Turbo HydraMatic 400 (TH400) - трехступенчатая автоматическая коробка передач, разработанная General Motors. Эта трансмиссия была представлена и запущена в серию в 1964 году, как более дорогая и прочная альтернатива 2-ступенчатой автоматической коробки передач ST300 (Super Turbine 300).
Хотя название Turbo HydraMatic и перекликается с оригинальной Hydra-Matic (использовавшейся к примеру на Cadillac 60-серии), разработанной подразделением General Motors Cadillac в конце 1930-х годов - однако эти трансмиссии не были родственны по конструкции.
Итак, в 1964 году, TH400 дебютировала в Cadillac, затем в Buick, а год спустя она уже использовалась в автомобилях Chevrolet и Oldsmobile.
Это была очень крепкая и прочная по конструкции трансмиссия. По заводским данным, выдерживающая входной крутящий момент в 610 Нм, хотя в некоторых автомобилях, стоковая трансмиссия держала и 650-670 Нм, не говоря уже про усиленные варианты, которые могли переваривать под 800 Нм и более (к примеру, такие проекты как «The Beast», о котором есть отдельная статья).
Конструктивно коробка Turbo HydraMatic 400 имела алюминиевый корпус, благодаря чему вес в сборе составил около 68 кг (с залитым маслом).
Передаточные числа TH400: первая передача- 2,48; вторая - 1,48; третья - 1,00 (прямая) и задний ход - 2,07.
Пик "карьеры" Turbo HydraMatic (всех модификаций) пришёлся на середину 1970-х гг., когда они заменили все другие автоматические коробки передач GM.
Однако, начиная с 1980-х годов, TurboHydramatic был постепенно вытеснен четырехступенчатыми автоматическими коробками передач, некоторые из которых продолжали использовать торговое название «Hydramatic».
В начале 1990-х гг. GM провела ребрендинг всех своих трансмиссий, они создали стандартизированную систему именования для своей линейки продуктов и изменили название TH400 на 3L80, что означает: три передачи, продольное крепление, и максимальную полную массу автомобиля в 8000 фунтов (3629 кг).
Примерно в то же время, когда название TH400 было изменено, была запущена её версия с овердрайвом под названием 4L80E. Это коробка передач с электронным управлением, до сих пор производится и используется в ряде тяжелых автомобилей GM.
"Четырёхсотая" агрегатировалась с такими известными американскими моторами как: Chevrolet V8 327 и 350 (объём указан в кубических дюймах), Buick V6 225, целой плеяды двигателей AMC V8 (304, 360 и 401), а также некоторыми другими...
На сегодняшний день HMMWV армии США является единственной машиной, использующей THM400. Гражданский Hummer H1 изначально имел 3L80, но затем перешёл на 4L80E.
Другие, в т.ч. европейские автопроизводители также активно использовали TH400 и его преемника 4L80E. Это были такие модели как: Ferrari серии 400/412; Jaguar/Daimler (модели XJ12 и XJ-S до 1994 года); Rolls-Royce Silver Shadow (1965 - 1980) и Silver Spirit (1980 - 1992), а также их собратья по Bentley. Из совсем экзотичных проектов, можно отметить Nissan Prince Royal.
Высокий уровень использования TH400 связан с его прочностью, надёжностью и высокими эксплуатационными характеристиками даже в тяжелых условиях применения.
Что ещё почитать:
"День П" - переход Швеции на правостороннее движение в 1967 году"
"Aston Martin Vanquish Zagato Shooting Brake - очередной коллекционный суперкар"
"Ford Granada от Monteverdi - прототип седана и деревянное купе"