Найти в Дзене
ALFAVIT

"Автомат" TH400 - популярная коробка передач от GM из 1960-х

Turbo HydraMatic 400 (TH400) - трехступенчатая автоматическая коробка передач, разработанная General Motors. Эта трансмиссия была представлена и запущена в серию в 1964 году, как более дорогая и прочная альтернатива 2-ступенчатой автоматической коробки передач ST300 (Super Turbine 300).

Turbo HydraMatic 400
Turbo HydraMatic 400

Хотя название Turbo HydraMatic и перекликается с оригинальной Hydra-Matic (использовавшейся к примеру на Cadillac 60-серии), разработанной подразделением General Motors Cadillac в конце 1930-х годов - однако эти трансмиссии не были родственны по конструкции.

Итак, в 1964 году, TH400 дебютировала в Cadillac, затем в Buick, а год спустя она уже использовалась в автомобилях Chevrolet и Oldsmobile.

Cadillac Coupe DeVille 1965 модельного года с "автоматом" Turbo HydraMatic 400
Cadillac Coupe DeVille 1965 модельного года с "автоматом" Turbo HydraMatic 400

Это была очень крепкая и прочная по конструкции трансмиссия. По заводским данным, выдерживающая входной крутящий момент в 610 Нм, хотя в некоторых автомобилях, стоковая трансмиссия держала и 650-670 Нм, не говоря уже про усиленные варианты, которые могли переваривать под 800 Нм и более (к примеру, такие проекты как «The Beast», о котором есть отдельная статья).

Множество крайне оригинальных проектов, таких как «The Beast», применяли модифицированный "автомат" HydraMatic 400
Множество крайне оригинальных проектов, таких как «The Beast», применяли модифицированный "автомат" HydraMatic 400

Конструктивно коробка Turbo HydraMatic 400 имела алюминиевый корпус, благодаря чему вес в сборе составил около 68 кг (с залитым маслом).

Передаточные числа TH400: первая передача- 2,48; вторая - 1,48; третья - 1,00 (прямая) и задний ход - 2,07.

Пик "карьеры" Turbo HydraMatic (всех модификаций) пришёлся на середину 1970-х гг., когда они заменили все другие автоматические коробки передач GM.

Однако, начиная с 1980-х годов, TurboHydramatic был постепенно вытеснен четырехступенчатыми автоматическими коробками передач, некоторые из которых продолжали использовать торговое название «Hydramatic».

Chevrolet Camaro SS 396 (1967) мог опционально поставляться с TH400
Chevrolet Camaro SS 396 (1967) мог опционально поставляться с TH400

В начале 1990-х гг. GM провела ребрендинг всех своих трансмиссий, они создали стандартизированную систему именования для своей линейки продуктов и изменили название TH400 на 3L80, что означает: три передачи, продольное крепление, и максимальную полную массу автомобиля в 8000 фунтов (3629 кг).

Примерно в то же время, когда название TH400 было изменено, была запущена её версия с овердрайвом под названием 4L80E. Это коробка передач с электронным управлением, до сих пор производится и используется в ряде тяжелых автомобилей GM.

HMMWV оснащается трансмиссией 4L80E - являющейся апгрейдом TH400
HMMWV оснащается трансмиссией 4L80E - являющейся апгрейдом TH400

"Четырёхсотая" агрегатировалась с такими известными американскими моторами как: Chevrolet V8 327 и 350 (объём указан в кубических дюймах), Buick V6 225, целой плеяды двигателей AMC V8 (304, 360 и 401), а также некоторыми другими...

На сегодняшний день HMMWV армии США является единственной машиной, использующей THM400. Гражданский Hummer H1 изначально имел 3L80, но затем перешёл на 4L80E.

Rolls-Royce Silver Shadow также имел в своём арсенале TH400
Rolls-Royce Silver Shadow также имел в своём арсенале TH400
Единственным "автоматом" способным реализовать мощь Nissan Prince Royal был TH400
Единственным "автоматом" способным реализовать мощь Nissan Prince Royal был TH400

Другие, в т.ч. европейские автопроизводители также активно использовали TH400 и его преемника 4L80E. Это были такие модели как: Ferrari серии 400/412; Jaguar/Daimler (модели XJ12 и XJ-S до 1994 года); Rolls-Royce Silver Shadow (1965 - 1980) и Silver Spirit (1980 - 1992), а также их собратья по Bentley. Из совсем экзотичных проектов, можно отметить Nissan Prince Royal.

Высокий уровень использования TH400 связан с его прочностью, надёжностью и высокими эксплуатационными характеристиками даже в тяжелых условиях применения.

Что ещё почитать:

"День П" - переход Швеции на правостороннее движение в 1967 году"

"Aston Martin Vanquish Zagato Shooting Brake - очередной коллекционный суперкар"

"Ford Granada от Monteverdi - прототип седана и деревянное купе"