Найти в Дзене
Учёный КотоПëс

"Матрëнин двор" Александра Солженицина - "житие одной бабы".

Всем привет! В рамках завершающегося литературного марафона "Открой школьную Вселенную: многоликий XX век", который курирует автор дружественного канала "Кот - книголюб", Елена, сегодня читаю рассказ Александра Исаевича Солженицына "Матренин двор", которому предстоит закрыть гештальт моего участия в этом прекрасном мероприятии. Буквально вчера опубликовал отзыв на нашумевший рассказ " Один день Ивана Денисовича", с которым у меня как - то не совсем сложилось (ссылку на статью прикрепляю, если ещё не читали, можете ознакомиться с моим отзывом). Посмотрим, как сложится у меня с не менее известным рассказом Александра Исаевича. Освободившись после длительного тюремного заключения, лирический герой рассказа устраивается учительствовать в глухой деревне в центральной России. Встав на постой у одинокой старушки, герой знакомится со своей хозяйкой поближе и понимает, что в её лице встретил настоящую русскую праведницу, "без которой, согласно пословице, не стоит ни село, ни город, ни вся з

Всем привет! В рамках завершающегося литературного марафона "Открой школьную Вселенную: многоликий XX век", который курирует автор дружественного канала "Кот - книголюб", Елена, сегодня читаю рассказ Александра Исаевича Солженицына "Матренин двор", которому предстоит закрыть гештальт моего участия в этом прекрасном мероприятии. Буквально вчера опубликовал отзыв на нашумевший рассказ " Один день Ивана Денисовича", с которым у меня как - то не совсем сложилось (ссылку на статью прикрепляю, если ещё не читали, можете ознакомиться с моим отзывом). Посмотрим, как сложится у меня с не менее известным рассказом Александра Исаевича.

Освободившись после длительного тюремного заключения, лирический герой рассказа устраивается учительствовать в глухой деревне в центральной России. Встав на постой у одинокой старушки, герой знакомится со своей хозяйкой поближе и понимает, что в её лице встретил настоящую русскую праведницу, "без которой, согласно пословице, не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша"(с).

Если в "Одном дне Ивана Денисовича" Александр Исаевич занимал по отношению к герою равнодушно - отстранённую позицию, вследствие чего Шухову тяжело было сочувствовать, то свою героиню, простую русскую бабу, которая "и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдёт", Солженицын искренне любит. А вместе с писателем начинает любить и жалеть её и читатель. Да и тяжело не сопереживать Матрёне, в жизни которой было больше утрат, чем находок: жизнь с нелюбимым мужем (любимый человек, родной брат мужа Фаддей, сгинувший в Первую мировую и внезапно вернувшийся из венгерского плена после женитьбы брата, живёт через несколько дворов на той же улице), один за одним умершие шестеро новорожденных детей, пропавший без вести в Великую Отечественную муж, изнурительный труд в колхозе, бюрократические препоны, с которыми старушке приходится сталкиваться из - за начисления пенсии... Одним словом, не баловала жизнь героиню, ох не баловала...

Но Солженицын потому и называет Матрёну праведницей, что та не ропщет на судьбу, как бы та её ни била, а смиренно несёт свой крест. Помогает бесплатно соседям вспахать огород, наравне с более молодыми женщинами впрягшись в соху, по осени по - соседски помогает выкопать картошку, безропотно идет на приём фельдшерице, отказывающейся приходить к больной на дом, столь же безропотно разрешает Фаддею разобрать свою горницу для племянницы Киры, которую почитала как родную дочь, да ещё и бросается помогать дюжим мужикам, что, в итоге, приводит к трагедии.

Как вы уже наверное поняли, "Матрёнин двор" понравился мне гораздо больше нашумевшего "Ивана Денисовича". Подкупила главная героиня, не единожды битая судьбой, но несломленная, подкупила сама история, пусть трагическим финалом и выворачивающая душу наизнанку (словно бы мало было Матрёне всех страданий, так судьба решила добить её окончательно), подкупил язык Солженицына - вместо аскетично сухого языка "Ивана Денисовича", здесь повествование хоть и пестрит деревенскими просторечьями, но именно они да прекрасные литературные пейзажи с "лиственным рокотом леса" (с) придают истории особого шарма.

"Матрёниному двору" суждено было стать произведением, закрывающим гештальт моего участия в марафоне "Многоликий XX век". За время марафона я прочитал шесть произведений, включающих в себя цикл стихов Есенина, повесть Булгакова, его же роман и три рассказа - один Шолохова и два Солженицына, постаравшись охватить все пласты и темы периода XX века. Спасибо огромное девчонкам, организаторам этого марафона (их четверо) за возможность вспомнить, а что -то и прочитать впервые. С нетерпением буду ждать оглашения имени куратора третьей четверти (хотя уже догадываюсь, кто она😋) и темы, так как участие в марафоне планирую продолжить.

На этом прощаюсь с вами, дорогие друзья! Всем только позитивных эмоций от книг! И до новых книжных встреч на канале "Учёный кот"!