Найти в Дзене

Московские "газовки" - от АМО-4 до "ГАЗон NEXT". Часть 2 (1993 - 2023)

90 летию газодымозащитной службы посвящается.
История московских АГДЗС в фотографиях.
Из-за новых правил "дзена" по максимальному размещению не более 100 фотографий в одной статье этот старый рассказ пришлось разделить на две части, да ещё удалить несколько фото. Иначе нельзя было редактировать и добавлять новую найденную информацию.
Начало смотри здесь - ЧАСТЬ 1 (1933 -1992) На рубеже веков
В начале 1990-х Ленинградский теохтряд выпускает несколько АГ-12 на новом шасси ПАЗ-3205, после чего передаёт техническую документацию для организации их серийного производства на Жуковский машиностроительный завод (ЖМЗ). Там машина получает название АГ-12(3205)мод.001ЖК-ТУ и серийно выпускается на ЖМЗ с 1994 по 1998 годы. Она оснащалась стационарным электрогенератором ГС-250-12/4 мощностью 12 кВт, электродымососом ДЭП-7, катушками с электрокабелями, двумя стационарными и тремя переносными прожекторами ИО-02-1500, мощностью по 1500 Вт. Стационарные прожектора устанавли

90 летию газодымозащитной службы посвящается.
История московских АГДЗС в фотографиях.


Из-за новых правил "дзена" по максимальному размещению не более 100 фотографий в одной статье этот старый рассказ пришлось разделить на две части, да ещё удалить несколько фото. Иначе нельзя было редактировать и добавлять новую найденную информацию.
Начало смотри здесь - ЧАСТЬ 1 (1933 -1992)

***

На рубеже веков
В начале 1990-х Ленинградский теохтряд выпускает несколько АГ-12 на новом шасси ПАЗ-3205, после чего передаёт техническую документацию для организации их серийного производства на Жуковский машиностроительный завод (ЖМЗ). Там машина получает название АГ-12(3205)мод.001ЖК-ТУ и серийно выпускается на ЖМЗ с 1994 по 1998 годы. Она оснащалась стационарным электрогенератором ГС-250-12/4 мощностью 12 кВт, электродымососом ДЭП-7, катушками с электрокабелями, двумя стационарными и тремя переносными прожекторами ИО-02-1500, мощностью по 1500 Вт. Стационарные прожектора устанавливались на телескопической мачте, способной выдвигаться на высоту до 8 метров. Комплектацию другим ПТВ и АСИ машины проходили в частях.

В 1994 году один из первых экземпляров попадает в московскую ПЧ№74. В ту пору потребность в новых АГДЗС в московском пожарном гарнизоне остро не стояла, так как совсем недавно поступили ивановские "газовки" на шасси ЗИЛ-130. Поэтому массового нашествия жуковских ПАЗиков в Москву не произошло.
Однако к концу 1990-х проблема обновления парка московских "газовок" потихоньку начала проявляться. В то непростое время поставки пожарной техники за счёт государственного бюджета осуществлялись с перебоями из-за постоянного недофинансирования. Поэтому московские пожарные зачастую обращались за содействием в Правительство Москвы, которое в то время возглавлял мэр Юрий Михайлович Лужков. За счёт московского бюджета закупалось немало пожарных новинок. Но при этом политика московского правительства, и в частности Ю.М. Лужкова, состояла в том, чтобы не закупать всё подряд "на стороне", а по возможности организовать производство нужной продукции на московских заводах, если не полностью, то хотя бы частично. Применительно к автотранспорту был выдвинут тезис: "Москва должна ездить на ЗИЛах!". Это означало, что для нужд городского хозяйства желательно (очень желательно!) закупать технику на шасси ЗИЛ. Что касается пожарных машин, то специально для столичного пожарного гарнизона на московском карбюраторном заводе "Москарз", являвшегося филиалом автозавода ЗИЛ, в середине 1990-х было организовано серийное производство различных пожарных автоцистерн на "зиловских" шасси. Впоследствии "Москарз" поставлял свои АЦ и в другие регионы, но столичный гарнизон оставался основным заказчиком их продукции.

И раз я упомянул про пожарные АЦ от "Москарз", то самое время рассказать и про "газовку", которую тоже приписывают к продукции этого завода. Но поспешу сразу развеять этот распространённый миф, попавший даже в некоторые автожурналы - завод "Москарз" никогда не выпускал АГДЗС! Изначально это была обычная "москарзовская" АЦ-3,0-40(4331), которую переоборудовали в "газовку" в московском ПТЦ. Случилось это в на рубеже 1990-2000-х годов, когда сам "Москарз" уже не выпускал пожарную технику. В ПТЦ всё сделали как в былые времена с АНР - вместо цистерны и насоса поставили электрогенератор с приводом от двигателя шасси и распределительные щитки с пультом управления электрооборудованием, разместили дымососы, в отсеках сделали укладку необходимого ПТВ и АСИ. На задней стенке кузова закрепили телескопическую мачту с прожекторами. Машина получила очень длинное обозначение - автомобиль пожарный газодымозащитной службы АПГДЗС-20(4331). Из названия можно сделать вывод, что мощность стационарного электрогенератора составляла 20 кВт. Всю свою службу она провела в московском региональном специализированном отряде - РСО (в последствии РСО ТКП, ныне СПСЧ№51). Во второй половине 2000-х АПГДЗС-20 прошёл капремонт в ПТЦ, в результате которого внешний вид надстройки изменился.

Но я забежал чуть вперёд хронологии своего повествования. Поэтому вернёмся в 1998 год, когда стало ясно, что настало время заняться обновлением парка столичных АГДЗС. Единственным предприятием в России, выпускавшим в то время данный тип пожарных автомобилей, был ЖМЗ, производивший свои АГ-12 на шасси ПАЗ-3205. Но как было отмечено выше, в столице был озвучен принцип "Москва ездит на ЗИЛах!". И как говорится - кто платит, тот и заказывает музыку! По настоянию столичной мэрии новые АГДЗС должны были базироваться на шасси ЗИЛ. Поэтому выбор пал на модель ЗИЛ-5301ЕО "Бычок" с цельнометаллическим кузовом-фургоном производства фирмы "Ирито" (модель "ЗиЛ-Ирито-32461"). По заказу Москвы машина была разработана совместными усилиями специалистов ЖМЗ и ВНИИПО МВД РФ. Она получила название АГ-20(5301)мод.001ЖК-ТУ. Первые четыре машины были изготовлены в 1998 году, и после их опытной эксплуатации, в 2000 году были заказаны ещё 10 штук.

В комплектацию автомобиля входил стационарный электрогенератор ГТ40ПЧ6А-2с мощностью 20 кВт, напряжением 220 вольт, и частотой тока 400 Гц, блок питания коллекторного инструмента, три разветвительные коробки, две стационарные кабельные катушки с 96 метрами электрокабеля каждая, два электрических дымососа ДПЭ-15, спасательные верёвки, полный комплект диэлектрики, цепная и дисковая электропилы, электрический отбойный молоток, газоанализатор, индикатором ИР-2 для проверки изолирующих противогазов, устройство искусственной вентиляции лёгких типа ГС-11, комплектом ГАСИ, прожекторам, телескопической мачтой и другим оборудованием.

А теперь о нюансах в названии, модификациях, и количестве машин служивших в Москве. Все 14 машин имели официальное название при сертификации "Автомобиль газодымозащитной службы АГ-20(5301)мод.001ЖК-ТУ". Но по просьбе заказчика в каждой партии было по одной машине, на борту которой красовалась надпись "АД-90/20", что означало "автомобиль дымоудаления". В отличии от "стандартных" АГ-20(5301) они имели уменьшенный пассажирский отсек, вмещавший всего 5 человек включая водителя. При этом у машины был увеличен грузовой отсек, в котором должны были размещаться аж 6 штук переносных дымососов ДПЭ-15. Их суммарная производительность (90 тыс.м3/ч) была указана в индексе модели перед мощностью стационарного генератора (20 кВт). Машина выпуска 1998 года попала служить в ПЧ№9 вместе со стандартной АГ-20(5301). Они попеременно стояли в расчёте как обычные АГДЗС. Другими словами - в тактическом использовании АД-90/20(5301) ничем не отличался от АГ-20(5301), и даже на её задней стенке была нанесена аббревиатура "ДЗ", свойственная всем московским "газовкам" того времени. Вторая АД-90/20(5301) была выпущена в 2000 году, и некоторое время была не у дел. Но потом её передали в ПЧ№17, которая занимается обеспечением работы штаба города. Там её переоборудовали в автомобиль связи (АС), и в этом новом качестве она стала выезжать на пожары. А Жуковский машиностроительный завод, несмотря на ещё один популярный в интернете миф, никогда сам штабных "Бычков" не производил!

Из 14 штук газодымозащитных "бычков" сделанных на ЖМЗ по заказу Московского правительства, в столичном гарнизоне служило только 13. А ещё одну машину из партии 2000 года Ю.М.Лужков презентовал пожарным города Саров в Нижегородской области. И она, в отличии от московских, до сих пор несёт свою службу.

После списания...
После списания...

***

В начале 2000-х годов в Москву поступает несколько автомобилей АТ-8(4331) производства ПО "Берег". "АТ" в данном случаи означало "автомобиль тыла". Название очень странное, учитывая перечень задач, указанный для этой машины на сайте производителя:

Автомобиль тыла предназначен для: доставки к месту пожара боевого расчёта, специального оборудования и инструмента (...); освещения места аварии и тушения пожара; вентиляции места аварии и нормализации воздушной среды в зоне работы пожарных и спасателей; осуществления электрозащитных работ на пожарах и авариях; проведения аварийно-спасательных работ на воде; проведения спасания людей на высоте; оказания первой доврачебной помощи; вскрытия и разборки различных конструкций с помощью механизированного инструмента и оборудования.

Весь спектор задач и комплектация подходит как раз для АГДЗС. Но из 7 штук таких АТ-8(4331) в качестве "газовки" его использовали только в ПЧ№44. Отсеки машины позволяли разместить в них всё необходимое оборудование и инструмент. Боевой расчёт 7 человек включая водителя.

***

В 2003 году в столицу поступает автомобиль газодымозащитной службы АГ-20-9(433362)ПМ-585 производства ОАО "Пожтехника" (Торжок). Здесь всё стандартно: стационарный генератор ГС-250-20/4 мощностью 20 кВт и напряжением 230/400 вольт, частота тока 50 Гц, пневматическая осветительная мачта высотой 6 метров, прожектора 2х1000 Вт, электродымосос - 2 шт., комплект гидравлического инструмента. Боевой расчёт 9 человек включая водителя.

***

В 2006-2007 годах в столице появляются три "газовки" на шасси ПАЗ-32053-20 производства ТПП "Пеленг". Но они не были одинаковыми.
Первый был обычным
АГ-16(3205)мод.01НН в стандартном исполнении. Стационарный электрогенератор мощностью 16 кВт, переносной электрогенератор мощностью 6 кВт, телескопическая восьмиметровая мачта с прожекторами суммарной мощностью 10 кВт, два электродымососа. В остальном всё как всегда - спасательные верёвки, различный АСИ, электроинструменты, комплект диэлектрики, 10 дыхательных аппаратов с комплектом запасных принадлежностей, медицинская укладка, устройство искусственной вентиляции лёгких, медицинские носилки, теплоотражающие костюмы, газоанализаторы и прочее оборудование. Боевой расчёт 8 человек включая водителя. Машина попала в специальное управление СУФПС №100 и выезжала в город только на крупные номерные пожары.

Вторым был тоже АГ-16(3205)мод.01НН, но в специальном исполнении. Машину в 2007 году заказали структуры Московской мэрии (ДГОЧСиПБ или УГЗ?) для специализированных пожарно-спасательных отрядов (СПСО) по охране новых автомобильных тоннелей. На базе этих СПСО впоследствии был организован Московский Пожарно-спасательный центр (ПСЦ). Машина заметно отличалась от стандартных пеленговских АГ-16(3205) как читсо внешне, так и расширенное комплектацией пожарно-спасательного оборудования. С правой стороны у задней колёсной арки появился дополнительный отсек в котором располагалась гидростанция Weber Hydraulik. В салоне был сделан специальный шкаф в котором размещался дополнительный комплект гидравлического аварийно-спасательного инструмента (ГАСИ). По этой причине количество расчёта было сокращено до 6 человек включая водителя. Для бойцов были предусмотрены только кислородные дыхательные аппараты. В комплектацию сразу были включены лестница-палка и лестница "штурмовка". Правда, был слух, что из-за увеличенной комплектации дополнительным оборудованием у этой машины были "проблемы с лишнем весом" из-за чего она "приседала" на задний мост. Изначально машина была приписана к СПСО№201, но вскоре была передана в ПЧ№69.

Третьей "пеленговской газовкой" в Москве стал... автомобиль связи и освещения АСО-16(3205)-01НН 2006 года выпуска. Но это уже знакомая нам история. Машина штатно комплектовалась мачтой с прожекторами, стационарным и переносным электрогенераторами. Это оборудование было аналогично устанавливаемым на АГ-16(3205)-01НН. Также в комплектацию входили катушки с электрокабелями, один электрический дымосос, переносные прожектора, комплект диэлектрики и шанцевый инструмент. Боевой расчёт составлял 6 человек включая водителя. Остальным оборудованием по нормам АГДЗС машину укомплектовали в ПЧ№2, к которой она была приписана. Внешне отличить пеленговские АГ-16 и АСО-16 довольно просто - у последнего по краям крыши установлены четыре (по два слева и справа) громкоговорящих устройства.

Эпоха иномарок
Как уже упоминалось выше, в середине 2000-х в Москве формируются СПСО. Для их комплектации изначально закупалась различная спецтехника производства немецких фирм
Ziegler (на шасси "Мерседес") и Magirus (на шасси "Ивеко").

В 2006 и 2007 годах было приобретено по одной машине типа GWG на шасси Mercedes-Benz Atego 1325AF производства Ziegler. Немецкая аббревиатура GWG расшифровывается как geratewagen gefahrgut. Слово "geratewagen" означает "пожарный автомобиль с пожарно-техническим вооружением для проведения работ по разборке конструкций на пожаре, а также аварийно-спасательных работ", а слово "gefahrgut" дословно переводится как "опасный груз". Машины поступившие в Москву делались и комплектовались под конкретный московский заказ, и изначально подразумевали использование их в качестве АГДЗС. Но помимо стандартного для московских "газовок" набора оборудования в виде генераторов, прожекторов, дымососов, спасательного оборудования и инструмента, машины комплектовались средствами для ликвидации химических аварий. Ведь в Германии именно GWG предназначены для устранения последствий аварий с ядовитыми газами, химикатами, отравляющими веществами и т.п.

На рубеже 2000-2010-х годов в ПСО№207 некоторое время в качестве "газовки" использовался аварийно-спасательный Magirus RW на шасси Iveco-Daily 65С18D. При этом машина была окрашена в цветографическую схему аварийно-спасательных служб, но на задней стенке присутствовала "пожарная" аббревиатура "ДЗ" указывающая на принадлежность к АГДЗС.

СПАСА
Эпоха иномарок в качестве шасси для московских "газовок" продолжилась новым классом отечественной пожарной спецтехнки. Я не берусь точно утверждать какой ход мыслей был у руководства структур правительства Москвы ответственных за пожарную безопасность города. Возможно, под впечатлением от немецких АСА им захотелось иметь аналог отечественного производства. А название
"автомобиль газодымозащитной службы" (АГ) не полностью и не совсем правильно отражало функционал возложенный на машины типа GWG и RW. Поэтому Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты населения Москвы, как официальный заказчик, выдало техзадание на "специальный пожарный аварийно-спасательный автомобиль - СПАСА 6". Ими планировалось заменить все старые отечественные АГДЗС в федеральных ПЧ Москвы, а также поставить на вооружение новых пожарно-спасательных отрядов (ПСО) Московского ПСЦ.

Разработка и производство новинки досталась нижегородской фирме "Пеленг". Однако новое название "СПАСА 6", прописанное в госконтракте и неподлежащие изменению, при проведении межведомственных испытаний создало проблемы производителю. Ведь такой класс машин отсутствовал в типаже пожарной техники, и представители МЧС отказывались её принимать. При этом в типаже присутствовало название "АСА-6". Пришлось "Пеленгу" идти на хитрость, и разделить аббревиатуру на две части. Первые машины были зарегистрированы как "СП АСА-6". Но проблемы с названием "СПАСА" продолжились уже в гарнизоне. В федеральных ПЧ они пришли на место штатных "газовок", и там их именовали "АГ" (хотя иногда по радиоэфиру проскакивало "СПАСА" вместо "АГ"). А в ПСО ПСЦ эти машины чаще именовали либо "СПАСА", либо "АСА", потому что они стояли в расчёте как штатные аварийно-спасательные автомобили. Хотя и у тех, и у других машины были одинаковые, с одним и тем же функционалом. Но в одной части это АГ, в другой это АСА, а в третьей это СПАСА. Такая путаница долго продолжаться не могла, поэтому "высочайшим повелением" было принято решение во всех пожарно-спасательных подразделениях гарнизона имеющих СПАСА использовать и именовать их как штатный АГДЗС.

Первые два СПАСА 6 на шасси Iveco Eurocargo МL100Е18 поступили в гарнизон в конце 2011 года, и были приписаны к 13-й и 44-й пожарным частям. В комплектацию машин входило: 5 штук ДА на сжатом воздухе, 5 штук кислородных ДА, 5 штук РУПТ "Игла", электрогенератор, мачта с четырьмя прожекторами, два съёмных дымососа-вентилятора - один с электроприводом, другой с приводом от собственного ДВС, гидростанция, куча всякого АСИ - режущего, пилящего, разжимающего. Костюмы ТОК и химзащиты, лестница-трёхколенка, спасательный круг, спасательный жилет и другое оборудование.

Установка дымососа-вентилятора для проведение тактической вентиляции
Установка дымососа-вентилятора для проведение тактической вентиляции

С 2012 года поставки пеленговских СПАСА-6 продолжились уже на шасси Iveco Eurocargo МL100Е18 с увеличенной базой, а с 2017 года СПАСА-6 для Москвы поставлялись на обновлённом шасси Iveco МL110-180L.

Стоит отметить, что московские СПАСА-6(Iveco МL100Е18) активно принимали участие в различных выставках и ведомственных показах по линии МЧС, где обратили на себя внимание руководства министерства. В 2014 году МЧС заказало СПАСА-6 производства ТПП "Пеленг", но уже на отечественном шасси КАМАЗ-4308. В дальнейшем МЧС заключило ещё один контракт на поставку СПАСА-6(4308) уже с другим производителем выигравшим тендер. Им оказался Мытищинский приборостроительный завод (МПЗ). В Москву СПАСА-6 на шасси КАМАЗ-4308 тогда не попали, так как столичный ДГОЧСиПБ предпочитал исключительно иномарки. Однако МПЗ "влез" и здесь, выиграв в 2018 году тендер на поставку в Москву одного СПАСА на шасси Iveco МL120-180L.

В 2021 году пеленговские СПАСА на шасси КАМАЗ-4308 всё же "добрались" до Москвы. Программа импортозамещения, принятая на высшем государственном уровне, вынудила столичный ДГОЧСиПБ отказаться от импортных шасси.

Но уже в 2022 году, как гласят слухи, завод КАМАЗ ощутил большие проблемы с выпуском модели "4308". Якобы среди комплектующих было немало импортных деталей, и после введённых санкций заводу пришлось временно приостановить производство данной модели для поиска новых поставщиков. В связи с этим, СПАСА заказанный в 2022 году базировался уже на шасси "ГАЗон-NEXT"- С41R33. Его производитель Нижегородский автомеханический завод "НАЗ".

В 2023 году было поставлено ещё несколько СПАСА на шасси "ГАЗон-NEXT"- С41R33.

***
Вот такая история получилась у московских "газовок" за прошедшие 90 лет. Какие машины будут использоваться в этом качестве в дальнейшем покажет время. А пока так...

---
Источники:
- архив автора;
- серия книг Александра Карпова "Пожарный автомобиль в СССР".

Выражаю благодарность:
- Александру Карпову за книги;
- Олегу Кириллову и Дмитрию Кирюшину за помощь с фотоматериалами;
- Владиславу Михайлову за консультацию по некоторым вопросам.