38 лет – солидный возраст для монаха, сбежавшего от суеты мирской к Господу Богу. Для чего надобно монаху вновь идти в мирскую суету, во власть беспокойную и ответственную? Власть - это борьба и бесконечные дрязги…
В судьбе этого Патриарха отражаются, наверное, самые главные противоречия между церковью, русским народом и светской властью.
Настоятельно рекомендую прочитать вначале предыдущую публикацию:
Все публикации по данной теме читайте в этой подборке:
Подвиг 6-й. Продолжение
Никита Минин
Династия Романовых воцаряется на Руси в 1613 году. Начинается «бунташный» период. Но его можно назвать ещё и патриаршим. Уж очень сильно влияют на всю политику монархов, не только внутреннюю, но и внешнюю, Филарет с Никоном.
Монархия на Руси в этот исторический период получает огромный кредит доверия у русского народа. Народ окончательно верует в царя-батюшку, бояр и церковь.
Но этот самый народ оказывается между «молотом и наковальней», между боярами и священнослужителями, тормозящими историческое движение русского государства к империи.
Никон политик. Политик в том плане, что желает по примеру Римской империи, создать из Руси Священную Православную Русскую империю. Вот только сама логика движения государства русского другая в XVII веке, чем она представляется Никону.
Москва испытывает будущего патриарха смертью. У Никиты Минина (Никона) один за одним умирают трое его детей. Смерть третьего ребёнка заставляет его глубоко задуматься. 30-летнему Никите кажется, что Бог заставляет его таким образом, отказаться от мирских забот и уйти в монастырь.
Он уговаривает жену постричься в монахини Алексеевского монастыря, а сам уходит в Анзерский скит, расположенный на острове Белого озера. На совершенно пустынном острове Никита постригается в монахи и принимает имя Никон.
Монахи живут весьма скромно. Никита ютиться в избушке, а по субботам ходит в монастырь на молитву. Рыбаки подкармливают монахов, а царь-батюшка каждый год присылает скромное жалование. Но монахи не жалуются на свою судьбинушку.
Однажды едут они с главой скита Елизаром в Москву для сбора податей на строительство новой церкви. Денег собирают много и на этой почве Никон ссорится с Елизаром.
Между ними растёт недоверие и вскоре Никон перебирается на случайно проходившем мимо обители маленьком судне в Кожеозёрскую пустынь. Здесь жизнь оказывается ещё тяжелее.
Монах отдаёт монастырю всё свое богатство – две святые книги и поселяется на самом дальнем островке. От людей дальше, к Богу ближе…
Никон ловит рыбу, ей и питается. Молится Господу Богу, жизнью удовлетворён своею. На душе покой и благодать вдали от суеты людской. Но люди о нём помнят. Они приезжают на остров и просят Никона стать игуменом пустыни Кожеозёрской. Никон соглашается.
38 лет – солидный возраст для монаха, сбежавшего от суеты мирской к Господу Богу. Для чего надобно монаху вновь идти в мирскую суету, во власть беспокойную и ответственную? Власть - это борьба и бесконечные дрязги…
Царская милость
В 1646 году, как требует обычай, прибывает в Москву на поклон к царю. На трон уже взошёл Алексей Михайлович. Царю игумен нравится. С этого времени начинается стремительный взлёт Никона по служебной лестнице. Игумен становится архимандритом Новоспасского монастыря.
Царь частенько приглашает Никона для бесед к себе во дворец. Ему очень нравится слушать умного священнослужителя. Добродушный царь даже не замечает, как растёт над ним авторитет и власть архимандрита.
Слух о дружеских отношениях между царём и Никоном мгновенно распространяется по всей Руси. К бывшему монаху-пустыннику идут ходоки-просильщики. Никон передаёт царю все их просьбы и слава о нём растёт ещё больше.
Через 2 года умирает новгородский митрополит Афанасий и царь желает видеть в этом сане Никона. Оказавшийся в это время в Москве иерусалимский патриарх Паисий тут же его и рукопологает.
По поручению царя Никита начинает заниматься и мирскими делами. Видимо царь слабо ориентируется в перипетиях отношений между духовной и светской властью на Руси. Дрязги усиливаются после поездки сторонника унии с римской церковью митрополита Исидора во Флоренцию.
Великий князь Василий II некоторое время поддерживает Исидора. Он считает, что уния поспособствует освобождению от опеки патриарха Константинополя. Устраивает пышные проводы Исидора в дорогу, загружает множеством дорогих подарков для папы.
Но Исидор привозит от папы грамоту, в которой тот предлагает московского князя стать митрополитом на Руси за скромную награду – папское благословение. И тут Василий прозревает. Быть под властью Исидора потомку Мономаха, Калиты и Дмитрия Донского нет никакого желания…
Исидор объявляется еретиком и смещается с поста митрополита всея Руси. Исидору грозит смерть, и он бежит в Литву. Таким образом светская власть демонстрирует свою власть и над церковью. Всю дальнейшую историю Руси теперь светская власть будет доминировать над церковной.
Константинопольский патриарх принимает унию. В Москве такой шаг называют вероотступническим, приближающим русскую веру к латинянской. Василий II пишет письмо константинопольскому патриарху, в котором просит разрешения оставить на Руси митрополита.
Ответ не приходит. Великий князь созывает собор и велит поставить митрополитом Иону. Только двое, боярин Кутузов и епископ Боровский высказываются против такого решения. Их заковывают в оковы. А в 1459-м годы такой порядок избрания митрополита узаконивается.
Хочу обратить ваше внимание, что обе стороны борются хоть и решительно за свои идеи, но интересы своего государства они никогда не предают. Серьёзный удар по материальному положению церкви наносит Иван IV Грозный.
Но и он и все остальные русские монархи стараются всегда поддерживать авторитет русской православной церкви как среди русского народа, так и иноземцев.
В 1589-м году в Москву приезжает Константинопольский патриарх для посвящения первого московского патриарха, тем самым признавая МПЦ автокефальной.
Московская церковь приобретает статус национальной. Теперь у неё свой, независимый от греков глава, свои святые, свой культ, который существенно отличается от греческого. Даже догматика теперь своя на Стоглавом соборе.
Раскол
Хотелось бы добавить, что МПЦ долгое время проводит богослужение по рукописным книгам - переводам разными авторами с греческих книг. Но такая, вроде бы несущественная уникальность приводит в XVII веке к драме Русского народа – расколу…
Только становится она именно поводом для раскола, но не причиной. Первопричиной раскола на мой взгляд являются указы ордынских ханов, которые отдаляют с помощью различных благ и льгот русскую церковь от народа.
Существенно приближают победу светской власти над духовной сокрушительные удары по ней Ивана Грозного. Царь запрещает давать монастырям вотчины «на помин души» и предписывает делать взамен вклады деньгами.
Священникам также запрещается приобретать и брать в залог земли. Но, наступают времена царя Фёдора и Бориса Годунова…
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Обязательно подпишитесь на канал чтобы не пропустить очередную публикацию, обсуждайте в комментариях и ставьте лайки
Все статьи по данной теме я разместил для вашего удобства в этой подборке:
Помощь белгородским пограничникам: СБЕР 2202 2083 3364 1968