Найти в Дзене
Советник управленца

Почему люди работают?

Почему люди работают? В 1959 году Фредерик Герцберг выявил, что факторы, мотивирующие работника к решению задач, отличны от факторов, способствующих желанию сотрудника работать в компании. Это открытие получило название "Двухфакторная теория мотивации Герцберга". Согласно теории на работу сотрудников влияют два вида факторов: гигиенические и мотивационные. Гигиенические факторы — все те факторы, которые препятствуют возникновению желания работника покинуть компанию («удерживают внутри»). - Гарантированный оклад. - ДМС. - Соцпакет. - Привилегии. - Условия труда. - Статус компании. - Статус сотрудника в компании. - Административные и кадровые политики. - Отношения с руководством, коллегами, подчиненными. Мотивационные факторы — все те факторы, которые настраивают работника на то, чтобы качественно выполнять задачи. - Бонусы за успешное решение задач. - Переменная часть зарплаты за успех. - "Интересность" задачи в глазах работника. - Признание успешности и конкурентоспособности работ

Почему люди работают?

В 1959 году Фредерик Герцберг выявил, что факторы, мотивирующие работника к решению задач, отличны от факторов, способствующих желанию сотрудника работать в компании.

Это открытие получило название "Двухфакторная теория мотивации Герцберга".

Согласно теории на работу сотрудников влияют два вида факторов: гигиенические и мотивационные.

Гигиенические факторы — все те факторы, которые препятствуют возникновению желания работника покинуть компанию («удерживают внутри»).

- Гарантированный оклад.

- ДМС.

- Соцпакет.

- Привилегии.

- Условия труда.

- Статус компании.

- Статус сотрудника в компании.

- Административные и кадровые политики.

- Отношения с руководством, коллегами, подчиненными.

Мотивационные факторы — все те факторы, которые настраивают работника на то, чтобы качественно выполнять задачи.

- Бонусы за успешное решение задач.

- Переменная часть зарплаты за успех.

- "Интересность" задачи в глазах работника.

- Признание успешности и конкурентоспособности работника в сравнении с другими.

- Делегируемые для решений полномочия и ответственность (ощущение важности, ответственности и незаменимости).

- Профессиональный рост и развитие.

По теории Герцберга, отсутствие или недостаток гигиенических факторов приводит к неудовлетворённости человека своей работой. Но, если они представлены в достаточном объёме, сами по себе они удовлетворения не вызывают и не способны мотивировать человека к нужным действиям.

Отсутствие мотиваторов, которые связаны с характером и сутью самой работы, не ведёт к неудовлетворению людей работой, однако их присутствие в должной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников к нужным действиям и повышению эффективности.

Задача управленца — создавать должный уровень гигиенических и мотивационных факторов.

Работники, довольные уровнем и гигиенических, и мотивационных факторов, ощущают себя на работе мечты. Это — самые верные кадры.

Работники с хорошими гигиеническими, но плохими мотивационными факторами стараются лишний раз не отсвечивать. Проактивности ждать не следует. Платят, и слава богу!

Работники с хорошими мотивационными, но плохими гигиеническими факторами готовы какое-то время потерпеть, но если такая ситуация будет сохраняться долгое по их меркам время, скорее всего предпримут попытку сменить работу.

Работники с плохими мотивационными и гигиеническими факторами уйдут при первой же возможности.

Важный нюанс!

То, что сотрудником сегодня воспринимается как хорошие факторы, завтра уже воспринимается как должное, а послезавтра уже воспринимается как несоответствующее реалиям.

Нужно регулярно следить за уровнем удовлетворенности сотрудниками своими гигиеническими и мотивационными факторами.

Я предлагаю это делать методом стандартного NPS-опроса с последующим нанесением на декартову плоскость.

Вот вопросы для анкетирования

На все вопросы предлагаете дать оценку от 0 до 10.

Желательно с комментариями.

О гигиенических факторах

- Насколько ты доволен зарплатой и соцпакетом?

- Насколько ты доволен условиями труда?

- Насколько ты доволен имиджем компании?

- Насколько ты доволен своим статусом в компании?

- Как бы ты оценил атмосферу в коллективе в целом?

О мотивационных факторах

- Насколько тебя устраивают KPI?

- Насколько тебе интересны твои задачи?

- Насколько ты ощущаешь себя успешным примером для других?

- Насколько ты ощущаешь свою важность для компании?

- Насколько ты оцениваешь свой профессиональный рост?

Обработка результатов

Суммируем ответы в каждом блоке, делим на кол-во вопросов в этом блоке, и из полученного числа вычитаем 5.

Пример

Сотрудник ответил 10, 10, 10, 8, 8 в гигиенических факторах и 5, 6, 4, 4, 1 в мотивационных.

((10+10+10+8+8)/5)-5=4,2

((5+6+4+4+1)/5)-5=-1

Гигиенические — это точка по оси Х.

Мотивационные — это точка по оси Y.

Сотрудник находится в точке (4,2;-1).

1 сотрудник = 1 точка.

Наносим всех на график и анализируем.

Пользуйтесь на здоровье, тему мотивации продолжу в будущих постах.

Двухфакторная матрица Герцберга
Двухфакторная матрица Герцберга

Пример данных опроса сотрудников
Пример данных опроса сотрудников