Найти в Дзене
Дневник журналиста

Не нашли 100 миллионов, или Аэропорт забвения. Как 25 лет назад Волгодонск остался без «крыльев»

Оглавление

Я - из тех волгодонцев, которые хотят, чтобы в нашем городе снова работал аэропорт.

После лихих 90-х Волгодонск в Ростовской области оказался в неком географическом тупике. Хорошо хоть железнодорожное сообщение недавно возродилось: 23 года в наш город не ходили поезда!

А вот «крылья» свои флагман атомного машиностроения страны почти четверть века назад потерял...

СПАСИБО, ЧТО ПОДПИАЛИСЬ НА МОЙ КАНАЛ - ВЫ ПОМОГАЕТЕ ЕГО РАЗВИТИЮ
СПАСИБО, ЧТО ПОДПИАЛИСЬ НА МОЙ КАНАЛ - ВЫ ПОМОГАЕТЕ ЕГО РАЗВИТИЮ

А теперь вот так сложилось, что в команде дочери на региональном конкурсе «Лидеры Дона 2024» я представила губернатору Юрию Слюсарю наш проект, конечная цель которого - вернуть жизнь местной аэрогавани.

И самое интересное, что именно дочь девять лет назад возила меня на этот «замороженный» объект, чтобы я смогла собрать материал для статьи в «АиФ-Ростов».

Кто бы знал, что дочь откроет свой бизнес, станет активисткой среди предпринимателей, котором нужен работающий, а не умерший аэропорт.

Быльём поросло

Теперь расскажу о поездке и почему аэропорт закрыт. Место бывшего аэропорта находится на территории Цимлянского района Ростовской области. От Волгодонска на машине туда минут 20.

Итак, 22 февраля 2016 года. Едем. В полу-километре от мрачного здания аэровокзала останавливаемся, дальше проезд запрещён, а территория охраняется – предупреждают два указателя.

Справа по курсу в сторону аэропорта – полуразрушенная 4-этажная гостиница. В былые времена в её ресторане считалось особым шиком сыграть свадьбу, разместив гостей в номерах 110-местного загородного отеля.

Теперь всё в малопроходимых зарослях бурьяна, дикого кустарника и, как говорится, поросло быльём.

Впереди - угрюмое здание пустого аэровокзала, пугающая тишина…  И только последний февральский снег немного осветляет мрачное состояние, в котором пребывает воздушная гавань.

Идите к... Обаме

Вдруг «белое безмолвие» нарушил невесть откуда взявшийся сторож с собакой.

Дальше привокзальной площади он нас не пустил, угрожая натравить на незваных гостей пса.

На расспросы поддаваться не стал, сказал только: «Обращайтесь к начальнику, а не к дворнику». И добавив в сердцах почему-то: «Кто-кто начальник… Обама!».  Загнул в сторону непрошеных гостей крепким матючком и скрылся за дверью аэропорта. Собака осталась ждать у входа.

Что в здании, в каком оно состоянии мы так и не выяснили – ушли не солоно хлебавши. Что, за забором, на лётном поле, тоже не знаем. По всей видимости, тоже снег и тишина. А летом, говорят, там растут подсолнухи.

Из истории вопроса

Регулярное авиасообщение из аэропорта началось 25 мая 1971 года. Самолёт «Як-40» летал в Ростов-на-Дону три раза в сутки.

Судя по информации из местных газет, в 1982 году Волгодонск был связан авиасообщением уже с 15-ю городами Советского Союза. Вдумайтесь, это в застойные-то брежневские времена!

Считался аэродромом класса B. Длина взлётно-посадочной полосы  (ВПП) 2200 метров. По проекту способен был принимать даже самолеты «Ту-134» и «Як-42» и все более лёгкие, а также вертолёты всех типов.

Работал только в светлое время суток. Из Волгодонска каждый день был рейс на Москву. Также летали самолёты в Симферополь, Сочи, МинВоды, Киев, Кишинёв, Харьков, набережные Челны, Куйбышев (Самара). Активно использовался в годы строительства и развития завода Атоммаш.

Сейчас для обеспечения пассажирских перевозок не пригоден. Аэропорт законсервирован и переведён в разряд аэродромов для выполнения авиационных работ.

На консервации

Почему же взлётная полоса стала полосой забвения? Почему аэропорт, услугами которого в далёкие 1970-е пользовались свыше 30 тысяч пассажиров в год, стал не нужен? Почему без его «крыльев» молодой развивающийся город, центр востока Ростовской области должен быть географическим тупиком?

На эти вопросы мне ответил Олег Григорьевич Чернов - бывший гендиректор Аэропорта Ростова-на-Дону, пенсионер, заслуженный пилот СССР, стаж работы в гражданской авиации 50 лет, 32 из них - на Севере. Это к слову.

«Аэропорт законсервирован решением авиационных властей России в 2002 году и выведен из реестра аэропортов РФ, так как не прошёл сертификацию. Официально он законсервирован».

От Олега Чернова также узнаю, что перед консервацией аэропорт Волгодонска был на балансе ростовского аэропорта. После сокращения полётов затратная часть (на содержание 15 человек персонала) ложилась на действующий аэропорт в Ростове-на-Дону.

Расходы приходилось доказывать в Москве в службе по тарифам, что заканчивалось повышением стоимости билетов, и коротко говоря, за содержание аэропорта «рассчитывался пассажир».

Не нашли 100 миллионов

«Но «Волгодонск» закрыли вовсе не потому, что он стал нерентабельным. Нет! – утверждает Олег Чернов. – С 2001 года стал вопрос о получении всем аэропортам и аэродромам сертификата на соответствие. Мы запросили сертификат на 1 год, сделали схему, но чтобы запустить её и получить разрешительный документ, потребовалось 100 миллионов рублей».

Деньги искали, одно из крупных предприятий обещало помочь… Как до дела дошло, денег не оказалось. Как сейчас помню, числа 14 февраля 2001 года получили бумагу «Эксплуатацию аэродрома прекратить».

Не сразу, конечно, закрыли. Первое время полёты разовые выполнялись. Прилетал, например, премьер-министр Михаил Касьянов. Коллектив получил правительственное задание, подготовился – встретил премьера.  У нас если очень хочется, то можно. И отступить от правил, и допустить…

Миллиард рублей на «крылья»

«Сейчас какая беда? Полосу нужно реконструировать. А это порядка 800 миллионов рублей, – продолжал Олег Григорьевич. – Радио- и светосигнальное оборудование отсутствует. Навигационное оборудование, если и сохранилось, то морально и физически устарело. Нет склада ГСМ. Аэровокзал в ветхом состоянии с точки зрения инженерных коммуникаций. А вот здание гостиницы не нужно восстанавливать. Раньше они обязательно строились в аэропортах – для отдыха лётного состава, сейчас это не обязательно».

Выходит, возродить можно, было бы желание. И средства. Для реанимации нашего аэропорта в ценах 2016 года по примерным подсчётам требовался один миллиард рублей.

А чтобы летать по взрослому, нужно просить денег из федеральной казны или искать инвестора.

Возродить можно и нужно, уверены и волгодонские предприниматели, и руководители крупных предприятий, которым часто приходится летать в Москву. Но увы, через Ростов, тратя на дорогу в 240 километров по 3-4 часа времени туда и обратно.

Услугами аэропорта смогли бы пользоваться жители Волгодонска – 170 тысяч жителей, Цимлянска – 40 тысяч, станицы Романовской – 20 тысяч человек населения, плюс станичники из ближайших районов.

Кто-то уже даже посчитал, что для рентабельности необходимо 4 рейса. И самые востребованные маршруты называют: Москва – Волгодонск – Сочи,  Крым – Волгодонск – Уфа.

И этого бы хватило развития для бизнеса и туризма. «Окрылённый» аэропорт – это не только порядка 200 новых рабочих мест, но и выход Волгодонска из географического тупика.

Жизнь течёт, ничего не меняется

Вот как бывает. 2001-м не нашли 100 миллионов, чтобы не дать сгинуть транспортному узлу всего востока области, не позволить ему выпасть из экономики и транспортного потока страны. В 2016-м речь шла уже о миллиарде рублей. Сколько сейчас потребуется на возрождение аэропорта - вопрос. А лет через пять?

Как бы там ни было, летом 2022-го в Волгодонске побывал замминистра транспорта области, представители Минтранса, Росимущества, Росавиации, службы эксплуатации аэропорта Платов. Эксперты оценили состояние воздушной гавани после простоя и признали: состояние взлетно-посадочной полосы удовлетворительное.

По современным требованиям её асфальтовое покрытие необходимо заменить на бетонированное, продлить на 300 метров и расширить на три метра (сейчас длина полосы 2200, ширина 42). Этого будет достаточно для приёма многих региональных и среднемагистральных авиалайнеров.

Говорили, что аэропорт планируют восстановить за счёт частных инвесторов: АО «Концерн Росэнергоатом» и ООО «Группа Агроком». Рисовали перспективу организация полётов по 24 направлениям, включая Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург. Вспоминали про концепцию развития малой авиации Ростовской области до 2030 года.

Но ничего не изменилось. Кроме того, что в жизнь внесла свои коррективы СВО. Однако тема открытия аэропорта Волгодонска остаётся актуальной.

А вы как думаете?

Волгодонск и волгодонцы | Дневник журналиста | Дзен

-7

#общество #экономика #транспорт #гражданскаяавиация #волгодонск #аэропорты #георгафия #самолеты #ссср #строительство #ростовскаяобласть