Недетская жуть 1978 года. Темное фэнтези на стыке с ужастиком из Чехословакии – жесткое, бесцеремонное, с брутальным монстром. Текстом про фильм «Красавица и чудовище» продолжаю цикл о страшилках, вышедших в СССР до видеосалонов и кабельного телевидения. Написать про этот фильм посоветовали читатели. Спасибо!
Премьера фильма ЧССР «Красавица и чудовище» состоялась в СССР в 1981 году. К счастью, он прошел мимо меня: я бы сильно испугался. Детям такое лучше не показывать раньше среднего школьного возраста. Для зрителей помладше подойдет слегка тревожный, но в целом милый и веселый советский «Аленький цветочек» (1978), а кино Юрая Герца по сказке Жанны-Мари Лепренс де Бомон и сегодня выглядит жестче некоторых обычных хорроров.
Чехословацкий классик хоррора
Жуткость фильма неслучайна. Герц – мастер мрачного жанра. Начал с кино про серийника «Знамение рака» (1967), применил хоррор и черный юмор в «Крематоре» (1968), в 1970-м снял «Ночные кошмары», в «Моргиане» (1972) по опальному роману Александра Грина применил психологический хоррор. 1978 год – «Красавица и чудовище», а дальше – страшнее. В 1979 году – ужастик «Девятое сердце», в 1982 году – «Упырь от Ферата», сопоставимый с грайндхаус-кино США. В 2009 году – триллер-хоррор «Тьма» (T.M.A.).
Монстр Черного леса
Саспенс приходит с пролога. Всадники с повозками движутся в тумане по гниющему Черному лесу с руинами замка. «Всякий, кто перебирается через этот зловещий лес...» – говорит простолюдинка... Багровый рассвет, карканье ворон.
На титрах – готическая живопись (в «Крематоре» использован Босх, на постере «Красавица и чудовище» хоррор-искаженный портрет жены Рембрандта). Далее – сельский гиперреализм в духе Питера Брейгеля, с грязью, разделкой туш, добавкой крови в еду, с атмосферой этно-хоррора... Отец-купец обещает трем дочкам сувениры. Юлия просит красивый цветок.
Уже на 13-й минуте в чаще виден кто-то вроде орка. Идущих по Черному лесу путников ждет печальная участь, верившая в легенды девушка попадает в монстр-хоррор-эпизод, безуспешно убегая от мутанта...
Отец-купец в Черном лесу забирается в замок, логово мутанта-серийника. В замке мрачно: дымно, угольно-красно, кажется, ощутим даже гнилостный запах лестной заброшки... Живая камера, ракурс глазами монстра, в кадре только рука (так вводят в действие маньяков в джалло) с когтями как у птицы.
На 43-й минуте окажется, что гоблиноподобное существо – прислуга, а босс в этой игре крупнее и ужаснее. Художники поработали славно: у Чудовища голова гигантского орла (хорошо, что не голубя, было бы запредельно жутко), тело частично покрыто ободранными перьями, руки – когтистые лапы. Такое может легко являться в детские сны...
Невеселая сказка
Возможно, этот фильм вдохновил Александра Митту на съемки грязной, жуткой и неубедительной в показе победы добра «Сказки странствий». Драматургия у Герца местами слабее, чем у Митты. Действия суетливые, как и монтаж, трудно объяснить присутствие здоровых мужиков в прислуге у Чудовища... Но это всё мелочи, главное, что ужастик удался.
В основном страшное происходит за 50 минут, далее – мелодрама. Кажется, Чудовищу уже нечем напугать, но автор умудряется навести дрожь даже позитивной сценой, в которой героиня прикасается к монстру. Вроде, все хорошо, когтистая лапа становится рукой, но это ошарашивает. Далее снова саспенс: зритель ждет, когда героиня обернется и увидит хозяина замка...
Кстати, мрачности этой сказке добавляет возможное реалистичное объяснение: знатный род поразила проказа, его последний представитель живет в затворничестве, нападая на путников, забирая в плен женщин... Да, в жизни не повезло, но все-таки трудно придумать оправдания такому поведению.
До самого финала давит психологический хоррор. Чудовище ведь настоящий монстр, совершивший много особо тяжких деяний, его путь к тихому семейному счастью кажется незаслуженным. А героиня выглядит не очень адекватной, сближаясь со злодеем, который толком не раскаялся.
Кино близко к психопатологическому триллеру. С одним важным нюансом: у пленницы маньяка-серийника так развит стокгольмский синдром, что возникает желание оставаться во власти злодея. Финал со снятием проклятия ничего не решает: у злодея новое лицо, но его личность вряд ли изменилась. Эта беспросветность, несмотря на декларативный хэппи-энд, усугубляет ситуацию: фильм не только страшный, но еще и «тёмный».
Тут лежат все тексты рубрики «Самые страшные фильмы советского детства». Если я забыл что-то туда добавить, подскажите, пожалуйста. Интересует кино, появившееся в стране до кабеля и видеосалонов.