Иван Георгиевич Старчак родился 16 февраля 1905 года в селе Александровка, которое сегодня находится на территории Кременчугского района Полтавской области. Отец Ивана происходил из потомственных казаков. В 1907 году за сочувствие большевикам Георгий Старчак был лишён звания есаула[1], исключен из реестра Кубанского казачьего войска и сослан на поселение вместе с семьёй в далёкое Забайкалье – в приграничный город Троицкосавск[2].
В церковной книге крещения и в метрике новорожденного Ивана сохранилась запись следующего содержания: «Сын потомственного казака, разжалованного императорским величеством…»[3]. Семья будущего выдающегося парашютиста была многодетной, у Ивана был брат Сергей и четыре сестры. В августе 1915 года Георгия Старчака забрали в армию. Он так и не вернулся с полей сражения Первой мировой войны.
Чтобы прокормиться, Иван и Сергей работали на лесозаготовках наравне со взрослыми, а сёстры помогали матери, которая зарабатывала на жизнь стиркой белья. В 1917 году Иван Старчак окончил начальную школу. В годы Гражданской войны Троицкосавск неоднократно оказывался в эпицентре ожесточенных боёв между красными частями и отрядами атамана Г. М. Семёнова.
Этот суровый и безжалостный к врагам предводитель Забайкальского казачьего войска в начале 1920 года стал Главнокомандующим Восточным фронтом, а также принял на себя «всю полноту военной и гражданской власти на всей территории Российской Восточной Окраины, объединённой российской верховной властью».
Методы беспощадного и жесточайшего террора, которые практиковал атаман Семёнов в отношении местного населения, заподозренного не только в связях, но и в сочувствии к советской власти, окончательно сформировали политические убеждения Ивана и Сергея. Они примкнули к сторонникам местных большевиков-подпольщиков.
В январе 1920 года, пользуясь хаосом и неразберихой Гражданской войны, китайские войска оккупировали Троицкосавск. Местные жители неоднократно выступали против произвола интервентов, вторгшихся из соседней Маньчжурии. Во время одной из акций массового протеста братья Сторчак – Иван и Сергей несли красное полотнище-транспарант с лозунгом: «Вся власть Советам!»
После того, как китайские оккупанты открыли огонь по мирным жителям Троицкосавска, убив и ранив несколько человек, 16-летний Иван вступил в ряды РККА и вскоре стал комсомольцем. Красноармеец Старчак успешно прошёл обучение в местной школе военных разведчиков, после чего принимал участие в вооруженной борьбе против белогвардейского барона Романа фон Унгерн-Штернберга и последних казачьих отрядов атамана Семёнова.
После завершения Гражданской войны Иван Старчак активно занялся комсомольской карьерой. Он руководил молодежной политшколой, играл в спектаклях на сцене народного театра Троицкосавск, а также возглавлял местный отряд ЧОН – части особого назначения, созданные для борьбы с контрреволюцией и мятежами.
В 1925 году Иван Георгиевич был направлен местной комсомольской организацией на учебу во Владивосток – в военное училище имени Третьего Коминтерна. После успешного окончания училища комвзвода Старчак на протяжении четырёх лет служил в приграничных районах Дальнего Востока – на горных хребтах Хингана и Сихотэ-Алиня, командуя взводом конной разведки.
Год 1931-й стал судьбоносным в карьере Старчака. Как и многие молодые люди того времени он увлёкся и «заболел» авиацией. Иван поступил в Оренбургское военное училище им. К. Е. Ворошилова на отделение тяжёлого бомбардирования. После завершения обучения летом 1933 года он вплотную занялся освоением новой лётной специальности – парашютиста, для чего поступил в Ейскую военную школу морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей ВВС РККА имени Сталина.
Во второй половине 1930-х годов Иван Георгиевич приступил к активному освоению специальности военного парашютиста. На тот момент советские военно-воздушные войска (точнее авиадесантные части) находились в стадии формирования и становления. Лейтенант Старчак в это время занимался испытанием различных видов парашютов, в том числе совершенно новых и экспериментальных. Он первым в мире совершил прыжок с самолёта, вошедшего в штопор, а также практиковал затяжные прыжки с малых высот[4].
В 1940 году Иван Георгиевич окончил заочный командный факультет Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. Начало Великой Отечественной войны капитан Старчак встретил в должности начальника парашютно-десантной службы Управления Военно-Воздушных Сил ЗапОВО (Западного Особого военного округа), преобразованного после нападения фашистской Германии в Западный фронт.
Примечательно, что свой юбилейный и одновременно рекордный прыжок – тысячный по счёту Иван Георгиевич совершил субботним днём 21 июня 1941 года на одном из минских пригородных аэродромах. Он первым в СССР, а возможно и во всём мире, достиг внушительного и впечатляющего показателя – 1000 прыжков с парашютом![5]
Забегая вперёд, следует отметить, что до конца дней своих полковник в отставке Иван Георгиевич Старчак, словно бесценную реликвию, хранил летную книжку, в которой были записаны все его прыжки, начиная с 1932 года. В этой лётной книжке записано, где, когда, с каких самолётов и при каких условиях совершались прыжки. В послужном списке Ивана Георгиевича значатся в общей сложности 1096 прыжков, в том числе 89 ночных, 87 – затяжных (самая долгая затяжка длилась 72 секунды), а также 36 – с самолетов, совершавших фигуры высшего пилотажа[6].
Этот самый – тысячный прыжок едва не окончился трагедией, поскольку капитану Старчаку пришлось приземляться на парашюте с оторванными лямками. В результате этого нештатного приземления он сильно травмировал ногу. Вот как сам спустя четверть века Иван Георгиевич вспоминал о своём тысячном прыжке в собственных мемуарах:
«Я совершал прыжок с самолета, идущего на большой скорости. В тот момент, когда перегрузка при полном раскрытии купола стала максимальной, одна пара круговых лямок не выдержала и оборвалась. Каким-то чудом я ухватился сначала одной, а потом другой рукой за раскачивающиеся в воздухе концы. Раскрыть запасной парашют не удалось»[7].
Парашютиста-рекордсмена, повредившего связки голеностопного сустава, поместили на лечение в Минский окружной госпиталь. Там, следующим утром капитан Старчак и его соседи по палате узнали о том, что началась война. О том, какие мысли, чувства и эмоции одолевали в те часы начальника парашютно-десантной службы Управления ВВС Западного фронта, рассказывает главный биограф Ивана Георгиевича – военный дивизионный корреспондент и литератор Исай Михайлович Лемберик:
«Начало войны застигло Старчака на госпитальной койке в Минске. Как тяжело ему было в то воскресенье. Ведь он, прикованный к постели, не мог стать в строй бойцов, хотя готовился к этому все двадцать лет армейской службы. Бомбы обрушились на белорусскую столицу. Старчак знал, что на подступах к городу его товарищи-летчики ведут жестокие бои. Сражение не на жизнь, а на смерть...»[8]
25 июня в связи со стремительным приближением передовых танковых и моторизованных ударных частей группы «Центр» к Минску, в белорусской столице началась спешная эвакуация. По пути в Борисов, куда вывозили раненых, госпитальная колонна неоднократно подвергалась обстрелам из немецких самолётов.
Примерно в 50 км к востоку от Минска с трёх транспортных «Юнкерсов 52» (Junkers Ju 52/3m) в тылу советских войск десантировались три группы вражеских парашютистов-диверсантов общей численностью по 17-20 человек. Выброска гитлеровских десантников произошла прямо на глазах госпитального автотранспорта, переполненного ранеными военнослужащими.
Капитан Старчак совместно с начальником колонны организовали круговую оборону. Несколько германских парашютистов были убиты в воздухе. Большинство попали под огонь советских винтовок и пулемётов сразу же после приземления. Начальник госпитальной колонны повёл вперёд своих бойцов и раненых, способных передвигаться самостоятельно, чтобы добить уцелевших вражеских диверсантов.
Капитан Старчак возглавил оборону грузовиков, в кузовах которых остались раненые, не имевшие возможности полноценно двигаться. Несколько германских парашютистов попытались захватить машины, но их встретили дружные залпы из винтовок. Сам Иван Георгиевич из своего пистолета застрелил одного из немецких десантников – молодого белокурого здоровяка, истинного арийца, приземлившегося с неба, чтобы завоёвывать для себя и нацистской Германии «жизненное пространство»…
Весь вражеский десант благодаря умелым, расторопным, тактически грамотным, своевременным действиям капитана Старчака и начальника госпитальной автоколонны был ликвидирован. В этом бою Иван Георгиевич прошёл боевое крещение не как начальник парашютно-десантной службы фронта, а в качестве ликвидатора крупной диверсионной группы противника. В этом же боевом столкновении, произошедшем близ Минска, он открыл счёт гитлеровским солдатам и офицерам, уничтоженным лично им.
Хотя военные доктора-травматологи сделали прогноз, что полностью связки поврежденной ноги восстановятся не ранее чем через два месяца, капитан Старчак и не думал отлёживаться в санчасти. Прибыв в Смоленск, он первым делом разыскал штаб ВВС Западного фронта и тут же, едва доложив о своём прибытии, попросил направить его в зону боевых действий.
Начальник штаба ВВС Западного фронта – полковник Сергей Александрович Худяков (будущий маршал авиации) стремление Ивана Георгиевича как можно скорее оказаться в бою одобрил, но первым делом, потребовал от него скорейшего налаживания основной деятельности парашютно-десантной службы.
Капитану Старчаку предстояло обучать летчиков парашютному делу по ускоренной программе, обучать личный состав будущих десантных и диверсионных групп основам выброски и десантирования. Ивану Георгиевичу также предстояло представить свои соображения по улучшению снабжения боеприпасами воинских групп, забрасываемых во вражеский тыл. Под особый контроль ему поручалось взять десантирование за линию фронта специальных групп разведчиков-подрывников.
Фактически Старчаку предстояло воссоздавать парашютно-десантную службу Западного фронта заново. Ивану Георгиевичу командованием были даны широкие полномочия. В частности, он имел право затребовать в свой отряд нужного ему специалиста из любого подразделения фронтового подчинения.
В неимоверно трудных условиях, когда армии Западного фронта отступали, оказывались в окружении, а большинство вещевых, оружейных и прочих военных складов были уничтожены или захвачены врагом, приходилось капитану Старчаку решать насущные вопросы снабжения его десантников парашютами, оружием, боеприпасами, необходимой экипировкой, амуницией, специальным маскировочным камуфляжем.
К величайшей радости капитана Старчака, его, несмотря на ответственную должность и до конца не зажившие связки травмированного голеностопного сустава, стали активно привлекать к боевым заданиям в немецком тылу. Только за первые четыре месяца войны – в период с июля по конец сентября 1941 года Иван Георгиевич находился в воздухе над районами, оккупированными противником, свыше четырёхсот часов (более 16 суток суммарно), а также совершил 30 посадок на вражеской территории[9].
Первым важным заданием для Старчака и его группы стало обнаружение основного аэродрома, на котором близ Смоленска базировались главные силы 53-й бомбардировочной эскадрильи Люфтваффе – печально известный ещё со времён гражданской войны в Испании «Легион Кондор». Самолёты этой эскадрильи бомбили города и столицы Польши, Франции, Югославии и Греции. Теперь бомбардировщики «Кондора» сбрасывали свой смертоносный груз на Москву.
Перед Иваном Георгиевичем и его парашютистами была поставлена следующая боевая задача: обнаружить основной аэродром 53-й бомбардировочной эскадрильи Люфтваффе, а затем дождаться налёта советских бомбардировщиков. Как только наша авиация появится в зоне видимости, «старчаковцам» надлежало «подсветить» – чётко обозначить границы аэродрома стабильным и заметным с высоты электрическим светом. Для создания устойчивой наводящей «иллюминации» были использованы аккумуляторные батареи и электрические лампочки, выкрашенные в красный цвет.
Три дня капитан Старчак и его бойцы успешно десантировались в заданный район и в первый же день обнаружили основной аэродром «Кондора». На протяжении следующих двух суток не обнаруженные вражеской охраной диверсанты внимательно следили за объектом, опутав «гирляндами» периметр взлётных полос, ангаров и мест базирования немецких самолётов.
В нужный день и час красные лампочки ярко и чётко осветили объекты первостепенной важности, когда в ночном небе над вражеским аэродромом появились советские бомбардировщики. В темноте было сложно подсчитать, сколько конкретно немецких бомбардировщиков «Хейнкель 111» (Heinkel He 111) было уничтожено и повреждено во время внезапного налёта. К тому же, кроме «Хейнкелей» на аэродроме базировались десятки самых разных крылатых машин – штурмовики, самолёты разведки и связи.
Сразу после выполнения задания, когда бомбы посыпались на немецкий аэродром, группа Старчака скрытно и оперативно направилась к месту эвакуации. Однако несколько разорвавшихся от прямых попаданий самолётов и загоревшихся ярким пламенем германских бомбардировщиков советские диверсанты видели определёно точно.
Помимо самолётов из строя вышли в результате налёта советских бомбардировщиков взлётные полосы, ангары, точки ПВО, различные аэродромные здания и постройки. В различных источниках количество уничтоженных немецких самолётов во время ночного налёта советской авиации на аэродром базирования легиона «Кондора» варьирует от полутора десятков до 48 единиц[10].
В августе 1941 года недалеко от города Юхнов на берегу реки Ремеж на базе 1-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 53-й авиабригады 23-й авиационной дивизии Западного фронта был организован центр подготовки парашютистов-диверсантов под руководством капитана Старчака[11]. В дальнейшем личный состав этого центра в оперативных сводках именовался авиадесантным отрядом. Его бойцам в самом скором времени предстояло выполнять самые различные диверсионные задания, в том числе и в глубоком немецком тылу.
Иван Георгиевич ежедневно проводил теоретические занятия и постоянно лично участвовал в процессе обучения и подготовки парашютистов-десантников. Курсанты учились в самых разных погодных условиях и различное время суток прыгать с парашютом, стрелять изо всех видов оружия, изучали приёмы рукопашного боя, сапёрное и минно-подрывное дело, теорию и практику разведывательно-диверсионных операций в тылу врага.
1 ноября 1941 года, когда советские войска будут отчаянно сражаться на подступах к Москве, капитана Старчака наградят первым боевым орденом – Красного Знамени. Эту заслуженную награду Иван Георгиевич получит за уничтожение вражеского десанта под Минском 25 июня, а также за огромный, успешный и весьма плодотворный объём работы, который он проделал, находясь в должности начальника парашютно-десантной службы Западного фронта.
Примечательно, что первоначально штаб ВВС Западного фронта представило Ивана Георгиевича к награждению орденом Красной Звезды. При рассмотрении боевых заслуг капитана Старчака, командование Западного фронта сочло, что образцовый и успешный краском достоин более высокой награды[12].
В представлении к награждению, помимо описания подвига и достижений, были сказаны следующие слова, раскрывающие истинный характер Ивана Георгиевича Старчака: «…Вернувшись в штаб ВВС Западного фронта, энергично взялся за организацию и подготовку десантов по выброске в тыл противника; используя все ресурсы и возможности, проявляя при этом инициативу и находчивость. В работе смел, энергичен, требователен. Обладает большой силой воли…»[13].
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - казачье офицерское звание есаула в Русской императорской армии соответствовало чину капитана в пехоте и ротмистра – в кавалерии.
[2] - сегодня этот город, расположенный на юге Республики Бурятия, называется Кяхта.
[3] - Старчак И. Г. Время выбрало нас: документальная повесть // Байкал, 1987. – № 4. С. 4.
[4] - Дабаин Б. Старчак. Известный и неизвестный // Спорт-тамир, 9 мая 2012. – № 18 (633). С. 3.
[5] - Лемберик И. М. Капитан Старчак. Год жизни парашютиста-разведчика. – М.: Воениздат, 1960. С. 17;
- Aлехин Р. В. Воздушно-десантные войска: история российского десанта. – М.: Эксмо, 2009. С. 97;
- Легенды армии. Иван Георгиевич Старчак // Документальный фильм. Режиссёр – Татьяна Корнеева. – ТРК ВС РФ «Звезда», 2019;
- Дабаин Б. Старчак. Известный и неизвестный // Спорт-тамир, 9 мая 2012. – № 18 (633). С. 3.
[6] - Лемберик И. М. Капитан Старчак. Год жизни парашютиста-разведчика. – М.: Воениздат, 1960. С. 17.
[7] - Старчак И. Г. С неба – в бой / Лит. запись И. М. Лемберика. – М.: Воениздат, 1965. С. 4.
[8] - Лемберик И. М. Капитан Старчак. Год жизни парашютиста-разведчика. – М.: Воениздат, 1960. С. 21.
[9] - Легенды армии. Иван Георгиевич Старчак // Документальный фильм. Режиссёр – Татьяна Корнеева. – ТРК ВС РФ «Звезда», 2019.
[10] - Лемберик И. М. Капитан Старчак. Год жизни парашютиста-разведчика. – М.: Воениздат, 1960. С. 40-41;
- Отнял у немцев победу в битве за Москву! Подвиг десантника Ивана Старчака // История Онлайн Второй Мировой. 12.05.2022. URL: https://dzen.ru/video/watch/6268f49a8bf96b64074130fe?f=d2d (дата обращения 12.07.2025).
[11] - Грин Г. Я., Чернов В. А. Октябрь 1941. Варшавское шоссе [Издательская версия цифрового сервиса электронных и аудиокниг «Литрес»]. – М.: «Яуза», 2018. С. 50;
- Старчак И. Г. С неба – в бой / Лит. запись И. М. Лемберика. – М.: Воениздат, 1965. С. 41.
- Легенды армии. Иван Георгиевич Старчак // Документальный фильм. Режиссёр – Татьяна Корнеева. – ТРК ВС РФ «Звезда», 2019.
[12] - ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 682 523 Д. 26. Л. 6.
[13] -ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 682 523 Д. 26. Л. 38.
ПОЛНОСТЬЮ ПРОЧЕСТЬ ПУБЛИКАЦИЮ «Иван Георгиевич Старчак – легендарный диверсант-парашютист и незаслуженно забытый герой Великой Отечественной войны» ВЫ СМОЖЕТЕ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:
Часть 1-я
Часть 2-я
Часть 3-я
Часть 4-я
Все присутствующие в статье упоминания и изображения символики Вермахта, частей СС, NSDAP, а также прочих военных, идеологических и политических структур нацисткой Германии, а равно цитирование высказываний военно-политических руководителей, самых разных представителей и современников Третьего рейха используются в данной публикации исключительно в историческом контексте и ознакомительных целях, а потому не являются и не могут служить какими-либо аспектами и элементами какой бы то ни было политической пропаганды, идеологии или агитации.
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)