Windows XP – воистину легендарная система, так как она стала первой действительно стабильной и удобной для пользователей. Да, кое-что пришлось «допиливать» обновлениями, а драйвера ещё не ставились автоматически, отчего нередко, при утере диска, на новое устройство приходилось искать нужные утилиты по всему Интернету. Но всё-таки именно Windows XP почти десятилетие даровала возможность людям со всего мира приобщиться к чарующему миру персонального компьютера, во многом став основой последующих систем.
Главную заставку Windows XP– ровные травяные холмы на фоне голубого неба, под названием «Безмятежность», знали все – она возникала на экране «по умолчанию». Без труда удалось установить авторство и место – легендарный снимок был сделан Чарльзом О’Риэром в Калифорнии, в округе Сонома. Однако дело в том, что изначально, при установке «винды», вместе с ней шло ещё несколько базовых фотографий, которые можно было использовать в качестве обоев рабочего стола. И снимок «Осень» - пожелтевшие клёны, заборы и засыпанная дорожка, уходящая вдаль, долгое время оставался настоящей загадкой для внимательных и въедливых пользователей, ибо не было понятно, где был снят кадр и кем был снят кадр.
Поиск «концов» сообществом пользователей
Следует упомянуть, что за «Безмятежность» Чарльз О’Риэр получил 100 тысяч долларов и мировое признание. А потому журналисты написали немало заметок об этой удачной реализации таланта фотографа, а у кадра появилась целая армия поклонников, которые по настоящий день ездят в округ Сонома, чтобы на месте посмотреть «заставку» привычную с самого детства.
На волне популярности «Безмятежности», кто-то задался вопросом: «Кто и где снял «Осень»»? И это запустило целую цепочку расследований, которая продолжалась 13 лет.
Теории были самыми разными: кто-то утверждал, что снимок сделан в Канаде; кто-то клялся, что видел подобное место в России; кто-то и вовсе говорил, что кадр сделал Билл Гейтс лично, а потому включил его в Windows XP, как отражение своего таланта фотографа. Но ни одна из теорий не выдерживала никакой критики, а потому люди продолжали «искать концы».
Ник Тоши и новые детали
Достаточно популярный американский журналист - Ник Тоши, был вынужден обратиться к компьютерному мастеру для починки своего ноутбука. А заодно попросил сменить надоевшую заставку, в виду чего на его рабочем столе появилась легендарная «Осень».
Ник был тем человеком, который прекрасно понимал, насколько популярна основная заставка. И именно он, совершенно неожиданно для себя, также заинтересовался авторством «Осени» с удивлением обнаружив, что поиску места и автора посвящены целые форумы в Интернете.
Ник был профессионалом, а потому сразу же начал выявлять и подмечать малейшие детали, намереваясь быстро разобраться с поставленной задачей. Он отметил для себя, что в конце дорожки, обрамлённой забором, есть что-то вроде хижины либо амбара, но каких-то других «зацепок» найти не удалось.
Продвижение расследования в тупик
Тоши это совершенно не остановило, ибо доселе он раскрывал и не такие загадки. И даже заставил Ватикан присвоить ему степень доктора наук, чтобы проникнуть в секретные архивы этого мини-государства.
Для продвижения расследования Ник обратился к своим коллегам и айтишникам, чтобы изучить техническую сторону снимка. Специалистов удалось вовлечь в работу настолько, что они с большим энтузиазмом выяснили все метаданные, а также начали максимально приближать и (насколько это возможно) восстанавливать отдельные фрагменты снимка.
К большому сожалению, первый вывод был ошибочным – такого места нет на планете, а картинка может быть коллажем или плодом графических редакторов. Но Ника этот вывод не удовлетворил и он начал рассылать поисковые запросы на все Интернет-ресурсы, где велось подобное расследование, до которых мог дотянуться – всё тщетно
Спасительная случайность
Один из членов созданной команды, согласно редакционному заданию, искал фотографию для популярного журнала, после чего перешёл на малоизвестный фотохостинг и неожиданно увидел кадр, который показался очень и очень схожим с «Осенью». О находке немедленно докладывается Нику и он, пользуясь своим именем, отправляет запрос администрации сайта.
Администрация довольно дружелюбно ответила, что ничего сказать не может, так как не собирает данные от партнёров. Но указала на то, что судя по косвенным признакам и прочим подобным снимкам, серия была отснята в Московском Ботаническом саду. Так Тоши вместе с особо отчаянными коллегами впервые отправился в Россию, куда стремительно вёл его новый виток расследования.
Снова – не то. Впервые в своей истории Ник испытывает желание сдаться.
«На дурака» он снова просматривает снимки, выставленные в общий доступ. А это – почти 70 миллионов оригинальных и повторяющихся кадров, выдаваемых поисковой системой под словом «Осень». И о чудо – очередная копия «Осени», лежащая на современном фотохостинге, неожиданно оказывается оригиналом, с указанием дополнительной информации»!
Неожиданная победа
Ник не поверил своим глазам: «Октябрь 1999 года» - вот то, что было оригинальным атрибутом этой копии. Но были ещё метаданные, которые прямо указывали на Канаду. И Ник потратил почти две недели на то, чтобы при помощи панорам побродить по примерной округе, что привело к ожидаемому результату – предполагаемое место съёмки было определено.
Выезд на место вызвал ликование – вон та самая дорога, рядом – аутентичные деревья, а вдалеке – амбар. И уже делом техники было найти автора снимка. Им оказался Питер Бьюриан, который и не знал, какой большой ажиотаж присутствует вокруг давно отснятой «Осени».
Нет, свой гонорар он получил. Но не 100 тысяч долларов как Чарльз О’Риэр, а всего 45 баксов. Но как профессионал, Питер понимал, что авторские права на кадр ему больше не принадлежат, а потому поспешил забыть о неудачной сделке, довольствуясь тем, что его труд хотя бы известен на весь мир.
Определение авторства и места стало сенсацией. И отныне поклонники Windows XP стали ездить не только в Калифорнию, но и в Канаду, чтобы хотя бы прогуляться по той аллее, которая многим была знакома с детства. Нил подтвердил свой статус супержурналиста, а Питер, спустя годы наконец-то получил признание и внимание со стороны общественности, что позволило продвинуть прочие работы. И это лучшее завершение путанной, но насыщенной и интересной истории, ибо расследование долгое время шло «в никуда» и практически не имело шансов на счастливый исход.