Найти в Дзене
АКАДЕМИЯ ПИСЬМА

ЗАЧЕМ ПЕДАГОГУ БЫТЬ ВЗРОСЛЫМ?

В своей статье «Хейтеры в педагогике» я упомянула о том, что неслучайно назвала педагога педагогом (по его социальной роли), а ученика – ребёнком (по уровню его зрелости). И обещала, что расскажу об этом подробнее, если нужно. Вы сказали, что нужно... Сначала разберемся в том, что это за роль в принципе. Потом - чем именно она важна.  В Древней Греции педагогом назывался раб, который везде сопровождал ребёнка до поступления в гимназию, воспитывал и охранял его. Слово педагог дословно переводится с древнегреческого языка как детоводитель (παιδος — «ребёнок, дитя», αγωγος — «ведущий»). Интересный и, на мой взгляд, весьма оправданный факт: главным качеством педагога была верность. Именно обладателей верности отбирали на эту роль. Со временем социальное наполнение роли педагога как будто изменилось. Он больше не сопровождает ребёнка везде неотлучно, не отводит его в школу. Скорее наоборот: педагог стал дожидаться детей сам: в детском саду, школе, в секциях и кружках... Но, дождавшис
Оглавление

Продолжение статьи «Хейтеры в педагогике»

В своей статье «Хейтеры в педагогике» я упомянула о том, что неслучайно назвала педагога педагогом (по его социальной роли), а ученика – ребёнком (по уровню его зрелости). И обещала, что расскажу об этом подробнее, если нужно. Вы сказали, что нужно...

Сначала разберемся в том, что это за роль в принципе. Потом - чем именно она важна. 

В Древней Греции педагогом назывался раб, который везде сопровождал ребёнка до поступления в гимназию, воспитывал и охранял его. Слово педагог дословно переводится с древнегреческого языка как детоводитель (παιδος — «ребёнок, дитя», αγωγος — «ведущий»).

Фото by ru.treepik.com
Фото by ru.treepik.com

Интересный и, на мой взгляд, весьма оправданный факт: главным качеством педагога была верность. Именно обладателей верности отбирали на эту роль.

Со временем социальное наполнение роли педагога как будто изменилось. Он больше не сопровождает ребёнка везде неотлучно, не отводит его в школу. Скорее наоборот: педагог стал дожидаться детей сам: в детском саду, школе, в секциях и кружках...

Но, дождавшись, он по-прежнему «ведёт» учеников к знаниям и умениям. А в школе и детском саду ребёнок, как и в стародавние времена, постоянно находится с педагогом. И, кроме обучения, педагог так же, как и раньше, участвует в воспитании ребёнка. Целенаправленно или стихийно (в естественном повседневном общении и выстраивая определенные отношения).

Вероятно, поэтому слово «педагог», во всей полноте его смысла, осталось. И по факту педагог тоже так и остался детоводителем. Просто пути, по которым он водит ребёнка, изменились.

Но социальная роль педагога по-прежнему невероятно важна! Безопасность ребёнка (физическая и психическая) на то время, пока он в школе или детском саду, по-прежнему в руках педагога.

Эта важность, таким образом, исходит из того, что педагог ведёт.

Посмотрим внимательнее на это слово.

Оно имеет несколько значений.

  • Во-первых, это движение, совершающееся в разное время в разных направлениях (словарь Ушакова).
  • Во-вторых, водить – это уметь управлять движением, например, какого-либо транспорта (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой). В нашем случае это или процесс обучения или сам ребёнок.
  • В-третьих, в русском языке слово «водить» часто употребляется в сочетании: «водить дружбу», «… знакомство» и т.д. В том числе фразу «водить дружбу» мы часто сокращаем до «водиться» с кем-то.

Я нигде не нашла информации, почему мы начали употреблять слова «водить» и «дружбу», «знакомство» вместе. Если ты, дорогой читатель, знаешь что-то об этом, то напиши, пожалуйста, в комментариях. Мне очень интересно.

Итак, в словах «водить», «вести» для нас заключены движение и совместность.

Хотя можно вести и самого себя, конечно. Именно это мы имеем в виду, когда говорим: как ты себя ведёшь? Но так как наше внимание сейчас приковано к роли педагога, для нас важнее не то, как мы сами себя ведём, а то, как и куда ведёт ребёнка педагог. С кем поВЕДЁШЬся, как говорится.

Конечно, то, как педагог поведёт ребёнка, куда, с какой целью, зачем и т.д. зависит от его зрелости. Он может водить, у-водить, за-водить, об-водить, под-водить, при-водить и так далее. 

Так зрелый, то есть взрослый, педагог никогда не станет «хейтерить», «троллить» ребёнка. Брать за него ответственность – да. Защищать и заботиться – да. Но унижать – никогда. Взрослому это не нужно – он и так «выше» ребёнка.

Я взяла слово «выше» в кавычки потому, что употребляю его условно. Здесь оно не означает превосходства в контексте сравнения. Оно означает, что истинно взрослый человек обладает зрелостью по отношению к ребёнку. Зрелость же делает взрослого более ответственным, осознанным (не очень люблю это слово, но не знаю пока, чем можно его заменить) и более крепким и сильным духовно. И если мы принимаем тот факт, что духовное развитие – это движение по вертикали вверх (Е.Трубецкой, «Смысл жизни»), сравнимое с ростом (мы обычно так и говорим: духовный рост), то именно это я имею в виду, когда говорю, что взрослый «выше» ребёнка. Потому что он «зрелее» (я специально употребила именно эту, по-моему, несуществующую форму слова, а не «более зрелый», например, потому что она, на мой взгляд, лучше проявляет смысл того, о чем я пишу: быть выше – значит быть более зрелым).

При этом духовное развитие, духовный рост отнюдь не порождают высокомерия. Скорее наоборот - духовность смиренна. В ней есть достоинство, но нет гордости. И она уважает достоинство другого. Ей не за чем это достоинство умалять. Она стремиться его поддерживать, взращивать и укреплять. 

Поэтому взрослый, зрелый человек, чувствующий своё достоинство, не будет умалять достоинства ребёнка, проявлять своё превосходство (в сравнении с ребёнком) и тем более не будет делать всё это в грубой форме и/или прилюдно. Не станет устраивать «публичную порку».  

Так всё выглядит «в раю». Но что происходит, когда педагогу зачем-то нужно «ставить своих учеников на место», проявлять свою силу и власть по отношению к ним, вызывать страх и применять карательные меры, обвиняя и наказывая?

Здесь к значению зрелости педагога присоединяется значимость его социальной роли. Наконец, мы добрались до этого места.

Как мы выяснили ключевым в роли педагога является то, что он ведёт. Он ведущий, а ребёнок – ведомый. Отдавая ребёнка в сад/школу, родители доверяют его педагогу на то время, пока они будут вместе: «Слушайся Марию Ивановну!»

Что значит «слушайся»? Слушай и делай, как она говорит? Верь ей? Доверяй?

Слушаться – значит повиноваться. То есть следовать. Тут всё логично. Один ведёт. Другой следует.

И социальная роль педагога как будто не оставляет ребёнку выбора. Особенно, если завет родителей звучит так: «Ты ДОЛЖЕН слушаться Марию Ивановну!»

Если при таком раскладе педагог начинает хейтерить, унижать ребёнка, умалять его достоинство, то ребёнок ДОЛЖЕН последовать туда, куда его уводит педагог? Это куда?

У меня не получится так же пронзительно и по-настоящему писать дальше, как это сделал однажды автор рассказа «Рукавичка», Александр Костюнин.

Непременно прочитайте его! Я могла бы не писать свою статью, потому что уже очень давно существует этот рассказ. Когда-то, ещё в педагогическом институте, мои размышления о роли педагога в жизни ребёнка начались именно с него. И сейчас, спустя много лет, эти рассуждения не были бы полными без него.

Ссылка на рассказ: https://old.newlit.ru/~kostjunin/002875.htm

 

Фото by ru.freepik.com
Фото by ru.freepik.com

Автор: Юлия Назарян, педагог, психолог, экзистенциальный консультант и терапевт, автор методики «Матричное письмо», преподаватель на курсе «Матричное письмо +» в Академии письма.

Академия письма

a-letters.ru



☕️ Приглашаем Вас в наш уютный Телеграм-канал для специалистов и родителей:

Академия письма 🎓

t.me