Знаменитого русского пейзажиста Ивана Шишкина не раз портретировали его друзья-художники. И не удивительно. У Ивана Ивановича была яркая запоминающаяся внешность, кроме того, как личность он был интересен, и какому художнику не хочется раскрыть в своей картине неординарный и глубокий внутренний мир своей модели? Григорий Мясоедов нашел своеобразный подход к раскрытию личности Шишкина. Он изобразил его как художника, но не за мольбертом, а за разглядыванием первого оттиска с какой-то из картин пейзажиста. Рядом стоит станок с оттисками.
По лицу видно, что Шишкин доволен результатом, теперь репродукция будет напечатана в книге и станет известна широкому кругу читателей. Благодаря литографии такая пропаганда искусства в XIX веке стала весьма распространенной.
Первые художественные репродукции стали возможны при помощи гравюры. Но это был довольно трудоемкий процесс рельефной печати, а вот литография опирается на технику плоской печати. Литографская печать имеет то преимущество перед гравюрой, что может передавать оттенки и нюансы не только черно-белого изображения, но и цвета. Гравюра состоит как бы из полосок, а литография лишена этого недостатка. В России литографическое дело стало развиваться благодаря И. Д. Сытину, который в 1876 году купил первую литографическую машину и с этого начал, собственно, свою издательскую и просветительскую деятельность.
Для своих литографий Сытин приглашал известных художников, в результате пропагандировалось как их творчество, так и само издательство. Нет сомнений, что на портрете Мясоедова Шишкин рассматривает именно литографию Сытина. То, что она сделана очень качественно, также несомненно.