Жуть и готика от автора «Экипажа». Этим текстом продолжаю вспоминать страшные фильмы, показанные в СССР до эпохи видеосалонов и кабельного ТВ. Написать про «Сказку странствий» Александра Митты посоветовали читатели. Сам бы я, наверно, не решился.
Марта и ее брат Май нищенствуют, хотя у паренька есть дар – способность находить клады. Пара антагонистов похищает Мая, чтобы разбогатеть. Марта отправляется на поиски брата и встречает в пути изобретателя Орландо (Андрей Миронов). Годами бродя по болезненной чумазой Европе, они видят странных людей и неприятные чудеса. И чем дальше, тем хуже.
Что за средневековье!
У меня сложно с этим кино: несколько раз смотрел кусками, не было сил удержаться у экрана. Работал некий рефлекс, берегущий психику. Не сказать, что было страшно, скорее неприятно и тоскливо. Давила суровость средневековья, ощущалось, что у добра нет сил для сказочной победы над злом. Её и не произошло, неуклюжий поворот сюжета в финале не спас ситуацию.
Митта после «Экипажа» продолжил нагонять тревогу: снял «готику» с триллером и ужастиком, упадничеством и грязью. Но заявил, что «страшная сказка» – не ровня хоррорам: они «подавляют человека», а его кино якобы облагораживает.
Целебность искусства Митта преувеличил: безнадега у него сильна до развязки. По вопросу о хорроре. К началу 80-х «эксплуатация» в жанре доминировала, но были и возвышенные картины («Чужой», «Экзорцист»). У Митты, конечно, не цельный фильм ужасов, но он похож на сборник ужастиков, триллеров и мрачных антиутопий в рамках «дорожного» фэнтези-сюжета.
Фильм сумбурный, с провальными попытками полит-аллегорий. Культ дракона якобы разоблачает СССР как «бензоколонку», но по факту мораль тут скорее не полит-экономическая, а «зеленая». Мор в Европе, по задумке Митты, которую кроме дующих на воду конспирологов Чехословакии никто не понял, отсылает к танкам 1968 года. Даже смешно. Что тогда зараза? Митта считает, что танки, но почему не всплеск радикализма в стране? Лучше и не гадать, пустое занятие.
«Сказка странствий» выглядит «бэшкой», её неряшливость разочаровывает после «Экипажа». Но видны и старания: масса практических спецэффектов, смена локаций (Крым, Подмосковье, ЧССР), нацеленность на кинороман, а также очевидные попытки напугать.
Поджанры жути
Первую пугалку с похитителями в рождественских костюмах можно принять за детскую сказку. Но уже на десятой минуте красное пятно на снегу перед телегой, где недавно стояла лошадь, дает сигнал: мелких от телевизора лучше убрать. В каждом новом местечке, что посещают герои, свои мрачные тайны и традиции.
Наполнен саспенсом проход по спине сросшегося с горным хребтом дракона, атмосфера как в японских кайдзю-фильмах. Затем – эстетика фолк-хоррора и антиутопий про секты: ритуалы в селении драконопоклонников. Когда проснется дракон, обладатель весьма противной морды, будут сцены, близкие к «Легенде о динозавре», да еще с приветом любителям «Экипажа».
История про абсурдистский суд ближе к сатире в стиле антиутопии, но и тут не без жесткости. На этот раз – экзекуции. В средневековом изоляторе орудует щипцами здоровяк в красном капюшоне, героев замуровывают в башне с остатками от других искателей приключений...
«Странные праздники, что-то меня знобит от этого веселья», – Орландо не восторге от Веселого города, в который пришла чума. Наводят оторопь сцены бедствия, вызванного колдуньей, мортусы с огромными деревянными граблями, похожими на руки демонов. И совсем очевидный ужастик, в духе классики США середины 20 века, происходит в лесу при атаке ведьмы. Это чётко мистический хоррор, хоть и технически примитивный.
В кульминации звучит: «Тобой же детей пугают!» На этот раз – триллер. Охота на «живые мишени», копания в психологии злодея и новая «катастрофа». Митта наполнил фильм «жанром» от и до. Идейно и художественно странствия не привели его к намеченным целям, но зато вышло страшновато.
Тут лежат все тексты рубрики «Самые страшные фильмы советского детства». Если я забыл что-то туда добавить, подскажите, пожалуйста. Интересует кино, появившееся в стране до кабеля и видеосалонов.