Найти в Дзене
Светлана Ахмедова

Древонасаждения от пожаров. Пермская губерния.

1877 год. Соликамское уездное земство постановило: выдавать домохозяевам премии за каждое посаженное и принявшееся дерево, в размере 20 коп. со штуки, и ходатайствовать, чтобы расход этот был принят на счет сумм страхового сбора. В случае отказа, собрание уполномочило местную управу выдавать сказанные премии из остатков от сметных назначений на уездные потребности. Деревья следовало высаживать возле домов на улице, в проулках, огородах, между отдельными усадьбами. Думаете, за высадку деревьев жителям раздавали деньги, чтобы благоустроить селения картинки ради? Это, конечно, как бонус, но главная причина заключалась в препятствии распространения пожаров. Из-за неосторожного обращения с огнем, плотной застройки и других причин достаточно часто возникали пожары, в которых могли целыми улицами сгорать хозяйственные постройки. Поэтому, кроме различных запретов, оповещений, уличных караулов, приобретений пожарных машин, условий застройки не менее 6 сажень между домовладениями было выдвинуто

1877 год. Соликамское уездное земство постановило: выдавать домохозяевам премии за каждое посаженное и принявшееся дерево, в размере 20 коп. со штуки, и ходатайствовать, чтобы расход этот был принят на счет сумм страхового сбора. В случае отказа, собрание уполномочило местную управу выдавать сказанные премии из остатков от сметных назначений на уездные потребности.

Деревья следовало высаживать возле домов на улице, в проулках, огородах, между отдельными усадьбами. Думаете, за высадку деревьев жителям раздавали деньги, чтобы благоустроить селения картинки ради? Это, конечно, как бонус, но главная причина заключалась в препятствии распространения пожаров. Из-за неосторожного обращения с огнем, плотной застройки и других причин достаточно часто возникали пожары, в которых могли целыми улицами сгорать хозяйственные постройки. Поэтому, кроме различных запретов, оповещений, уличных караулов, приобретений пожарных машин, условий застройки не менее 6 сажень между домовладениями было выдвинуто решение обязать население провести мероприятия по укоренению возле дома древесной флоры.

На самом деле практика высаживания защитных деревьев была известна издавна, но обстоятельно за нее взялись в 1870-х.

В следующем 1878 году за высадку деревьев рапортовали уже все уездные собрания Пермской губернии. А вот вопрос выплат премий оказался дискуссионным. Цены разнились от 10 коп до 20 коп., а некоторые и вовсе отказывались от них, аргументируя нехваткой запасного страхового капитала и предлагали возможность снизить за счет саженцев на 1/3 взимаемый страховой процент с домовладельца вместо выплаты.

Высадка деревьев шла полным ходом, в том числе с помощью настояний полиции, но споры о том где, как и какие породы высаживать не прекращались еще долго.

Для наглядного примера деревьями обсаживали церкви, волостные правления, школы и другие общественные здания.

Разрывы между усадьбами обсаживались лиственными породами определенным образом:

а) деревья рассаживались на расстояние одной сажени друг от друга;

б) оба соседа высаживали каждый свой ряд деревьев. Таким образом, между ними росло два ряда стройных берез или рябин.

В 1904 году губернская управа предложила производить заготовку саженцев защитных деревьев – тополевых и других пород для сельских жителей губернии на счет страхового капитала. Тополь сажали из-за его быстрого роста и малой стоимости срезков. Садоводы часто их отдавали бесплатно.

Как оказалось, не каждый тополь подошел и 21 января 1916 года вышло постановление, запрещающее высадку тополей, образующих пожароопасный пух во время цветения. Те, кто все же посадил, обязаны были таким тополям проводить обрезку.

Наиболее подходящими по наличию и цене оказались следующие лиственные породы: липа, береза, осина, рябина и др.

Кроме того, по поверьям считалось, что рябина сама не горит и задерживает огонь во время пожара. Для этого ее высаживали в количестве трех штук.

В настоящее время, кстати, для профилактики лесных пожаров высаживают плющ, кошачьи лапки и толокнянку (медвежью ягоду). Заросли этих растений плохо горят и препятствуют распространению огня.

Стоимость саженцев в Прикамье должна была составлять 5 коп., а населению продавали за 2 коп., т.е. практически за половину от заготовительной стоимости. Среди жителей селений распространялись брошюры с правилами посадки деревьев и ухода за ними.

Более того, из страхового капитала выделялись пособия на устройство в селениях при школах праздников древонасаждения по 5 руб. каждый.

Предприниматели на установленных условиях получали безвозвратные пособия и беспроцентные ссуды на устройство питомников для выращивания саженцев защитных деревьев.

В 1906-1907 годах было решено премировать и тех жителей, кто самостоятельно посадил саженцы в количестве не менее 10 штук на усадьбе, в усадебных разрывах или на улице перед постройками. Таким людям компенсировали 3 коп. за каждое годовалое деревце.

В советские годы традиция древонасаждений продолжилась. В День леса 17 мая пионеры принимали участие в посадке деревьев и расчистке садов от сухостоя.

Пермская газета "Будь готов!" №18 от 1925 года, 16 мая.
Пермская газета "Будь готов!" №18 от 1925 года, 16 мая.

"Деревца я посажу

Да за ними похожу,

Не я, не дети, а наши внучатки -

Будут рады этой посадке".