Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Усадьба Павловых – Севрюговых. Творение архитектора Кампиони для сестры и зятя

Я никогда не прекращу поражаться тем, насколько избирательно работает человеческое восприятие окружающего мира. Я создавал этот блог два с половиной года назад для того, чтобы отобразить в нем свое восхищение московской архитектурой и теми историями, что с ней связаны. Порой по ним, как по параграфам учебника, можно изучать Историю целой страны. И каждый раз, когда я гуляю по городу, я нахожу, чем полюбоваться, нахожу места, в которые хочется возвращаться снова и снова. И пишу я о том, чем хочется поделиться с другими, привлекаю внимание читателей к красоте, стараясь обходить негативные стороны – их и так всегда видно, нужно ли акцентировать на них внимание лишний раз? Но всегда находятся те, кто акцентирует. И пишут в комментариях о том, что все пропало, все украли, сломали, изуродовали. А то, что еще не успели – со дня на день украдут и сломают. И сколько ни пиши о возрожденных, отреставрированных, приведенных в порядок шедеврах, недовольных «всепропальщиков» не убывает. И поэтому мо
Оглавление

Я никогда не прекращу поражаться тем, насколько избирательно работает человеческое восприятие окружающего мира. Я создавал этот блог два с половиной года назад для того, чтобы отобразить в нем свое восхищение московской архитектурой и теми историями, что с ней связаны. Порой по ним, как по параграфам учебника, можно изучать Историю целой страны. И каждый раз, когда я гуляю по городу, я нахожу, чем полюбоваться, нахожу места, в которые хочется возвращаться снова и снова.

И пишу я о том, чем хочется поделиться с другими, привлекаю внимание читателей к красоте, стараясь обходить негативные стороны – их и так всегда видно, нужно ли акцентировать на них внимание лишний раз?

Но всегда находятся те, кто акцентирует. И пишут в комментариях о том, что все пропало, все украли, сломали, изуродовали. А то, что еще не успели – со дня на день украдут и сломают.

И сколько ни пиши о возрожденных, отреставрированных, приведенных в порядок шедеврах, недовольных «всепропальщиков» не убывает. И поэтому моя сегодняшняя заметка…

…О только что отреставрированном доме в Большом Козловском переулке

Наверное, почти весь октябрь я гулял по району между Садовым кольцом и Огородной слободой, про которую также много писал прошедшей весной.

Прогулка по Огородной слободе, Харитоньевским и Козловским переулкам | Тайный фотограф Москвы | Дзен

Харитоньевские и Козловские переулки, старинные палаты и доходные дома…

Не меньше семи раз этой осенью я проходил по Боярскому переулку от станции метро Красные ворота, и взгляд каждый раз падал на особняк в его конце, на изгибе Большого Козловского переулка. Правда, тогда он был покрыт сеткой и застроен лесами. И вот на днях я снова прошел по этой дороге – а реставрация закончилась! И выглядит здание великолепно.

-2

Интересно, что вазоны, венчающие углы дома, очень мне напомнили те, что установлены на ограде бывшей усадьбы в Малом Гнездниковском, о которой писал на днях (2 фото).

И не только они, но и эти вот лепные гирлянды, ниспадающие и восходящие меж окон (3 фото).

Кстати сказать, этот симпатичный, нарядный домик – лишь жилой усадебный флигель, а главный дом прячется за сплошной оградой в глубине двора. Хотя в других источниках пишется, что его построили лишь осенью 1917-го… но это слишком маловероятно. Да и имеются о нем совсем другие сведения.

Проект усадьбы в 1874 году составил русский итальянец, архитектор и скульптор Петр Сантинович Кампиони – основатель Московского архитектурного общества. А первым её владельцем был купец, член правления Московско-Казанской железной дороги и акционер Страхового общества Якорь, титулярный советник Андрей Яковлевич Павлов, после которого городской усадьбой до начала двадцатого века владели его наследники – жена Мария Сантиновна (урожденная Кампиони, родная сестра архитектора!) и их дети.

К слову, интересно то, что изящная лепнина на фасадах появилась не благодаря владельцу скульптурной мастерской и брату хозяйки имения, производившему

«алебастровые статуи в рост человека по Римским оригиналам, кои могут стоять в горнице и в саду, и на коих такой лак, который сопротивляется всем погодам»,

а другому архитектору, который перестроил дом в 1890 году. Им стал Петр Александрович Дриттенпрейс, автор дома Рахмановых у Покровских ворот и особняка Морозовых на Ивановской горке.

-5

Он же установил и ограду с воротами, отделив усадьбу от улицы (3 фото).

Тогда же появился и вензель с буквой «S», который говорит…

…Еще об одном из былых владельцев усадьбы

Этим владельцем с 1890 года являлся купец-мануфактурщик родом из Шуи Владимирской губернии (а ныне Ивановской области), владелец Кинешемской бумаготкацкой фабрики Павел Федорович Севрюгов. Как говорят, буквой латинского алфавита купец планировал добавить себе солидности.

-7

В 1901 году он оставил владение сыну Владимиру Павловичу, а сам уехал в Кинешму присматривать за фамильной фабрикой и строить свою знаменитую дачу «Отрадное» на живописном волжском берегу.

В свою очередь, Владимир Павлович Севрюгов владел усадьбой до самой революции.

-8

После октябрьских событий усадьба перешла в руки большевиков. В ней, как свидетельствуют, расположился штаб кавалерийской дивизии Московского военного округа, а начиная с 1944 года – Высшая дипломатическая школа при Министерстве иностранных дел, в 1974 году преобразованная в Дипломатическую академию МИД СССР.

Усадьба и по сей день относится к Дипакадемии МИД РФ и Институту актуальных международных проблем.

-9
Особняк Павлова-Севрюговых, достопримечательность, Большой Козловский пер., 4, стр. 1, Москва — Яндекс Карты

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца. Очень нуждаюсь в ваших комментариях и лайках, а также в репостах статей в ваших любимых соцсетях.

Если вы хотите финансово поддержать Автора, это можно сделать, оформив Премиум-подписку, пройдя по ссылке:

https://dzen.ru/secret_photograph?tab=premium

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!