Найти в Дзене
Александр Дедушка

"Играем в жизнь": кого спасать - супруга или ребенка?

«Трудный выбор» Переходим к последнему упражнению по теме сегодняшнего дня. Говорю о трудности предстоящего игрового выбора и предлагаю в качестве предварительной подготовки к упражнению внимательно присмотреться к кругу друзей и выбрать из присутствующих двух человек – «жену» («мужа») и «ребенка». Кто из присутствующих людей в наибольшей степени подходит на эти игровые роли? Это уже не игровые роли прошлых заданий. На эти «семейные» роли подбираются любые друзья из всего круга участников. Пора разорвать устоявшиеся связи. Я хорошо понимаю остроту предстоящего задания, особенно по линии «муж»-«жена». Но в то же время интересно проверить степень открытости и искренности лагерников. Кто из них предпочтет открыть сердечные склонности, а кто закамуфлировать? Предлагаю записать имена своих выборов и мотивировать. После того, как все выполнили эту предварительную установку, перехожу к объяснению экспозиции игры: - После кораблекрушения вы оказываетесь на необитаемом острове вместе со своей в
Игра
Игра

«Трудный выбор»

Переходим к последнему упражнению по теме сегодняшнего дня.

Говорю о трудности предстоящего игрового выбора и предлагаю в качестве предварительной подготовки к упражнению внимательно присмотреться к кругу друзей и выбрать из присутствующих двух человек – «жену» («мужа») и «ребенка».

Кто из присутствующих людей в наибольшей степени подходит на эти игровые роли? Это уже не игровые роли прошлых заданий. На эти «семейные» роли подбираются любые друзья из всего круга участников. Пора разорвать устоявшиеся связи.

Я хорошо понимаю остроту предстоящего задания, особенно по линии «муж»-«жена». Но в то же время интересно проверить степень открытости и искренности лагерников. Кто из них предпочтет открыть сердечные склонности, а кто закамуфлировать?

Предлагаю записать имена своих выборов и мотивировать. После того, как все выполнили эту предварительную установку, перехожу к объяснению экспозиции игры:

- После кораблекрушения вы оказываетесь на необитаемом острове вместе со своей второй «половиной» - мужем или женой и ребенком. Проходит какое-то время, и те небольшие остатки еды, которые вы успели захватить с собой, заканчиваются, и вам начинает грозить голодная смерть. Ваш островок совершенно пустой, и поживиться на нем нечем, а вот вдали вы видите остров побольше – с обильной растительностью, возможно, даже обитаемый, так что единственный шанс остаться в живых – постараться добраться дотуда.

Из случайно выброшенных на берег веток и досок вы сооружаете некое подобие плота и отправляетесь в опасное плавание. К сожалению, то, чего вы больше всего опасаетесь – случается. Налетевшая волна едва не опрокидывает ваш самодельный плот. Вам каким-то чудом удается остаться «на борту», но оба дорогих вам человека оказываются в воде. И надо же – так получилось – по разным сторонам плота. У вас в запасе только несколько секунд – они не умеют плавать. Каждый из ваших родных зовет на помощь, но спасти обоих не удастся. Можно успеть спасти только одного человека – протянув ему самодельное весло. Вы должны решить, кого из двоих спасете, и протянуть этому человеку спасительное весло…

Игра по своему типу является игрой нравственного выбора, основанная в ценностном плане на предпочтительном выборе той или иной личности. Как наши лагерники справятся с предстоящей борьбой мотивов? Кого спасать? Кто ценнее? «Муж» («жена») или «ребенок»? Мало решить это в ролевой ценностной иерархии. Как быть с личностной идентификацией? Может быть, окажется, что «априори» кто-то решит, что ребенок, но в личностном плане ценнее окажется человек, к которому питается сердечная нежность? Здесь перекрещивается и сплетается целая сеть из социометрических предпочтений и личностных привязанностей.

В общем, в любом варианте серьезная борьба мотивов должна быть обеспечена.

В организационном плане все выглядит так: ставлю в центр круга стул, изображающий собой плот, и пол вокруг него устилаю занавесками. Человек, которому предстоит сделать выбор, садится на стул, а его «родные» становятся на его ножки, цепляясь за его края. По моей команде они должны отцепиться и упасть в разные стороны. Пятнадцать секунд – на просьбы о помощи. Это последний шанс «остаться в живых», убедив спасти именно вас. А окончательный выбор определяет протянутое тому или иному «родственнику» «весло», которое символизирует собой отдаленно напоминающий его гитарный чехол.

Перед началом игры предлагаю сделать предварительный выбор и письменно мотивировать его – кого «мужа» («жену») или ребенка оставит каждый. Но поясняю, что этот выбор предварительный, в ходе игры он может измениться под влиянием поведения их игровых прототипов.

Первым главным действующим лицом – протагонистом игры – становится Тася. Кого же она выбрала на семейные роли?

«Моим ребенком я хотела бы, чтобы был Максим, мне с ним легко, и у нас взгляд на дружбу одинаковый, и нам очень легко общаться. Тем более мы работали в парах: мой муж Леша, а сын Максим. Мы очень хорошо общались, и мне кажется, вот, как мы работали в такой «мини-команде».

Итак, Тася предпочла ничего не менять и остаться в прошлой ролевой идентификации. О чем это говорит? Конечно, это своего рода психологическая защита. Гораздо легче ничего не менять и не подвергаться риску самораскрытия. Да, видимо, Тася слегка «трусит», хотя и пытается рационализировать свою неуверенность.

Итак, Тася в центре, Леша и Максим по краям. Я говорю о налетающей волне и даю сигнал на «отцепление». Оказавшись «в воде», Леша неуверенно зовет Тасю, а Максим пищит детским голоском: «Мама, помоги!»

Тася, хоть и чуть напряжена, однако говорит что-то типа: «Муж мне не нужен» и протягивает весло Максиму.

Итак, первый личностный нравственный выбор сделан.

Предлагаю всем, кого выбирают на какие-либо роли, фиксировать это в качестве материала для последующего самоанализа.

Следующий протагонист Таня. Игроков мы выбираем из «коробочки», так что последовательность совершенно случайная. Вот Танина мотивация на роли мужа и ребенка:

«Мой муж мог бы быть Кирилл. Мне трудно объяснить почему. Просто мы уже долго общаемся и близки духовно. Не просто мы одноклассники и ходим в один лагерь. Он мне близок. С Кириллом я не пропаду в любой ситуации.

Моим ребенком могла бы быть Тася. Она милая, спокойная и понимающая. Мне она нравится как человек».

Танюха, молодчинка! Ее объяснения как всегда глубоки и искренни. Кирилл – воплощение надежности, Тася – понимания, два очень важных для Тани качества.

Итак, все трое на стуле. Даю свисток, и Тася с Кириллом «разлетаются» по сторонам. Тася зовет маму, но Таня поворачивается к Кириллу. Тот молчит?

- Без комментариев? – спрашивает Таня.

Кирилл показывает на Тасю и говорит:

- Я думаю, ты знаешь, кого выбрать.

Однако Таня уверенно произносит:

- Но, я думаю, что я все-таки выберу папу.

И протягивает Кириллу спасительное «весло».

По ходу игры Таня не изменила своего предварительного выбора:

«Я думаю, что я оставлю мужа. Так как ребенок у нас еще будет. Я жестоко выбираю, но это может быть, хотя мне жалко это делать. Тася мне дорога».

Но не в той степени, как Кирилл. И мне все понятно с Таниным выбором. А что Тася? Не обидно ли ей? Как она себя чувствует в роли «оставленной»?

«Таня выбрала Кирилла. Я сразу поняла, что я останусь, потому что Таня смогла бы еще родить детей, я не последний ребенок».

Тася опять что-то скрывает за внешней «констатирующей» рационализацией. Я это чувствую, хотя до конца понять что, не могу.

Следующий игрок Максим. Он выбирает Машуньку на роль жены, а Кирилла на роль сына:

«Маша – она мне больше подходит на роль жены, потому что… Я не могу открыться.

А на роль Кирилла мне хотелось иметь потому, что он остряк. Я бы хотел воспитать, но перевоспитал. Если будет сын, я его выберу».

Маша, видимо, нравится Максиму, отсюда его стеснение. Интересно, что Кирилла-сына Максим собирался перевоспитать, жаль, что не указал, в какую сторону. Но зато заранее решил его выбрать – и выбрал. Машунька и Кирилл в ходе игры были пассивны, и в общем-то на первоначальный выбор Максима особо не «давили».

Не успела Машунька оправиться после «гибели», как ее снова выбирает на роль жены, на этот раз Дима (младший). Максиму тоже с отдыхом придется подождать:

«Я хотел, чтобы моей женой была Маша. Она жизнерадостная и поможет во всем.

Я хотел, чтобы моим ребенком был Макс. Он веселый и жизнерадостный».

Интересно, что у Димы на обе роли были первоначально другие кандидатуры, впоследствии тщательно вымаранные. Женой была Тася, а вот ребенка я не смог разобрать. Странно: чем вызваны эти колебания в личностном выборе?

Спасается в результате Максим, Машунька уже второй раз подряд «тонет» и не в последнюю очередь, думаю, потому, что не просит о помощи. Дима так точно в этот раз поступил не в соответствии с предварительным выбором:

«Я выбрал Максима, потому что он хотел, чтобы его спасли, а Маша не звала на помощь».

Машунька уже третий рад подряд «в игре». На этот раз в качестве протагониста. Вот ее личностный выбор:

«Я бы хотела, чтобы моим мужем был Кирилл, потому что с ним не бывает скучно, и мы похожи с ним характером. А ребенком Таня. (Сначала была Оля.)Просто нравится! Ну, доброта и смех!»

Маша и предварительно хотела оставить ребенка, и оставила его. Кирилл тоже «благородно» не напрашивается на спасение.

Катя:

«Я хочу, чтобы моим мужем стал Леша. Потому что для моего ребенка нужен рассудительный отец.

А ребенком – Тася, потому что я хочу, чтобы мой ребенок был на меня похож некоторыми качествами. Я хочу себе помощницу».

У Кати продуманные взгляды на семейную жизнь – рассудительный муж и дочь-помощница. В ходе игры она спасает Тасю:

«Я выбрала Тасю, потому что мне нужна дочка. Она напоминает мне мужа».

Интересно «вывернутый» мотив выбора.

Очередь Оли. Она не без внутреннего трепета называет имена Кирилла и Светы:

«Я хотела бы, чтобы моим мужем был Кирилл, потому что он смелый, умный, добрый, храбрый.

Я хотела бы, чтобы моим ребенком была Света, потому что она мне нравится, она спокойная и добрая».

Кирилл уже, кажется, третий раз становится «мужем», и Оля, думаю, достаточно полно перечислила качества его мужского «имиджа», что в нем импонирует девочкам. Юмор только еще нужно добавить. Но и на этот раз ему не удалось спастись. Оля выбирает Свету:

«Из ребенка и мужа я бы спасла ребенка, потому что ребенок, он маленький и беззащитный, а муж может все-таки, если он сильный, спастись».

Ну, вот и сам Кирилл. Предположите, кого он взял на роли жены и ребенка….

Вот его выбор:

«Я бы хотел, чтоб моей женой была Таня. Мне с ней легко общаться, она веселая. И я радуюсь, когда смотрю на нее.

Я бы хотел дочку Тасю. Она такая хорошая, умная и красивая. Меня к ней тянет как к дочери. Я бы хотел научить ее всему, что знаю».

Таню еще можно было предположить, а вот Тася – довольно неожиданно для меня. Но Кирилл хорошо и, главное, быстро разбирается в людях.

Кирилл спасает Таню. В засветке чуть позже он напишет, что не пережил бы ее «гибели».

Настя на роль мужа выбирает Лешу, а ребенка – Катю.

«Ребенок – Катя, потому что она подходит мне по характеру, и у нее такие черты, которые мне нравятся. Муж – Леша (Кирилл зачеркнут), потому что он мне нравится и потому что у нас есть общие черты».

Чуть позже в итоговой засветке она напишет:

«Муж – Леша. Я поменяла его в последний момент. Кирилл был мужем».

У Насти наиболее явно видна борьба между желанием скрыть сердечную привязанность и одновременно открыть ее объекту своих чувств. Отсюда, видимо, все колебания между Кириллом и Лешей.

Но «в живых» она оставляет Катю.

Последним в игре участвует Мурат:

«Моя жена – Таня, потому что у нас хорошие отношения, да и вообще, Таня – позитивный, жизнерадостный человек.

Моя дочь – Настя, потому что она добрая и нежная как ребенок».

И спасает он дочь со следующим пояснительным комментарием:

«В результате я выбрал дочь, потому что моя жена вообще ничего не делала».

Ну, вот, игра закончена – немного времени на подведение итогов. Большинство в этой «экстремальной» ситуации спасали ребенка, но вот Кирилл спас жену Таню, и она спасла его.

Прошу всех провести итоговую засветку чувств, где проанализировать все свои выборы, то есть те случаи, когда игроки выбирали тебя на роль мужа (жены) или ребенка.

Кирилл, как наиболее часто избираемый на те или иные роли, очень добросовестно работал над записями не только в итоговой засветке, но и по ходу игры, даже прося меня чуть подождать, пока он не объяснит очередной выбор. Вот его комментарий:

«Для Тани я муж. Она меня спасла. Я так и думал.

Максим меня выбрал как сына и спас. Я не ожидал, что он спасет меня. Я не сильно просил, но просил.

Маша выбрала меня мужем и спасла Таню. Я не пережил бы, если Таня бы умерла.

Оля – я муж. Меня не спасла, ну, и правильно.

Леша – я сын. Он меня спас. Я даже не знаю. Видимо, во мне что-то есть. Во мне есть что-то, что притягивает. Но пользоваться этим не стоит.

Насчет трудолюбия. Я понял, да оно есть, но его мало. Я рад, что Оля заметила. Я взял на заметку».

Последняя заметка с Олей – уже после небольшого обсуждения в последействии, где я попросил желающих мотивировать свой выбор. Оля тут и сказала о трудолюбии Кирилла. Хорошо, что Кирилл смог объективно оценить себя на это качество.

Но если Кирилл – главная звезда многочисленных выборов, Мурата не выбрали ни разу ни на какую роль. Вот его ощущения:

«Меня никто не выбрал, и мне чуть-чуть обидно. Но с другой стороны, я знаю, что я хоть и хороший друг, но я у большинства людей не на 1-м месте, даже не в тройке лучших. Скорее всего, проблема во мне, но я не знаю, в чем суть».

Я тоже пытаюсь понять и думаю, в чем же здесь «суть». Скорее всего, Мурат, твое внешнее «занудство» не позволяет многим рассмотреть в тебе внутренние качества хорошего друга. К сожалению, большинство людей, и наши лагерники здесь не исключение, в первую очередь обращают внимание на внешнее, а не на внутренне. Так что, Мурат, тебе это нужно понять и принять, хотя и твое «занудство» тоже может подвергаться коррекционному воздействию.

У остальных ребят в засветках все достаточно адекватно. У Тани только довольно загадочные сомнения:

«…Меня выбрал Кирилл как жену. И спас меня.

Это сложный выбор. Я не знаю уже, правильно я выбрала мужа или нет».

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь