Народ называет Никона уже не «великим господином», а «великим государём». Так называли только Филарета, отца государя ранее. Гордыня, самомнение, высокомерие и заносчивость Никона растут быстро. Эти факторы не могут не влиять на царя…
Настоятельно рекомендую прочитать вначале предыдущую публикацию:
Все публикации по данной теме читайте в этой подборке:
Подвиг 6-й. Продолжение…
Слава "нищелюбца"
На трон садится Фёдор Иванович, но правит фактически Борис Годунов, который не в состоянии справиться с «политическим цейтнотом». Наступает «Смутное время», а затем престол занимает Михаил Фёдорович, но правит его матушка.
А потом наступает время патриарха Филарета. Постановление 1580-го года не работает и церковь продолжает экономически укрепляться, хотя царь и бояре ещё держат патриарха под контролем. Тем не менее церковь пока ещё представляет сильного соперника для царя и его бояр.
Царь с боярами решают секвестировать все доходы церкви как своего политического противника. Церковь не является ещё одним приказом царя, и не может им быть. Церковь – одна из 3-х ветвей власти Московского государства.
Церковь мечтает о большем. Поэтому в 1649-м году в Соборном Уложении выходят статьи, размывающие эту опору. Они говорят о мудрости московских законодателей в отношении к народу и земле, двум самым главным богатствам государства.
Церковь по-прежнему может собирать с прихожан деньги, но теперь ей строго запрещается собирать земли и людишек, которые должны её обрабатывать. Помимо прочего, устанавливается одинаковая подсудность и всех остальных священнослужителей по всем мирским делам.
Естественно, такие меры существенно снижают церковные доходы. Помимо этого, в 1650-м году, исключительно из светских людей, формируется Монастырский приказ.
Никон относится к этому крайне негативно и называет Соборное Уложение «бесовским». В Новгороде на своём митрополитском дворе он выделяет для нищих большое помещение, кормит их там хлебом, а по воскресеньям даже выдаёт деньги.
Слава о нищелюбце Никоне разлетается по Новгородской земле как ветер. Люди его благодарят все, и бедные, и богатые. Знает русский люд, что от сумы да от тюрьмы не стоит зарекаться. Это главное, а всё остальное суета, стерпится.
Никон искренен в своих поступках. О славе своей не думает, хотя не почувствовать её он не может. Монарх, будучи активным участником написания этого документа, открыто, однако, никак не реагирует на позицию Никона в отношении требований Уложения.
В Новгороде и даже в Москве у Никона появляются враги среди бояр. Они не довольны тем, что священник помимо своих церковных дел «суёт свой нос» в дела мирские и даже даёт советы царю.
Становится ясно, что в Новгороде митрополита не любят, уж вельми строгий он. Нищих то привечает, а подчинённых не милует, заставляет шибко строго службу исполнять.
Переборщил
В 1650-м в Новгороде начинает бунтовать люд. Раньше такое тоже было. Усмирялся бунт разными способами. Но Никон в это раз ни больше ни меньше, накладывает на весь новгородский люд проклятие. Переборщил, однако митрополит.
Негоже на весь народ проклятие накладывать, потому как бунтовщики ни есть весь народ, а лишь малая часть его. Узнав про проклятие, бунтует теперь весь Новгород. Бунтовщики выбирают своим вожаком Жеглова, которого выгоняет из своих приказчиков митрополит.
Обе стороны пишут царю челобитные с жалобами друг на друга. Бунтари обвиняют Никона в воровстве, взяточничестве, жестокости и пытках. Митрополит пишет, что бунтари его избили и он лежит весь в крови при смерти. Государь становится на сторону Никона.
Бунт не затихает. Никон советует царю простить новгородцев. Хотя битва митрополита с новгородцами проиграна, но это никак не влияет на его авторитет среди нищих. А доверие царя к нему вырастает ещё больше.
В Москве умирает патриарх Иосиф. Алексей Михайлович уговаривает Никона встать во главе патриаршей кафедры. Тот отказывается. Царь в Успенском Соборе при всём честном народе бьёт митрополиту поклоны и слёзно умоляет.
Никон верит в предсказание своего детства, где гадатель предрёк ему стать «царём российским». Алексей продолжает умолять его со слезами на глазах… Митрополит смотрит строгим взглядом на царскую паству и воспрошает государя громовым гласом:
«Будут ли меня почитать как архипастыря и отца верховнейшего и дадут ли мне устроить церковь?»…
Все низко кланяются и обещают сделать всё, что Никон возжелает. Будущий патриарх совершает роковую ошибку – он заставляет царя прилюдно унизиться. Цари такого никогда не прощают.
Никон становится патриархом всея Руси. Он, церковному обычаю, занимается в первую очередь постройкой для себя монастыря на Валдайском озере, названным Иверским в честь Иверской иконы Божией матери.
Затем берётся за более сложное дело – исправление разночтений в русских и греческих церковных книгах. Подробнее об этом можно прочитать в труде Платонова С.Ф. (Лекции по русской истории. СПб,1987, стр. 423-424).
Никон находит в патриаршей библиотеке грамоту про утверждение патриаршества, в которой пишется о том, что необходимо исправить тексты и обряды согласно византийским образцам. Проблема давнишняя и это все понимают.
Реформа
Никон начинает реформу с замены 12 поклонов на 4 в одной из молитв. Якобы просто взглянуть, какова будет реакция. Реакция возникает сразу. Многие столичные священники, утратившие свои позиции, которые у них были при Иосифе, объявляют новшества нового патриарха еретическими.
Они пишут царю челобитную, но Алексей Михайлович опять становится на сторону Никона. Борьба разгорается, хотя раскол ещё не наступает. На очередном духовном соборе протопоп Неронов открыто говорит всё что думает про нового патриарха и его ссылают в монастырь.
Другой, Аввакум, человек высокого духа, ругается с казанскими священниками и идёт молиться в сарай, бубня, что даже конюшня иногда лучше церкви. Аввакума ссылают в Тобольск.
Никон хорошо понимает, что одними приказами проблемы не решить, а вот врагов можно нажить много. Он отправляет письмо в Константинополь с 26-ю проблемными для Москвы вопросами.
Патриарх Паисий отвечает Никону что не нужно обращать особого внимания на мелочи, лишь бы главное не страдало. Но в тоже время он отчитывает и поучает Никона чтобы тот исправил нарушения, имеющие место в делах православной церкви.
Прочитав нравоучения Паисия, Никон собирает Собор, на который приглашает патриарха Антиохии, Сербии, митрополитов никейского и молдавского, дабы возвысить себя в их глазах, указав на выявленные им ошибки.
Именно антиохийский патриарх Макарий заявляет на Соборе, что негоже «творить знамение двумя перстами». Кто так делает - тот еретик. Потому как творение знамения честного креста тремя перстами исходит от веры св. апостола, св. отца и семи соборов.
Кто же двумя перстами творит крест, тот подражает армянам и того надобно от церкви отлучить и проклянуть.
С Востока в Москву доставляют 500 древних фолиантов и новый патриарх, поддерживаемый официально Византией, организовывает из священников греков и киевлян рабочую группу по исправлению своих книг.
Вроде бы, Никон делает всё правильно и осторожно, подстраховываясь Соборами и одобрениями иностранных руководителей православной церкви. И он начинает исправлять обряды.
И до Москвы вскоре доходит слух, что нововведения не всем православным русичам по душе, несмотря на поддержку никоновых нововведений царём. Патриарх не придаёт этому особого значения и продолжает реформы. Авторитет Никона защищает его от недовольных.
Ропот с «низов» должен хотя бы насторожить патриарха, но… Никон уверен, что делает всё правильно и опасаться нечего. Здесь надо помнить, что реформы в религиозной сфере во всех странах всегда сопровождались серьёзными социальными возмущениями.
В 1655-м году Никон начинает борьбу с «двоеперстием». В Москве особых волнений не происходит. Старообрядцы называют нововведение ересью, а Никон старообрядцев называет еретиками. Царица Мария Милославская сочувствует еретикам.
В других городах Московского государства противников нововведений тоже хватает, хотя на открытое противостояние с патриархом никто не решается. Кроме монахов Соловецкого монастыря, которые резко возмущаются против всех новшеств Никона. Но на это ни царь, ни патриарх, ошибочно не обращают внимание.
Народ называет Никона уже не «великим господином», а «великим государём». Так называли только Филарета, отца государя ранее. Гордыня, самомнение, высокомерие и заносчивость Никона растут быстро. Эти факторы не могли не подействовать на царя.
Государь моложе Никона на целых 25 лет и обязан патриарху многим. Алексей Михайлович воспринимает его как старшего товарища, мудрого друга. Но власть есть власть. Отдать её патриарху царь никак не может, даже если бы и хотел этого. Ему бы просто не дали этого сделать бояре…
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Обязательно подпишитесь на канал чтобы не пропустить очередную публикацию, обсуждайте в комментариях и ставьте лайки
Все статьи по данной теме я разместил для вашего удобства в этой подборке:
Помощь белгородским пограничникам: СБЕР 2202 2083 3364 1968