Вторая половина XIX века подарила России целую плеяду художников – реалистов, это были и художники -передвижники и просто талантливые художники, которые не могли равнодушно наблюдать окружающую их действительность.
Они стремились показать страдания народа и обличить виновников их страданий. Особенно в этом плане доставалось духовенству, которое должно было помогать народу, сочувствовать ему, но на самом деле отдалилось от него, ведя сытую и праздную жизнь. Рассмотрим некоторые из картин.
"В тихой обители" Яковлев 1892
Одним из ярчайших примеров критики Павлом Яковлевым духовенства стала знаменитая картина "В тихой обители", которая выполнена в рамках бытового жанра, однако изображает совершенно дикий, вопиющий скандал, разразившийся в стенах монастыря.
Две женщины схлестнулись в жестокой драке, одна из них монахиня, вторая светская дама, вернее дама полусвета (лёгкого поведения), которая пришла к одному из обитателей монастыря оказать определённую услугу, но столкнулась с монахиней-соперницей, пришедшей по тому же вопросу, явно очень ревнивой.
Монахиня повалила даму на пол и бьёт её зонтиком, очевидно, отобранным у соперницы, лицо её пышет злобой, мало совместимой с христианским смирением.
Однако и полу светская дама не сдаётся и тянется к глазам монахини острыми ухоженными ногтями.
За дракой с явным интересом наблюдают шесть человек. Это настоятель монастыря, сидящий за столом в своем кабинете, монах, два священника и два мальчика-послушника. Они и не думают разнимать дерущихся соперниц, им интересно, чем все закончится.
Виновник происходящего скандала, представительный мужчина с рыжей бородой в светлом одеянии смотрит на происходящее с самодовольной улыбкой, мол посмотрите, какой я удалец, что из-за меня бабы бьются".
Мальчики-послушники смеются, пожилой священник очевидно пытается увещевать дерущихся, а настоятель монастыря, видно недавно потрапезничавший в одиночку в своём кабинете, даже не имеет сил встать и навести порядок в обители. Потолок над головами персонажей картины символично покрыт трещинами - художник таким образом подчеркивает, насколько расшатаны моральные устои духовенства.
«Чаепитие в Мытищах близ Москвы» Василий Перов 1861
Картина изображает чаепитие в тенистом саду. За столом сидит священник монах, судя по облачению, возможно, игумен монастыря, поскольку пришёл не один, с сопровождающим монахом, у ног его дорогой саквояж. Он потягивает чай из блюдечка, его сопровождающий делает это стоя.
Однако во время чаепития к столу подошли непрошеные гости – безногий слепой солдат и нищий мальчик-поводырь с шапкой для подаяния. Солдат тоже протягивает руку, прося милостыню, но хозяйка заведения, подливая одной рукой воду в самовар, другой отталкивает солдата, который явно пришёлся не ко двору.
Никто из героев картины не спешит подавать им милостыню или хотя бы просто напоить чаем.
Картина разделена художником на две части – с одной стороны сытость и достаток, с другой – голод и нищета, между ними пропасть.
Образ священника написан правдиво, хоть и карикатурно, его изрядно располневший живот говорит о чрезмерном чревоугодии, которое так было характерно для священников, явно не соответствующих монашескому образу.
Он даже не шелохнулся в сторону пришедших нищих, а наоборот, отклонился от них, что ставит под сомнение искренность его служения Богу.
По одежде калеки сразу понятно, что он был участником войны, в которой и потерял свою ногу, там же, вероятно, лишился и зрения, мальчик его поводырь, возможно сирота, которому больше некуда деться, кроме как просить милостыню. Эти люди определённо заслуживают сострадания и какой-нибудь минимальной помощи.
«Сельский крестный ход на Пасху». Василий Перов 1861 год
В свое время эта картина вызвала скандал в российском обществе императорская семья даже пригрозила Перову ссылкой в Сибирь за изображение духовенства в неприглядном виде. Вот только художник ссылки не боялся, поскольку родился и вырос в Сибири.
«Мерзкую» картину было приказано сжечь, но полотно уже приобрел купец Третьяков для своей коллекции.
На картине мы видим крестный ход, который выходит из крестьянской избы. Пьяный священник наступает на пасхальное яйцо. Второй священнослужитель упал на колени, чтобы спасти яйцо, но не вышло.
Возле крыльца валяется пьяный, которого женщина поливает водой из кувшина, чтобы привести его в чувство, другой мужчина держит перевёрнутую икону
На самом деле это конец крестного хода, который обычно начинался от церкви, по кругу обходя всю деревню, заходя в дома со славлением Иисуса и получая обязательную долю на содержание церкви и семьи священника, а его специально спаивали, чтобы задобрить и поменьше заплатить.
На картине крестный ход направляется в церковь, но ясно одно, что про Христа здесь совсем забыли, главным на этом празднике был «зеленый змий».
«Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие» Николай Неврев 1866 г
Картина Николая Неврева была признана безнравственной, напоминающей шарж, но он запечатлел образ, который был тогда распространён. Ни для кого не было секретом, что священство страдает чревоугодием и употреблением вина.
Представители духовенства не были популярны в народе, потому что не были по-настоящему духовными, художники это подмечали и высмеивали.
«Освящение публичного дома» Маковский 1900
Маковский был художник-передвижник, который брал сюжеты из жизни и воплощал их на холсте. Эта картина не стала популярной при жизни художника, поскольку её сюжет был провокационным. Она так и осталась в виде эскиза и нигде не выставлялась. Впервые, эскиз опубликовал Британский музей.
В те времена церковь освящала, всё, что угодно, лишь бы деньги платили.
Картина содержит два сюжета. В дальней комнате, залитой ярким светом, священник в позолоченном облачении проводит обряд, позади стоит дородная хозяйка борделя, а вокруг собрались «прекрасные нимфы», одна из которых не выдержала и упала перед иконой.
На первом плане картины в темной комнате девушка стоит, прислонившись к стене. Прижав руку к сердцу, она искренне раскаивается в своих грехах, но понимает, что ей и дальше придётся жить в борделе, развлекая посетителей. Слева стоит пианино, справа – столик с бутылками вина и фруктами.
В заключение
Вы наверно обратили внимание, что некоторые сюжеты перекликаются и с нашим временем, однако акцентировать не буду.