Напомню, что "сибирский дед" (это его партийный псевдоним, а не только название фильма) Нестор Александрович Каландаришвили выглядел очень колоритно: коммунист-анархист занимался в Иркутске фотографией, обзавёлся второй семьей, но, конечно, главной деятельностью была революционная... Впервые о нём я услышала, т.к. в школе училась с его правнучкой, и все родители знали, что эта семья - потомки того самого Каландаришвили, в честь которого в Сибири и на ДВ названы улицы...
Спорный момент с "ликвидацией" революционера-анархиста, чаще всего пишут, что Нестор Каландаришвили был намеренно послан на верную гибель в Якутию для подавления белогвардейского мятежа...
И вот зимой 1921-1922 годов при (40-50-градусных морозах!) Каландаришвили совершил трехтысячекилометровый поход. Близ Якутска, штабной эскадрон во главе с Каландаришвили 6 марта 1922 года попал в засаду белобандитов, и Нестор Александрович был смертельно ранен – пули пронзили голову и сердце. Похоронили его на кладбище якутской деревни Техтюр, но в 22-ом году торжественно перевезли в Иркутск, и Каландаришвили с тех пор лежит на горе Коммунаров - в Центральном парке: мы здесь много раз гуляли, поэтому сейчас ограничусь тем, что дам ссылки на статьи:
весной, летом, ранней весной...
невозможно налюбоваться Иерусалимской церковью и парком в разные времена года:
Улица Каландаришвили одна из самых старых в городе. Находится между параллельными ей улицами Пролетарской (Ивановской, Торговой) и Декабрьских Событий (Ланинской), начинается от пересечения с улицей Халтурина (когда-то носила достойное название Медведниковской - в честь купцов-меценатов, а не террористов так-то... я не против революционеров, но Степан Халтурин, боюсь, не вызывает у меня симпатий - как и все многочисленные покушенцы на Александра Второго - единственного царя, который что-то сделал для народа, минуточку!). Заканчивается улица пересечением с улицей Карла Маркса:
Прежнее название ― Грамматинская, ну да о том уже мало, кто помним... кстати, прабабушка моя частенько называла Сухэ-Батора улицей Красной Звезды, а дедушка-бабушка порой говорили Ланинская или Пестерёвская...
Нынешнее название улица получила сравнительно недавно ― в 1934-ом.
Мы начнём нашу прогулку от Халтурина (Медведниковской):
Последний раз мы с вами, дорогие читатели, были осенью этого года:
Тут мне нравится торец дома, который стоит по адресу Халтурина 6:
Напротив - серый дом по Халтурина 4, квартиры в котором высоко котировались в советское время (редкий пример "брежневок", кстати, ибо у нас их немного - все силы, видимо, были брошены на строительство БАМ-а, поэтому в 70-ые в Иркутске строили панельные хрущовки, микрорайоны... очень редко я встречаю именно брежневскую эпоху у нас... можете меня поправить - может, я просто что-то упускаю!):
Будто в тени этой серой громады на улице Желябова (Трапезниковская) притулились два дома 17-ых: один кажется нежилым уже:
А второй - пободрее:
И мы уже на перекрестке с Желябова, мы тут подробнее гуляли прошлой весной. Напомню:
Быстро, конечно, летит время... поэтому и стараюсь заснять то, что осталось:
Мы перешли улицу Желябова, отметили дом номер один - такого приятного кирпичного цвета:
и остановились рассмотреть дом по адресу Каландаришвили 3, который потихоньку уходит под землю:
Каландаришвили 5 привлекает внимание верандой, которая находится в плачевном состоянии и трансформаторной будкой, которая как раз весела и бодра:
В Иркутске я часто мысленно цитирую стихотворение Нелепый домишко, который Корней Чуковский так талантливо перевёл, что своих не узнать, что я даже не вспоминаю оригинал:
Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.
А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.
(из Нянюшкиных стишков английских)
Вообще я в тот морозный декабрьский день ходила на улицу Свердлова (Баснинскую), чтобы отправить посылку. Там работает 11-ое отделение, которое работает и допоздна, и по воскресеньями, и народу там в десять раз меньше, чем в моём, перегруженном...
Поэтому я тут немного отвлеклась и.. упустила 4-ый дом и дом 6/1 - не сфотографировала как следует, ибо поворачивала, а тут всё внимание на дом номер шесть. Нет, это не заваленный горизонт, а домик заваленный:
Мороз в первый день зимы был такой, что я постоянно снимала и надевала перчатки, а потом грела руки в карманах и вообще была рада оказаться на почте - уселась на стул и долго смотрела в одну точку - замёрзла!..
А в этом симпатичном домике (номер семь) находится частный детский сад "Семь звёзд":
Мы смотрим, что там на чётной стороне - через дорогу:
И надо запечатлеть угол с улицей Любарской Ударника:
На чётной стороне зимнее солнце приветливо выделило скромный дом под номером восемь. Вроде ничего в нём нет особенного, кроме зелёного цвета и "маленьковости", но почему-то я остановилась и залюбовалась:
Рядышком вот такой симпатичный домик притулился: солнце всё скрашивает, правда?
Ну, а напротив - сами знаете - "зады" ресторанов, баров, кофеен: "Коробок", "Библиотека", "Этика", Даблби" и других...
Немного истории, чтобы сделать передышку: в 1859 губернский секретарь Степан Бочаров открыл на Грамматинской улице «справочное место» ― то-то вроде нашего справочного бюро. Стол справок в том виде, который нам привычен, был открыт через несколько лет в Иркутске... В конце века на углу Грамматинской и Любарской ( улица Ударника) открылась «Русская гостиница», но отзывов о ней у меня, к сожалению, нет. А вот гостиница "Иркутск" часто упоминается в газетах того времени. Подозреваю, что это был "ребрендинг" русской гостиницы, т.к. адрес тот же:)
Ну, а апофеоз известности был, когда в декабре 1911 на углу улиц Большой и Грамматинской (Карла Маркса и Каландаришвили) появилось родовспомогательное заведение и больница Льва Зисмана, которое нам всем знакомо:
На этом мы с вами прощаемся! Надеюсь, что вам понравилась прогулка - люблю коротенькие улицы!..