Напомню, что подробности Страшного Суда описал еще Сам Христос. В Новом Завете Он говорит, что «придет во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его». (Мф., 16, 27).
Что будет мерилом добра и зла?
И на горе Елеонской, незадолго до своего распятия на Кресте, Иисус говорил с учениками о Суде. И те живо представляли, как Он сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. (Мф 25, 31-33). Таким образом, с правой стороны будут праведники, а с левой – грешники. Мерилом же здесь будут только добрые дела и поступки.
И знаете, что скажет этим людям Господь? «…Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». (Мф., 25, 42)
«И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную». ((Мф., 25, 43).
«Возлюби дела справедливости»
Ну, а теперь самое интересное для вас, друзья, - отрывок из проповеди святителя, проповедника, архиепископа Константинопольского Иоанна Златоуста (347–404). Читайте же, что сказал этот отец и учитель Церкви 17 веков назад:
«Представь себе, в каком положении ты оказываешься перед судьей, когда открываются памятные записи о тебе, обличающие тебя в неправде, свидетельствующие о твоем безумии: вспомни, какой страх, какой трепет объемлет тебя, как содрогаются члены, как потрясаются все внутренности, – и это на суде человеческом! Если же суд человеческий наводит такой ужас, то кто может описать тот ужас, среди которого совершит Свой Суд над вселенной Владыка всех? Говорим это не с тем, чтобы устрашить, но чтобы внушить вам благоразумие.
Не цени денег выше Христа, не предпочитай неправды и корыстолюбия Богу. В вашем распоряжении только время до гроба – об этом говорилось вам и вчера. В конце твоей жизни тебя неизбежно ожидает могила. Стремись же к тому, чтобы в ожидании ее приготовить себе переход от настоящей жизни к будущей. Возлюби дела справедливости: в гробу мы получим разрешение, в гробу уничтожится наша бренная оболочка.
Постараемся же избежать грядущего суда, умоляю вас, братья! Не с иными чувствами должно говорить и слушать об этом предмете, как с решимостью приобрести жажду правды.
Смотри, как взывает пророк: «О, какой день Господень, ибо день Господень близок» (Иоил. 1:15)! Если пророк при воспоминании об этом дне трепещет, то нам ли, повинным в бесчисленном множестве грехов, вспоминать о нем без страха? Умилосердим же Судию покаянием, загладим наши грехи, устрашимся этой действительно страшной Его угрозы: «кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я (а отвергается не только тот, кто отвергается на словах, но и тот, кто отвергается на деле) пред Отцом Моим Небесным, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф. 10:33, 32).
Если эти слова – только произносимые – уже внушают страх, то что придется испытать нам при созерцании самых дел, им соответствующих? Представьте себе, братья, эту картину: вот Судия вселенной восседает. Ему предстоят Ангелы и Архангелы, Его прославляют Херувимы, премирные Силы, пренебесные Воинства и среди них патриархи, пророки, апостолы, евангелисты, мученики; тут же и те, которые здесь были царями, правителями, судьями, вельможами, богатыми, бедными, мудрецами, простецами – все они стоят перед престолом Царя, и при стольких-то свидетелях – небесных и земных – Судия произносит приговор и отрицается чуждых ему перед Отцом Небесным! Отрекусь, – сказал Он, от того, кто отречется от Меня пред людьми, пред Отцем Моим Небесным (см. Мф. 10:33).
Он будет судить и как Бог, и как Человек
Вот таким образом Иоанн Златоуст в свойственной ему эмоциональной манере донес до нас, живущих в XXI веке, подробности того, как же совершается Страшный Суд над христианином по заповедям Христа? Причем сама проповедь не только проникнута отеческой заботой и тревогой о судьбе христиан, но и полна подсказок и советов. Это своего рода конспект о том, как оказаться справа, а не слева от Спасителя.
Из слов Спасителя также следует (обратите внимание!), во-первых, что судить человечество будет Христос не только как Бог, но и как Человек, Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха (Евр 4,15). Во-вторых, суд Божий не будет чем-то навязанным человечеству извне, не будет лишь следствием «справедливого мздовоздаяния» со стороны Бога.
Необходимость суда вытекает из принципа нравственной ответственности человека перед Богом и перед другими людьми. Страшный Суд начинается в земной жизни человека и осуществляется в каждый конкретный момент, когда человек решает, накормить ли ему алчущего, напоить ли жаждущего, посетить ли находящегося в темнице, поделиться ли с неимущим. Слова Христа о Страшном Суде — не угроза возмездия, а призыв к деланию добра.
И еще мне понравилось толкование слов Христа протоиереем Андреем Ткачевым:
«…Речь идет о прощении врагов, о милосердии, незлобии, целомудрии и всем том, чего не было бы в мире, если б не было Евангелия. И, наконец, затем человек будет судим как сын Церкви в том звании, которое он в Церкви носит — епископ как епископ, священник как священник, монах как монах, мирянин как мирянин. Если человек был в Церкви епископом, но не выдержал экзамена общечеловеческого, то до епископского суда ему не дойти — он будет отринут раньше. Это касается всех. Прежде чем мы будем судимы как христиане, мы будем судимы просто как люди».
(Источник: «Симфония по творениям святителя Иоанна Златоуста. Составитель Т. Н. Терещенко.)