительности действуют или бездействуют (считая какой-то критерий второстепенным) в условиях: недостатка информации или ограниченности выбора, сильных связей со своим прошлым опытом, привязки к удобству в логистике, с разными представлениями о безопасности в школе и в учебном процессе в целом, разных образов хорошего педагога и академической успешности…
Для кого-то «образование» детей не критично, для кого-то наивысшая ценность, для кого-то – это «спорт», причем высоких достижений... Исходя их этих крайностей семьи обычно предпринимают свой объем усилий для влияния на образовательную стратегию и действуют, предварительно нащупав баланс мнений внутри своей социальной ячейки, а порой к сожалению - нет… Работая, принципиально, не только с подростком или одним из родителей, а с семьей: мама-ребенок, папа-ребенок, мама-папа-ребенок, и даже бабушки и дедушки с активным запросом и ресурсом на участие в образовании внуков… важно найти общее в маргинальных и даже профессиональных позициях, чтобы построив траекторию двигаться примерно в одну сторону.
Сразу скажу, что построить образовательную траекторию/стратегию это не значит завершить процесс, а значит двигаться обоснованно и аргументированно, что всем дает некоторую стабильность, к которой в образовании мы якобы привыкли, а сейчас рамки расширены и вариативность возрастает, вызывая разного рода неопределенность.
Ясности, по меньшей мере, будут тактическими, но каждый из «стратегов» сможет уложить их в требования к своему видению. Какие они могут быть для подростков, например:
- российская или международная программа? Чтобы что потом?
- с какого возраста начинается «фокусировка»: предметная, отраслевая, профессиональная… или вплоть до окончания ВУЗа это будет «стратегия расширения» мировоззрения?
- на сколько, по-честному, критичны ОГЭ или ЕГЭ?
-когда программа, когда индивидуальный маршрут?
- мобильна ли семья или есть привязка к месту?
- экстернат или нет? и для чего?
- нужно двигаться только в своем темпе или пробы на достижения тоже будут?
-что в школе, а что точно за её пределами? Что хочется оставить именно в семье?
- какие «значимые взрослые» рядом, а решения, кто и как будет принимать?
- каков бюджет и кто его держатель? Какая логистика приемлема, а какая точно нет?
- проекты с кем, какие, для чего?
- портфолио делаю я или другие? На что делаю акцент?
- путешествия со смыслом или отдохнуть?
- что важно развивать сейчас, потом, где брать, как мерить… а что растить постоянно…? И тд…
Как будто, стало столько вариантов, что нужны целые «семейные министерства», чтобы определяться с опорой на ценности и возможности семьи. Комплексных решений и исследований в области образовательных стратегий нет. Общими факторами в изученных мною исследованиях различных стратегий по выбору семьями школ являются: педагоги, безопасность, логистика и некие результаты... но при погружении в суть они очень по разному конкретизируются и приоретизируются в зависимости от образования родителей, их благосостояния, местожительства и т.д. Семьям нужно не отдавать ответственность за этот «социальный заказ» полностью, делать ставку, обозначать себе сроки, выделять ресурсы, потому что стратегия: «делай как все» или «будь что будет» - означает только её отсутствие! Вероятность внешнего влияния на внутреннюю «политику» иначе, только увеличивается.
Я сопровождаю и помогаю строить образовательные стратегии с фокусом на сбалансированное, системное развитие учебной самостоятельности и способности к принятию решений с опорой на свои цели, ценности, способности… в этом процессе. Ведь образование школой, ВУЗом не заканчивается, а время, чтобы этому учиться потом становится все меньше, потребность в развитии этих «навыков» будет расти, а «решения не под себя» чреваты кризисом… Так почему бы не поставить во главу угла то, что не «загуглишь» и не отбросишь как не важное для себя сейчас.
Образовательные услуги с ИИ, по моему как пример, не останутся в стороне и смогут претендовать на «аутсорсинг» не только на «поставку» академических знаний, но и экзистенциальных решений для их пользователей!
Кроме того, бывает, что стратегия есть, но сменить образовательную тактику (после начальной школы удовлетворенность качеством образования в семье обычно снижается) не могут семьи в силу дефицита ресурсов, знаний, информации… и продолжают делать то, что не устраивает в академическом или психологическом аспектах, что нарушает баланс нагрузки ребенка или наоборот – остается столько времени, что подросток заполняет его без особого разбора тем, что находится «под рукой»…
Я иногда помогаю разрабатывать без оплаты интересные мне образовательные стратегии на ближайшие 1-3 года. Сопровождаю тактику действий, если это потребуется, в них уже на общих условиях. Если вы считаете, что ваша ситуация неординарная (без ОВЗ) и вам необходима такая помощь, пишите…
Стараюсь писать взаимосвязанные статьи, поэтому лучше с ними тоже ознакомиться.
Если вам были полезны или интересны мои мысли, то поставьте лайк и не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить следующие ;-)