Верить либо не верить в паранормальные явления – дело каждого. Однако в мире немало действительно странных и страшных мест, которые будто бы притягивают к себе многочисленные неприятности. Таким местом (весьма притягательным для туристов и любителей «паранормальщины») является маяк Ля-Жумьен, который стал знаменит на весь мир ещё и потому, что именно здесь была сделана одна из самых эпичных фотографий смотрителя маяка.
Знаменитая фотография
Наверное, многие из вас видели этот впечатляющий кадр – огромная тридцатиметровая волна буквально врезается в каменную стелу маяка, обволакивая её со всех сторон, и кажется настоящей водной стеной наступающей на сушу. И в этот самый момент, находясь на самом краю гибели, смотритель маяка, вышедший на внешний осмотр, успевает быстро проскользнуть внутрь, чем спасает себе жизнь.
Это со стороны работа таких смотрителей кажется спокойной и умиротворённой. Но, в самом деле, такие работники единолично несут ответственность за исправную работу важного навигационного оборудования, месяцами (а то и весь год, в зависимости от точки заброски) находятся в полной изоляции, а в шторм рискуют сгинуть в бурлящей пучине, когда производственные нужды и должностные обязанности призывают покинуть защищённый объект.
Как все произошло и почему смотритель вышел в шторм расскажу в конце статьи
И, на мой взгляд и взгляд очень многих людей, именно эта знаменитая фотография 1989 года выпуская, сделанная во время очень сильного шторма во Франции, в провинции Бретань, целиком и полностью раскрывает главную опасность этой очень романтичной и специфической профессии.
История постройки маяка Ля-Жумьен
Необходимость постройки маяка была обоснована целой чередой кораблекрушений, которые происходили здесь с незавидным постоянством. «Последней каплей» послужило знаменитое кораблекрушение 1859 года, которое унесло жизнь экипажа, пассажиров и уничтожило ценный груз.
Тогда погибло около 250 человек, а пароход «SS Drummond Castle» стал им общей могилой (что и предопределило дурную славу этого места, так как тела ещё очень долго выносило на берег). Именно тогда правительство провинции приняло решение возвести здесь новый маяк и выделило деньги на эти нужды. К возведению подключились и частные инвесторы.
Место возведения было выбрано суровое и красочное – огромная скала, вершина которого была приемлемой по площади для возведения нового строения. Но прибывшие строители подвергли критике эту локацию – скала имела в высоту всего 4 метра и не соответствовала общепринятым нормам для размещения маяка.
Несмотря ни на что альтернатив не было. И возведение монументальной конструкции началось в 1867 году. Работа двигалась очень сложно, в виду огромного числа трудностей. В частности строителям мешали быстро изменяющиеся погодные условия, случаи травмирования, трудности с доставкой материалов на строительную площадку. Да и возводить сооружение приходилось в по-настоящему «альпийских» условиях, с использованием соответствующего снаряжения для скалолазанья.
В виду вышеперечисленного строительные работы были выстроены так, что рабочие трудились посменно, группами по 3-4 человека, с минимальными объёмами и темпами продвижения. Именно поэтому маяк возводился практически 15 лет и был сдан в постоянную эксплуатацию только в 1881 году.
Несмотря на столь продолжительный «долгострой» результат работы поражал воображение – 48-метровое сооружение начало отправлять в морскую гладь первые световые сигналы, надёжно оберегая проходящие суда от смертельных ошибок в навигации.
Как делалось знаменитое фото
Неизвестно, рассчитывал ли автор знаменитого фото – Жан Гишар, на столь значимый для себя результат. Однако подготовка к съёмкам была весьма объёмной, дорогостоящей и длительной и началась с того, что 21 декабря 1989 года им был нанят целый вертолёт береговой службы для нужд фотографирования.
Главная цель мероприятия – запечатлеть шторм. Однако и маяк входил в планы Жана – он хотел, через своё мастерство и искусство, выразить всю суровость борьбы человеческих трудов со стихией. Но «подставлять под удар» смотрителя маяка явно не входило в цели фотографа.
«Смешанная» команда, с большим риском, прибыла на место съёмки. Как раз вовремя – такого шторма давным-давно не видело побережье Франции. Но самый драматичный момент всей кампании – это борьба смотрителя – Теодора Малгорна, с разбушевавшейся стихией.
В тот момент, когда вертолёт только подлетал, штормом уже выбило двери первого этажа, а большая часть мебели была безжалостно вынесена в океан. Теодор как раз и был занят тем, что пытался восстановить дверное полотно, несмотря на огромное давление воды. И, заслышав шум вертолётного винта, Малгорн подумал, что в виду очень сильного разгула стихии, за ним отправили спасательное воздушное судно. А когда винтокрылая машина зависла в непосредственной близости от маяка, он вышел на едва огороженную площадку, чтобы подать какой-то знак, означающий: «Всё в порядке, помощь не требуется».
Теодор очень рисковал и прекрасно осознавал это. Он смог сделать короткую отмашку рукой, когда с другой стороны маяка монструозная волна вновь ударила в конструкцию. Но тут «на руку» смотрителю сыграл многолетний опыт – как говорил Малгорн впоследствии, он буквально корнями волос почувствовал приближение огромной волны и успел укрыться внутри маяка…
… Теодор выжил в тот день. И, как знать, может быть к спокойному и тихому живому обитателю этих суровых скал давным-давно привыкли местные духи и именно они сохранили жизнь смотрителю, подав нужный сигнал в последний момент. А может быть всё это надуманность и отражение вечной тяги взрослых людей - верить в сказку. В любом случае, спустя два года Жан Гишар получил всемирную известность, благодаря сделанной фотографии.
А маяк Ля-Жумьен по настоящий день продолжает светить в море далеко проходящим кораблям, уберегая капитанов от непростительных ошибок в навигации.
Говорят что до того, как маяк перевели на автоматическую систему найти смотрителя было крайне сложно - хоть и зарплата там была раза в 3 больше среднестатистической.