Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе.
М.И. Калинин
Есть в ГК РФ вот какая норма (она всем знакома, по крайней мере интуитивно):
Статья 421. Свобода договора
1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
2. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.
3. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
4. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить её применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
5. Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями, применимыми к отношениям сторон.
Казалось бы, что тут нечего особенно и думать. Да? Ну, во-первых, попытайтесь составить непоименованный договор, то есть как раз договор, не предусмотренный законом, но не противоречащий ему и не являющийся смешанным. Это так, чтобы понять, например, что цивилистика накапливает знания веками... А во-вторых, представим себе, что мы на множестве всех дат для определения срока ввели метрику, которая отличается от привычной нам метрики евклидова пространства и составляет, скажем, метрику Минковского на трёхмерном пространстве чисел, месяцев, годов, причём единицу измерения этой метрики установим в днях. То есть мы договоримся считать срок так: абсолютная величина разности начального и конечного числа, к этой абсолютной величине надо прибавить абсолютную величину разности начального и конечного месяца, а к этой сумме прибавить ещё и абсолютную величину разности между начальным и конечным годом и всё это считать количеством дней.
Ну то есть если начало срока р₁. q₁. z₁, а тот момент, до которого мы считаем — р₂. q₂. z₂, то срок в днях будет считаться так: |p₁ - p₂| + |q₁ - q₂| + |z₁ - z₂| (дней).
Вы скажете, что это так необычно, так сложно? А, простите, то, как мы сейчас считаем, исходя из дат, при том, что у нас разное число дней в месяцах и разное число дней в годах — не сложно? Поверьте мне, что если я сейчас вот тут запишу формализм привычного нам всем расчёта срока, то ахнете, ибо надо будет различать всё сказанное выше, да ещё и учитывать не только то, что число дней в феврале зависит от года, но и то, что это же число зависит от делимости года на 100 и на 400, потому что викосность года определяется так:
если номер года кратен 400,
то он — високосный (в феврале 29 дней);
иначе
если номер года кратен 100,
то он — невисокосный (в феврале 28 дней);
иначе
если номер года кратен 4,
то он — високосный (в феврале 29 дней);
иначе год — невисокосный (в феврале 28 дней);
всё
всё
всё
Это по-вашему — того, не сложно, да? Да у нас для определения числа дней в феврале надо сходу применять целый вызов описанной функции, зависящей от номера года. Угу, ага... ну так просто, что аж деваться некуда... Сочтите-ка мне число дней между 1 октября 1917 года и 1 октября 1919 года.
Заметим, что исчисление срока метрикой Минковского на трёхмерном пространстве дат никак не будет противоречить, между прочим, главе 11 ГК РФ, потому что в ней вообще не определяется способ исчисления срока, а определены только единицы, в которых срок исчисляется, то, как определяется начало и конец срока и в каком порядке производятся действия в последний день срока.
Вот пример:
пусть начало срока — 01.01. 2022 года — первое января 2022 года.
Посчитаем сколько дней прошло до 01.01.2023 года, то есть до первого января 2023 года.
Вот результат традиционного расчёта: 365 дней, извольте убедиться:
А вот что произойдёт по соглашению о метрике Минковского так, как мы её ввели:
|1 - 1| + |1 - 1| + |2022 - 2023|= 0 + 0 + 1 = 1 день
Впрочем, это хорошо видно из той же самой картинки: видите, что там в последней строчке написано? Вот и сложите все эти три числа.
А можно ещё срок определить как максимальное значение среди трёх абсолютных величин разностей указанных трёх пар чисел, то есть как
max(|p₁ - p₂|, |q₁ - q₂|, |z₁ - z₂|), (это метрика Чебышёва, кстати обладающая замечательными свойствами, например, в этой метрике шар имеет среди всех метрик заданного n-мерного пространства таких измеримых функций, что их p-ая степень интегрируема, наибольший объём для заданного радиуса). Заметим, что в рассматриваемом примере и по метрике Чебышёва срок между указанными датами будет равен 1 дню: max(0, 0, 1)= 1.
Вы мне скажете, что это — не срок? Да? А почему это — не срок? И, заметим, что вроде бы никто нигде не определял как этот самый срок надо считать, наш подсчёт, просто по умолчанию определяется... приготовьтесь — обычаем, а вовсе не какой-то положительной нормой. Это — обычная норма, а не положительная. А как видно из ст. 421 ГК РФ, стороны договора вполне имеют право как раз вот обычную-то норму изменить. Или не имеют?
Ну вот пусть стороны в некотором договоре пришли к соглашению, что все последующие договоры между ними содержат следующий алгоритм исчисления сроков:
срок в днях между заданной и конечной датой, каждая из которых определяется тройкой чисел: число, номер месяца, номер года, определяется как сумма абсолютных величин разностей чисел начала и конца рассчитываемого срока, увеличенную на сумму разностей номеров месяцев начала и конца рассчитываемого срока, с прибавлением к полученной сумме абсолютных величин абсолютной величины разности между годами начала и конца рассчитываемого срока.
Вопрос:
подлежит ли такое правило исчисления срока применению при рассмотрении спора о том, пропущен ли срок для некоторого действия по этому договору?