Продолжение. Предыдущую часть публикации можно прочесть, перейдя по этой ссылке
Утром 4 октября 1941 года капитан Старчак, отдыхавший после выполнения очередного боевого задания, был разбужен дежурным, принёсшим тревожную весть. Несколько минут назад эскадры 1-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка (1-го тбап) спешно покинули аэродромы близ Юхнова, улетев в восточном направлении.
Уже значительно позже выяснилось, что причиной поспешной передислокации стали известия о том, что значительные силы противника – колонны танков и бронетранспортёров неожиданно оказались на подступах к Юхнову. Авиадесантный отряд, которым командовал Иван Георгиевич, был сформирован на базе 1-го тбап и подчинялся его командованию.
В спешке никто из руководства 1-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка не позаботился о том, чтобы известить капитана Старчака о внезапном изменении оперативной обстановки в районе Юхнова. Известные авторы советской эпохи и современные российские историки чаще всего пишут о том, что Иван Георгиевич по «собственной инициативе сформировал отряд из числа пограничников, которые готовились к действиям по вражеским тылам»[1].
Однако на самом деле авиадесантный отряд (АДО), которым командовал капитан Старчак, был фактически брошен на произвол судьбы. Связь с командованием полка отсутствовала. Оставление аэродромов под Юхновым подразделениями 1-го тбап произошло настолько быстро, что десантникам группы Старчака удалось лишь догнать один автомобиль, спешивший в тыл. Находившийся в машине интендант сообщил, что противник прорвал оборону Западного фронта на широком участке и движется в сторону Юхнова. Один из штабных майоров, спешивших из-под Юхнова в Москву, вообще ничего не знал о положении на фронте[2].
В сложившейся ситуации, капитан Старчак мог тоже уйти следом за своим полком на восток. Однако боевой офицер-десантник самостоятельно принял решение остаться и, если не задержать немецкую колонну бронетехники, наступавшей на Юхнов по Варшавскому шоссе, то хотя бы нанести ей максимальный урон.
Лично проведя рекогносцировку местности и обследовав городскую черту, Иван Георгиевич и его офицеры пришли к выводу, что полноценная оборона города наличными силами и без артиллерии невозможна. В связи с этим он решил силами своего отряда занять оборону на восточном берегу реки Угра, примерно в 3 км восточнее города Юхнов.
В своих мемуарах Иван Георгиевич так описывал поток мыслей, одолевавших его в те роковые и судьбоносные минуты: «Передо мной встал вопрос: что делать? Собрать имущество базы – и в тыл? Ведь 1-й авиаполк улетел на восток. Видимо, и нам надо направляться туда же. Эту мысль тут же сменила другая: а кто же встанет на пути врага?
Наш небольшой отряд – двести бойцов, прибывших из фронтовых авиачастей, сто пятьдесят недавно прибывших комсомольцев и несколько десятков хорошо обученных парашютистов из 214-й воздушно-десантной бригады, являлся единственной, громко говоря, силой на участке от Юхнова до Подольска. Если мы не остановим гитлеровцев здесь, в Юхнове, то они беспрепятственно дойдут до Мятлево, Медыни, Малоярославца... Но сможем ли мы успешно оборонять город столь малыми силами, не имея орудий, пулеметов, танков?»[3]
Относительно численности авиадесантного отряда капитана Старчака имеются некоторые разночтения. Так, заместитель командира АДО – старший лейтенант А. П. Кабачевский в своём докладе командиру 23-й авиадивизии о боевых действиях отдельного парашютно-десантного батальона, действующего в парашютной группе майора Старчака, датированном 28-ым октября 1941 года, приводил следующие сведения:
«Состав батальона к началу боевых действий: командиров – 25, младших командиров и красноармейцев – 502. Личный состав батальона был вооружен винтовками, а командный состав личным оружием… Довооружение личного состава было произведено с 4 по 5.10.41 на мосту через реку Угра за счет отходящих частей. К началу боя батальон был вооружен на 70 %. В батальоне находилось 6 ручных и один станковый пулеметов»[4].
Таким образом, заместитель Старчака в своём письменном докладе определяет общую численность авиадесантного отряда в 537 бойцов и командиров, что на 107 человек больше, чем указывал в своих мемуарах сам Иван Георгиевич. Есть и ещё одна деталь в представленном докладе, на которую стоит обратить внимание.
Старший лейтенант А. П. Кабачевский «повышает» Ивана Георгиевича в звании, называя его майором. Точная дата присвоения капитану Старчаку воинского звания майор, к сожалению, в большинстве источников не приводится. Однако в списке военнослужащих, награжденных орденами медалями, содержащемся в приказе № 259 от 01.11.1941 по Западному фронту, а также в наградном листе к ордену Красная Звезда в графе «воинское звание» чётко обозначено, что Иван Георгиевич Старчак на тот момент уже был майором[5]. Впрочем, в документальных произведениях и публикациях большинства авторов, повествующих о подвигах героя-диверсанта, устойчивое словосочетание «майор Старчак» появляется в описании событий, происходивших после декабря 1941 года.
Иван Георгиевич выслал далеко на запад несколько разведывательных отрядов, которые по возвращении подтвердили, что немецкие войска в большом количестве стремительно продвигаются по Варшавскому шоссе прямо на Юхнов. Пока шло оборудование позиций на восточном берегу Угры, капитан Старчак выслал навстречу противнику несколько диверсионных отрядов численностью по 3-4 человека.
Их главной задачей был подрыв близлежащих многочисленных мостов через небольшие речки, ручьи и овраги. Благодаря этим своевременно предпринятым мерам темпы движения передовых вражеских колонн 10-й танковой дивизии из состава 40-го моторизованного корпуса 4-й полевой армии вермахта заметно снизились, а на отдельных участках остановились. Взорванные и выведенные из строя мосты вызвали многочисленные пробки на основных дорогах. Немецкие саперы не успевали строить новые мосты и чинить разрушенные.
Поздним вечером вернулись бойцы, высланные утром на Варшавское шоссе. Диверсанты весь световой день минировали дороги, взрывали небольшие мосты, устраивали на путях передвижения заграждения, завалы и препятствия. Одна из групп вечером обстреляла колонну, личный состав которой осуществлял заправлявшихся заправку бронетехники и грузовиков.
Подводя итоги первого дня боёв под Юхновым, как всегда лаконичный Иван Георгиевич отмечал: «Вряд ли стоит приводить цифры о том, сколько было взорвано ими [бойцами передовых диверсионных групп] мостов, повалено телеграфных столбов, установлено противопехотных и противотанковых мин, уничтожено гитлеровцев.
Их усилиями был сорван ночной бросок, который намеревался совершить передовой отряд 4-й армии противника, на десять – двенадцать часов задержано его вступление в Юхнов. Из десантников, входивших в передовые группы, осталось в живых всего несколько человек. Они сообщили нам о численности вражеских войск, о том, что на шоссе все прибывают новые фашистские подразделения и части»[6].
Рубежи обороны, занимаемые бойцами авиадесантного отряда, проходили вдоль восточного берега Угры, возвышенности которого господствовали над лежащей впереди местностью. Это позволяло силами двух рот организовать вполне устойчивую временную оборону вдоль линии Кувшиново – восточнее Колыхманово – северо-западнее Натальевки. Густая осенняя лесная поросль надёжно маскировала позиции, позволяя десантникам скрытно маневрировать на всю глубину занимаемых позиций.
Фланги прикрывали пехотные подразделения численностью до взвода. Наиболее подготовленный личный состав и все пулемёты были задействованы на главном участке для удержания Варшавского шоссе. Сам мост был заминирован. Однако взрывать его без приказа вышестоящего начальства Старчак не решился.
Перед первым боем, который парашютистам предстояло вскоре дать превосходящим силам противника у берегов Угры, капитан Старчак обратился к своим подчиненным с коротким напутствием. Исай Михайлович Лемберик – главный биограф Ивана Георгиевича ярко и эмоционально описывает этот показательный эпизод:
«Старчак показал сорванный с километрового столба лист жести с цифрой "210", сказал:
– Это – расстояние до Москвы. Танковая колонна, если ей ничто не препятствует, проделает такой путь часов за шесть... Если не мы, то кто же остановит её? Сегодня дли всех нас – двадцать второе июня. Мы – пограничники. Будем на Угре защищать Москву. Только так»[7].
5 октября 1941 года в предрассветном зареве после 5:00 к мосту через Угру подошло передовое вражеское подразделение – 2-й мотопехотный батальон 69-го моторизованного пехотного полка 10-й танковой дивизии. В авангарде шла колонна, сформированная из советских трофейных мотоциклов, автомашин и бронетехники. Немецкие танки и бронетранспортёры были замаскированы под советские боевые машины, на них установили красные флаги
Неоднократно противник, пользуясь фактором внезапности, а также неразберихой паникой и всеобщим хаосом, буквально на плечах отступавших советских частей на трофейной «броне» и «колесах» врывался в города и населенные пункты. Вот и теперь, порядка двух десятков грузовиков ЗиС-5 и ГАЗ-АА, а также 10 мотоциклов, 4 бронемашины советского производства[8], пытались сходу проскочить на восточный берег Угры.
«Старчаковцы» на провокацию не подались, встретив врага прицельным пулемётным огнём. Несколько машин и броневиков подорвались на минах. Фашисты открыли огонь из танковых орудий и пулемётов бронетранспортёров, после чего высадили отряды пехотинцев, которые предприняли попытку прорыва к мосту. Эта атака была успешно отбита.
Два десятка лет спустя Иван Георгиевич вспоминал подробности той самой первой вражеской атаки, которую стойко и профессионально отразили его бойцы: «Передняя бронемашина подорвалась на мине, установленной на подходе к мосту, и загородила проезд. Давя своих пехотинцев, выпрыгивающих из машин, танки и броневики дали задний ход, развернулись и устремились за поворот.
Один танк, штурмовавший мост, был подбит Буровым. Парашютист Анатолий Авдеенко бросил в открытый люк этой машины бутылку с горючей жидкостью, и танк окутался пламенем и черным дымом… Десятки вражеских солдат нашли смерть на мосту. Раненые громко кричали, звали на помощь, и этот отчаянный крик резко отдавался в ушах. Большие потери понесли и парашютисты. Многие десантники, входившие в боевое охранение, были убиты»[9].
За первой атакой последовали вторая, третья и четвёртая… К исходу дня мост через Угру безуспешно пытались захватить значительные силы 10-й танковой дивизии вермахта. По последним уточненным данным, основанным на архивных материалах и документах, на восточный берег Угры пытались переправиться до двух батальонов пехоты, наступление которых поддерживали 15-20 единиц бронетехники, а также огонь артиллерийского дивизиона и 10-12 миномётов[10].
В докладной записке сотрудников НКВД СССР – майоров госбезопасности С. А. Клепова и А. М. Леонтьева, адресованной Наркому внутренних дел СССР Л. П. Берия, об обстановке в районе городов Юхнов и Малоярославец, составленной 6 октября 1941 года, содержалась следующая информация: «К 18 часам 5 октября противник силой до одного батальона при 12 танкетках[11] с минометами, заняв Юхнов, вышел на рубеж реки Угра и оседлал Варшавское шоссе, где вступил в бой с находившимся в этом районе авиадесантным батальоном нашей 53-й авиабригады»[12].
Во время отражения второй атаки капитан Старчак лично остановил прицельными пулеметными очередями фашистскую бронемашину, когда она оказалась максимально близко от линии обороны. Мотор бронетранспортёра заглох, а когда из дверцы машины выскочил немецкий офицер, Иван Георгиевич сразил его наповал метким выстрелом[13].
Не сумев сходу захватить стратегически важный мост, который давал возможность напрямую дальше следовать по Варшавскому шоссе, гитлеровцы изменили свою тактику. Отряды германской пехоты силами до роты обошли позиции авиадесантного отряда с флангов. Одной из вражеских групп удалось форсировать Угру и захватить небольшой плацдарм на восточном берегу реки близ деревни Кувшиново, находившейся в 3 км западнее моста, который упорно оборонял отряд капитана Старчака.
Понимая, что собственных сил и средств для удержания моста у АДО нет, а главным силам парашютной группы угрожает скорое окружение и заход противника в тыл, капитан Старчак принял решение в ночь с 5-го на 6-е октября отойти с восточного берега Угры на запасной рубеж обороны. Он располагался на восточном берегу реки Изверь в 23 км к северо-востоку от Юхнова.
Перед отходом Иван Георгиевич приказал своим минёрам мост через Угру взорвать. Прогремел взрыв, но мост не обрушился полностью, поскольку одна из его опор осталась невредимой. Дело в том, что провод, ведущий к взрывчатке, заложенной именно под этим опорным сегментом, ещё днём был случайно перебит осколками во время боя.
Подробный отчёт о боевых действиях авиадесантного отряда за 5 октября находим в уже упоминавшемся докладе старшего лейтенанта А. П. Кабачевского: «5.10.41 г. в 5:00 в колонне с отходящими нашими частями двигалась колонна танков, бронемашин и мотопехота, тщательно замаскированные под части Красной Армии; солдаты были одеты в плащ-палатки, а на танках и бронемашинах были поставлены красные флажки.
Подходя к мосту через реку Угра, видя, что у моста идет проверка отходящих частей, противник открыл артиллерийский огонь по мосту и развернул свою пехоту для захвата его. Но благодаря интенсивности огня со стороны батальона, немцам взять мост не удалось. Бой продолжался 7 часов. К исходу дня подтянул резервы до 2-х батальонов, артиллерию и минометы. Под натиском превосходящих сил противника батальон вместе со всей группой Старчака отошел на заранее подготовленный рубеж»[14].
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. В 3-х т. Т.1. – 7-е изд. – M.: АПН, 1986. С. 197;
- Лопуховский Л. Н. 1941. Вяземская катастрофа. – 2-е изд., перераб. и испр. – М.: Яуза, ЭКСМО, 2008. С. 268.
[2] - Старчак И. Г. С неба – в бой / Лит. запись И. М. Лемберика. – М.: Воениздат, 1965. С. 44;
- Лемберик И. М. Капитан Старчак. Год жизни парашютиста-разведчика. – М.: Воениздат, 1960. С. 51;
- Грин Г. Я., Чернов В. А. Октябрь 1941. Варшавское шоссе [Издательская версия цифрового сервиса электронных и аудиокниг «Литрес»]. – М.: «Яуза», 2018. С. 51.
[3] - Старчак И. Г. С неба – в бой / Лит. запись И. М. Лемберика. – М.: Воениздат, 1965. С. 44-45.
[4] - Доклад командиру 23-й авиадивизии о боевых действиях отдельного парашютно-десантного батальона, действующего в парашютной группе майора Старчака // Обобщённый электронный банк данных «Мемориал» / Викитека – свободная библиотека. 11.07.2020. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Доклад_о_боевых_действиях_отдельного_парашютно-десантного_батальона,_действующего_в_парашютной_группе_майора_Старчака (дата обращения: 13.07.2025).
[5] - ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 682 523 Д. 26. Л. 6, 38.
[6] - Старчак И. Г. С неба – в бой / Лит. запись И. М. Лемберика. – М.: Воениздат, 1965. С.
[7] - Лемберик И. М. Капитан Старчак. Год жизни парашютиста-разведчика. – М.: Воениздат, 1960. С. 54.
[8] - Грин Г. Я., Чернов В. А. Октябрь 1941. Варшавское шоссе [Издательская версия цифрового сервиса электронных и аудиокниг «Литрес»]. – М.: «Яуза», 2018. С. 55.
[9] - Лемберик И. М. Капитан Старчак. Год жизни парашютиста-разведчика. – М.: Воениздат, 1960. С. 58-59.
[10] - Грин Г. Я., Чернов В. А. Октябрь 1941. Варшавское шоссе [Издательская версия цифрового сервиса электронных и аудиокниг «Литрес»]. – М.: «Яуза», 2018. С. 57.
[11] - никаких танкеток в составе частей 10-й танковой дивизии вермахта на тот момент не было. Скорее всего, речь идёт о немецких лёгких танках Pz.Kpfw. I и Pz.Kpfw. II.
[12] - Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне: Сб. док. Т. 2. Кн. 2. Начало. 1 сентября – 31 декабря 1941 г. – М.: Русь, 2000. С. 183.
[13] - Лемберик И. М. Капитан Старчак. Год жизни парашютиста-разведчика. – М.: Воениздат, 1960. С. 63.
[14] - Доклад командиру 23-й авиадивизии о боевых действиях отдельного парашютно-десантного батальона, действующего в парашютной группе майора Старчака // Обобщённый электронный банк данных «Мемориал» / Викитека – свободная библиотека. 11.07.2020. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Доклад_о_боевых_действиях_отдельного_парашютно-десантного_батальона,_действующего_в_парашютной_группе_майора_Старчака (дата обращения: 12.07.2025).
ПОЛНОСТЬЮ ПРОЧЕСТЬ ПУБЛИКАЦИЮ «Иван Георгиевич Старчак – легендарный диверсант-парашютист и незаслуженно забытый герой Великой Отечественной войны» ВЫ СМОЖЕТЕ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:
Часть 1-я
Часть 2-я
Часть 3-я
Часть 4-я
Все присутствующие в статье упоминания и изображения символики Вермахта, частей СС, NSDAP, а также прочих военных, идеологических и политических структур нацисткой Германии, а равно цитирование высказываний военно-политических руководителей, самых разных представителей и современников Третьего рейха используются в данной публикации исключительно в историческом контексте и ознакомительных целях, а потому не являются и не могут служить какими-либо аспектами и элементами какой бы то ни было политической пропаганды, идеологии или агитации.
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)